Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:20, реферат
Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.
Введение
Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:
Киевские знакомства Куприна
Сотрудничество в периодических изданиях
1.2.1. “Русское богатство”
“Киевское слово”
“Киевлянин”
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы киевского периода
“Киевские типы”
“Миниатюры”
Выводы _
Список использованной литературы _
Киевский период жизни и творчества А.И. Куприна
Содержание
Введение
Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:
1.2.1. “Русское богатство”
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы киевского периода
Выводы _
Список использованной литературы _
Реферат
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данной работе является киевский период жизни и творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является рассмотрение периода становления А.И. Куприна как писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
· рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна
· изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу его в периодических изданиях древнего города;
· рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа
· проанализировать сборники “Киевские типы” и “Миниатюры”
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа и описательный.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать его работу в газетах и журналах как журналиста и как начинающего писателя.
ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы, подготовка к семинарам.
КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО, КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ, ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА
Введение
Среди выдающихся русских
писателей начала XX века одно из наиболее
видных и своеобразных мест принадлежит
Александру Ивановичу Куприну. Начав
литературную деятельность в самом
конце 80-х годов прошлого века, Куприн
за свою почти пятидесятилетнюю творческую
жизнь создал немало значительных произведений,
выдержавших испытание
Александр Иванович Куприн
родился 7 сентября 1870 года в уездном
городе Наровчате Пензенской губернии,
в семье мелкого чиновника-
через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нем, описанном много лет спустя в рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года.
По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе" ("Кадеты").
Осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в августе 1890 года.
В это время Куприн впервые печатается. Это небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок" от 3 декабря 1899, № 48, который автор считал не удавшимся.
Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на службу в 46-й пехотный Днепровский полк.
В годы военной службы Александр Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много стихотворений и, кроме того, несколько произведений в прозе.
Однако, необходимо было совершенствовать свое мастерство, а для этого нужно было уехать из провинции.
Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством вырваться в те годы из захолустной армейской среды было для офицера поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года “тянет” служебную лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в отставку, покидает Проскуров и переезжает в Киев.
Я всегда восхищалась умением Александра Ивановича Куприна так красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать глубокий смысл в краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне представилась возможность глубже изучить его жизнь. И, не смотря на то, что широкая известность и слава придут к нему намного позже темой своей работы я выбрала именно Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как раз тогда и формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о котором пронесут сквозь века.
Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал талантом, но прекрасно понимал, что на одном таланте без большого жизненного материала долго не продержишься. В одном из своих писем он писал о том, что, когда он вышел из полка, “самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний - ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и на книги”. [15,9]
Живя в Киеве, так как
специальности Александр
Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал ее во всех ее качествах, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор.
Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с передвижными цирками. [16,148]
И так постепенно, из года в год, Куприн стал таким же бывалым человеком, как Горький, с которым он потом подружился, как Лесков, - стал знатоком своего народа и его описателем. Поэтому он никогда не чувствовал недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он 'рассказывал живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и всем окружающим.
Глава І. Становление Куприна как писателя
Как я уже говорила, А.И.
Куприн пробовал себя в роли писателя
и поэта еще находясь на службе
в армии, но лишь с появлением Куприна
в Киеве начинается его формирование
как профессионального
В 1894 году в солидном столичном
журнале “Русское богатство”, в
котором уже был напечатан
его юношеский “Последний дебют”,
было опубликовано “Дознание”, что
стало хорошим началом для
молодого писателя. Беллетристикой “Русского
богатства” руководил В.Г. Короленко,
выдающийся писатель-революционер, демократ
и последовательный реалист. Его
правой рукой был критик Н.К. Михайловский,
воспитанный “Отечественными
С сентября 1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах “Киевское слово”, "Жизнь и искусство", а с февраля 1895 года - в газете “Киевлянин”, а также в ряде иногородних газет: “Волынь” в Житомире, “Донская речь”, “Приазовский край” в Ростове–на-Дону, “Самарская газета”, “Донская речь” в Новочеркасске, “Одесские новости” и проч. Он печатает в этих газетах рассказы, очерки, статьи и стихи, подписывая их различными псевдонимами: Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов, Киевлянин, NN.; криптонимами: А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а иногда и такие как Януш, Еgo, -инъ и др. Лишь под немногими из своих произведений этих лет ставит он полную подпись.[1,10].
Из всего напечатанного в киевских газетах: фельетоны, рецензии, судебные отчеты, передовые статьи – на данный момент наиболее рассмотрены и, по словам В. Афанасьева, “представляют наибольший интерес” его рассказы.
В ранних произведениях 1893-1896 г. еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины и зарисовки имеют совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут глубокой симпатией к простому человеку. Это видно в рассказах армейской тематики (“Дознание”, “Прапорщик армейский”), рассказах обличающих чиновников-взяточников и пройдох (“Негласная ревизия”, “Просительница”). В раннем периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому анализу (“Страшная минута”, “Ночлег”).
В серии фельетонов и очерков
Куприн дает зарисовки обитателей большого
города. Источником вдохновения, для
написания этих произведений, служит
изображение реальной, окружающей автора
жизни с стремлением преодолеть
журналистскую, газетную фотографичность.
Меткость рисунка, сочность красок отличают
серию “Киевские типы”, в которую
объединены эти фельетоны и очерки.
В них появилась большая
Редакция газеты “Киевское слово” в предисловии к очерку “Вор” оправдывалась, что новая серия “Киевских типов” не будет выходить за рамки Киева, но очерки Куприна действительно имели всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее значительными оказались “Студент - драгун”, “Лжесвидетель”, “Босяк”, “Вор”, “Художник”, “Доктор”, “Хайжушка”.
Киевский период был плодотворным
в жизни и творчестве А.И. Куприна.
Не смотря на ряд не совсем приятных
моментов, пребывание в Киеве и
работа в газетах дали Александру
Ивановичу возможность
Писатель умел близко сходиться с простыми людьми, жить их заботами, радостями и печалями, возможно именно в этом и кроется секрет его писательского своеобразия.
К началу ХІХ века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым, Л. Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым, И. Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие в Киеве украинские писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]
В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными литературными силами. Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному труду за письменным столом, оттачивает свое перо “быстрописателя”, приобретает необходимый писательский навык, которым будет пользоваться постоянно.
Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал, познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как результат этой поездки стала повесть “Молох”.
Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как о “лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь”.[8,21]
В Киевских газетах под рубриками “Из записной книжки репортера” и “Маленькая хроника” печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные диалогами, сценками, яркими зарисовками.
Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью работал репортером, считая, что репортерская работа – разновидность литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и все уметь рассказать.
Профессия журналиста благотворно
сказалась на художественном творчестве
Куприна. Сотрудничество Куприна с
киевскими газетами и журналами
совпало с широким
Глава ІІ. “Киевские типы” и “Миниатюры”
Почти три четверти всего написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900 года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели свет и первые книжки Александра Ивановича – “Киевские типы” (1896 год) и “Миниатюры” (1897 год).
Отличительной чертой этих
очерков было то, что они представляли
итог определенного наблюдения, изучения
и обобщения конкретного
Информация о работе Киевский период жизни и творчества Куприна