Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:20, реферат
Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.
Введение
Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:
Киевские знакомства Куприна
Сотрудничество в периодических изданиях
1.2.1. “Русское богатство”
“Киевское слово”
“Киевлянин”
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы киевского периода
“Киевские типы”
“Миниатюры”
Выводы _
Список использованной литературы _
Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.
Как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира.
“Киевские типы” принадлежат к широко распространенному в конце 80-х – начале 90-х годов в русской литературе типу очерков “городских типов”.
Первая книга рассказов Куприна была издана в Киеве при непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.
С.А. Карышев позже вспоминал,
что в свое время именно он предложил
Куприну написать что-то для одной
из киевских газет и, после того как
Карышев написал редактору
Куприн задавался целью изобразить “собирательные черты тех групп индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то или иное влияние”. [3,23]
Тематически “Киевские типы” можно разделить на две группы зарисовок: одна из них – портреты, в которой без всякого шаржа и утрировки, по сатирически остро показаны черты обывателей и мещанства; другая группа – портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.
Очерк “Студент - драгун”
имел значительный успех, объяснявшийся
исключительной меткостью образной
характеристики. В студентах-
Один из самых ярких очерков серии “Киевские типы” - “Художник” имеет отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о декадентствующем живописце, который презрительно отвергает реалистическое искусство, как классическое, так и современное.
Куприн и сам испытал влияние декадентства, хотя оно и было кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает подобных деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные таланты, и только немногим удается вырваться из этой “инертной и бездарной” среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об “имущих” - “Доктор”, “Квартирная хозяйка”, “Заяц”. Проходит вереница людей, все мелочное существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у которых нет ни тени любви к своему делу.
Все эти очерки интересны еще и тем, что они, как я уже говорила, являются своеобразными набросками, эскизами к более поздним произведениям писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных комнат Анны Фридриховну в рассказе “Река жизни”. Вообще роль киевских впечатлений во всем последующем творчестве писателя чрезвычайно велика.
Сборник рассказов “Миниатюры” объединил в себе более двадцать произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира.
В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна “Миниатюры”. Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала для книги шрифт, бумагу и прочее. [16,150]
Куприн горячо сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.
Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения, в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик “хозяев жизни”. Эти характерные особенности раннего творчества Куприна найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении – повести “Молох”, который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.
Выводы
Первые рассказы Александра
Ивановича Куприна, во многом еще
художественно несовершенны, привлекают
тематическим разнообразием, вниманием
к простому человеку, прославлением
его нравственных достоинств – самоуважения,
находчивости, гордости. Куприн принадлежит
к тем писателям, которые умеют
заинтересовать читателя сюжетом рассказа,
поразить неожиданной развязкой. Но
под час у него внимание к маленькому
человеку оборачивается
В киевских газетах Куприным
было напечатано свыше сорока рассказов.
Наряду с реалистическими
О “Миниатюрах” Куприн позднее говорил, что без стыда не может вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. “Она, слава богу, не привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков… Разошлась она быстро благодаря пошлейшей обложке…” [12,29], но для читателя и исследователя она очень ценна.
Прямо Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.
Он повсюду искал ту
силу, что могла бы поднять человека
до состояния внутреннего
Он пришел к этому решению поздно, после трудной и сложной жизни, после дружбы и разрыва с Горьким, после своего противоречивого и не всегда ясного отношения к революционным событиям, после некоторой склонности к анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и утомленный своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими исканиями и раздумьями.
Украина занимает видное место в творчестве писателя. И это не случайно. Многое в жизни Куприна было связано с нею.
Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища протекала в Украине – в Проскурове и Волочиске. “Поединок” - наиболее значительное из произведений Куприна, в которых нашли свое воплощение впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как “Олеся”, “Конокрады”, “Лесная глушь”, “Серебряный волк”, “На глухарей”.
Не довелось Куприну после возвращения на Родину побывать на Украине, в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней, где были созданы самые известные его произведения.
Для читателей Куприн остается
одним из лучших представителей классического
реализма, певцом человеческой преданности
и любви, верности и мужества, одним
из самых любимых русских
Мы должны быть благодарны Куприну за все за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.
Список использованной литературы
1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972
2. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн “Критико-биографический очерк” гос. из-во “Худ.лит.”. - М., 1960
3. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн “Критико-биографический очерк” Из-во Академия наук СССР. – М., - Л., 1956
4. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981
5. Дейч А.И. День нынешний и день минувший. - М, 1969
6. Крутикова Л.В. А.И. Куприн (1870–1934): из-во “Просвещение”. - Л., 1971
7. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е. - М., 1987
8. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983
9. Куприн А.И. листригоны: Рассказы, очерки, воспоминания. – Симферополь: Таврия, 1984
10. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. - М., “Худ.лит.”, 1973
11. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т. І-ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. - М., “Худ.лит.”,1970
12. Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975
13. Михайлов О.Н. А.И. Куприн.-М.,1981
14. Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе. – К.,1985
15. Смирнова Л.А. История литературы конца хІх – начала хх вв.. - Л.,1997
16. Хинкулов Л. На рубеже веков (Александр Куприн)// Хинкулов Л. Золовые ворота Киева. - К., 1988
17. Хінкулов Л. Олександр Іванович Купрін // Хінкулов Л. Літературні зістрічі: Розповіді про письменників у Києві. -К.,1980
Информация о работе Киевский период жизни и творчества Куприна