Киевский период жизни и творчества Куприна

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:20, реферат

Краткое описание

Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.

Оглавление

Введение
Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:
Киевские знакомства Куприна
Сотрудничество в периодических изданиях
1.2.1. “Русское богатство”
“Киевское слово”
“Киевлянин”
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы киевского периода
“Киевские типы”
“Миниатюры”
Выводы _
Список использованной литературы _

Файлы: 1 файл

Киевский период жизни и творчества А.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или  иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.

Как не пестры очерки, в целом  все же воссоздают они страшную картину  падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира.

“Киевские типы” принадлежат  к широко распространенному в  конце 80-х – начале 90-х годов  в русской литературе типу очерков  “городских типов”.

Первая книга рассказов  Куприна была издана в Киеве при  непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним приезжал из Петербурга известный  баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.

С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время именно он предложил  Куприну написать что-то для одной  из киевских газет и, после того как  Карышев написал редактору рекомендательное письмо, молодого писателя. [16,150]

Куприн задавался целью  изобразить “собирательные черты тех  групп индивидуумов, на которые известная  профессия и местные условия  имели то или иное влияние”. [3,23]

Тематически “Киевские типы”  можно разделить на две группы зарисовок: одна из них – портреты, в которой без всякого шаржа  и утрировки, по сатирически остро  показаны черты обывателей и мещанства; другая группа – портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.

Очерк “Студент - драгун”  имел значительный успех, объяснявшийся  исключительной меткостью образной характеристики. В студентах-белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было воплощено  все духовное убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в  новенькие мундиры, рисуясь военной  выправкой, эти представители золотой  молодежи бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их чванливость была равна их невежеству.

Один из самых ярких  очерков серии “Киевские типы” - “Художник” имеет отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о декадентствующем живописце, который презрительно отвергает  реалистическое искусство, как классическое, так и современное.

Куприн и сам испытал  влияние декадентства, хотя оно и  было кратковременным и лишь в  самом начале творчества. Автор высмеивает подобных деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем  посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные таланты, и только немногим удается вырваться  из этой “инертной и бездарной” среды. К этой же теме можно отнести  и другие очерки об “имущих” - “Доктор”, “Квартирная хозяйка”, “Заяц”. Проходит вереница людей, все мелочное существование  которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у  которых нет ни тени любви к  своему делу.

Все эти очерки интересны  еще и тем, что они, как я  уже говорила, являются своеобразными  набросками, эскизами к более поздним  произведениям писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном  очерке, по мнению многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных  комнат Анны Фридриховну в рассказе “Река жизни”. Вообще роль киевских впечатлений во всем последующем  творчестве писателя чрезвычайно велика.

Сборник рассказов “Миниатюры”  объединил в себе более двадцать произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева  и Житомира.

В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна  “Миниатюры”. Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала для книги  шрифт, бумагу и прочее. [16,150]

Куприн горячо сочувствует  своему герою, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.

Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения, в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик “хозяев жизни”. Эти характерные особенности раннего творчества Куприна найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении – повести “Молох”, который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.

Выводы 

Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще  художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием  к простому человеку, прославлением  его нравственных достоинств – самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит  к тем писателям, которые умеют  заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования –  внешней занимательностью.

В киевских газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов. Наряду с реалистическими произведениями, какими являются “Дознание” и “Ночлег”, психологически тонкими рассказами, как “Негласная ревизия” и “К славе”, чудесной полной большой человечности миниатюре “Allez”, которой восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые, мелодраматические произведения: “Странный случай”, “Каприз”, типичные для журналов и газет тех времен.

О “Миниатюрах” Куприн позднее  говорил, что без стыда не может  вспомнить, столько в этой книге  было плохих рассказов. “Она, слава  богу, не привлекла внимания даже безработных  провинциальных критиков… Разошлась  она быстро благодаря пошлейшей  обложке…” [12,29], но для читателя и  исследователя она очень ценна.

Прямо Куприн говорит о  любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает  к человечности.

Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. В поисках  он шел по разным путям, часто заблуждался, но в конце концов пришел к единственно  правильному решению, что только величайший гений социализма приведет к расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире.

Он пришел к этому решению  поздно, после трудной и сложной  жизни, после дружбы и разрыва  с Горьким, после своего противоречивого  и не всегда ясного отношения к  революционным событиям, после некоторой  склонности к анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и утомленный своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими исканиями и раздумьями.

Украина занимает видное место  в творчестве писателя. И это не случайно. Многое в жизни Куприна  было связано с нею.

Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища  протекала в Украине – в  Проскурове и Волочиске. “Поединок” - наиболее значительное из произведений Куприна, в которых нашли свое воплощение впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из крестьянской жизни, к которым  впоследствии присоединились и такие  вещи, как “Олеся”, “Конокрады”, “Лесная  глушь”, “Серебряный волк”, “На  глухарей”.

Не довелось Куприну после  возвращения на Родину побывать на Украине, в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней, где были созданы самые известные  его произведения.

Для читателей Куприн остается одним из лучших представителей классического  реализма, певцом человеческой преданности  и любви, верности и мужества, одним  из самых любимых русских писателей.

Мы должны быть благодарны Куприну за все за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую  веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем  способность загораться от самого незначительного  соприкосновения с поэзией и  свободно и легко писать об этом.

Список использованной литературы

1.       Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972

2.       Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн “Критико-биографический очерк” гос. из-во “Худ.лит.”. - М., 1960

3.       Берков П.Н. Александр Иванович Куприн “Критико-биографический очерк” Из-во Академия наук СССР. – М., - Л., 1956

4.       Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981

5.       Дейч А.И. День нынешний и день минувший. - М, 1969

6.       Крутикова Л.В. А.И. Куприн (1870–1934): из-во “Просвещение”. - Л., 1971

7.       Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е. - М., 1987

8.       Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983

9.       Куприн А.И. листригоны: Рассказы, очерки, воспоминания. – Симферополь: Таврия, 1984

10.   Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. - М., “Худ.лит.”, 1973

11.   Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т. І-ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. - М., “Худ.лит.”,1970

12.   Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975

13.   Михайлов О.Н. А.И. Куприн.-М.,1981

14.   Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе. – К.,1985

15.   Смирнова Л.А. История литературы конца хІх – начала хх вв.. - Л.,1997

16.   Хинкулов Л. На рубеже веков (Александр Куприн)// Хинкулов Л. Золовые ворота Киева. - К., 1988

17.   Хінкулов Л. Олександр Іванович Купрін // Хінкулов Л. Літературні зістрічі: Розповіді про письменників у Києві. -К.,1980


Информация о работе Киевский период жизни и творчества Куприна