Жизнь творчество Брюсова

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:21, реферат

Краткое описание

О научной пытливости Брюсова и жажде поделиться с читателем приобретенными знаниями свидетельствуют библиографические обзоры новой литературы в популярном дореволюционном вестнике классической филологии «Гермес», в котором он постоянно сотрудничал. Брюсов охотно выступал с лекциями и в ученых собраниях, и перед широкой аудиторией

Оглавление

Введение 3
1. Биография В.Я. Брюсова…………………………………………………..5
2. Зарождение интереса к античности у писателя………………………….8
3. Произведения посвященные античности у Брюсова…………………...11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

   

 

Введение

   Валерий Яковлевич Брюсов—поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк, один из организаторов и признанный лидер русского символизма.

Актуальность выбранной  темы для реферата, заключается в  том что, существует много взглядов на античность, но именно Брюсов является одним из наиболее ярких представителей русских исследователей данного времени.

О научной пытливости Брюсова и жажде поделиться с читателем приобретенными знаниями свидетельствуют библиографические обзоры новой литературы в популярном дореволюционном вестнике классической филологии «Гермес», в котором он постоянно сотрудничал. Брюсов охотно выступал с лекциями и в ученых собраниях, и перед широкой аудиторией. Даже в январе тревожного 1917 г. во время кратковременной командировки в Баку умудрился прочесть научный доклад «О древнейших культурах человечества в их взаимодействии» и напечатать его расширенный вариант в журнале «Летопись» под выразительным заголовком «Учители учителей». Основная идея доклада: для европейцев учителями были древние греки и римляне, но цивилизация существовала значительно раньше, и античность училась у своих предшественников — мудрецов Древнего Востока, Месопотамии, Финикии, у египтян, атлантов и эгейцев. В очерке нашлось место для заметок о мифологии, об исторических корнях Троянской войны, о Шлимане и Гомере, в котором Брюсов видел «вдохновенного поэта», о Фридрихе Августе Вольфе и других классиках «гомеровского вопроса». Здесь, может быть, впервые массовый русский читатель узнавал тогда о недавно открытой эгейской культуре и ее носителях. Этот раздел мог занять принципиальное место в новаторском историческом труде, задуманном еще молодым Брюсовым (1898).

Цель данной работы, в  первую очередь это узнать взгляды  Брюсова, на античное время, которые  он передавал в своём творчестве.

Задачи  данной работы:

- ознакомиться с биографией  В.Я Брюсова.

- узнать, как зарождался  интерес у писателя к античности.

- познакомиться с произведениями у Брюсова по античности.

 

1.Биография В.Я. Брюсова.

Валерий Яковлевич Брюсов, русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, родился в 1873 году в Москве в зажиточной купеческой семье.

Отец, Яков Кузьмич, был большим любителем скачек и фантазером. Он настойчиво занимался самообразованием: много читал, посещал лекции в Петровской сельскохозяйственной академии, интересовался философией, естествознанием и математикой, ему были близки идеи "шестидесятников". В.Я.Брюсов впоследствии вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо почиталась в семье поэзия Н.Некрасова. Торговля отца не привлекала. Выписавшись из купеческого звания, он стал жить на проценты с капитала.

  Валерий рос живым  и любознательным ребенком. По  газетам, в четыре года, он научился  читать. К нему приглашали учителей  и гувернанток. Родители мальчика  были сторонниками рационального  воспитания и вместо игрушек покупали ему модели паровых машин и физические приборы. Ребенок читал не сказки, а очерки биографий великих людей и книги научного содержания, он мог часами рассматривать зоологический атлас и читать Брэма, рано познакомился с Габорио, позднее увлекся Ж.Верном, Ф.Купером, М.Ридом, Г.Эмаром [6;105].

  В одиннадцать  лет Валерия отдали в частную  гимназию Ф.И.Креймана. Учились в  ней, в основном, дети купцов  и дворян. Предпочтение отдавалось  изучению этимологии и синтаксиса  русского языка, латинскому и греческому языкам. Кружок гимназистов выпускал рукописный журнал и Брюсов активно в нем сотрудничал, но был исключен из гимназии за памфлеты, направленные против учителей и затрагивающие гражданскую тематику.

  В 1890 году, успешно  выдержав экзамены, юноша поступил в шестой класс известнейшей в Москве гимназии Л.И.Поливанова. В этот период Валерий увлекся математикой и философией, астрономией и литературой. Он читал Канта, Спинозу и Шопенгауэра, познакомился с поэзией французских символистов - Верленом, Малларме, Рембо. Выпускал рукописную газету и участвовал в издании гимназического журнала "Начало".

  После окончания  гимназии, в 1892 году, Брюсов поступил  в Московский университет на  философский факультет, однако  через год перевелся на исторический. В университете молодой человек углубленно изучал не только историю и философию, но и литературу, искусство, древние и современные языки. Одновременно он искал свое место в поэзии. В своем дневнике в 1893 году Брюсов записывает: "Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его...Надо...найти путеводную звезду в тумане...это декадентство...оно идет вперед...будущее принадлежит ему...вождем буду я!.." [5,85].

  В 1885 году поэт  издает сборник стихов "Шедевры", в котором намечаются основные мотивы дальнейшего творчества (мир одинокого человека и большого города, любовь, искусство и природа с ее первозданной красотой), который также был встречен негативно. Однако издание этих книг принесло поэту известность, в том числе, в литературных кругах. В.Брюсов знакомится с К.Бальмонтом и А.Добролюбовым, З.Гиппиус и Д.Мережковским, И.Буниным и др.

   Закончив университет  (1899), Брюсов полностью посвящает  себя литературной деятельности - занимается проблемами истории  и теории литературы, изучает  творчество А.С.Пушкина - его биографию и поэтическую технику. Знакомится с молодыми литераторами С.А.Поляковым и Ю.К.Балтрушайтисом и они, на средства Полякова, создают издательство "Скорпион" (1901), в котором начинают выходить произведения сторонников "нового искусства". Как большой поэт Брюсов получает признание, в том числе и от М.Горького, после выхода в издательстве книги стихов "Третья стража", ставшей событием русской литературы. В этот период поэт деятелен и уверен в себе, он не только сотрудничает с издательством "Скорпион" и журналом "Мир искусства", но является секретарем журнала "Русский архив", корреспондентом лондонского журнала "Athenaeum", читает лекции в Историческом музее и русском кружке в Париже. [7,8]

В 1903 году Брюсов издает одну из своих лучших книг "Граду и миру". Широта мысли, накал страстей, разнообразие стихотворных размеров выдвинули поэта в ряд крупнейших поэтов своего времени. В этот же период был создан ежемесячный журнал нового искусства "Весы" (1904), который, первое время, полностью делал поэт: от составления номера до читки корректур.

Февральскую революцию  поэт принял безоговорочно - выполнял различные чиновничьи функции, читал  курс лекций в университете Шанявского. Одновременно готовил собрание своих  сочинений, а также полное собрание стихов и поэм Э.Верхарна, с которым был дружен. Еще в 1906 году в издательстве "Скорпион" вышла книга "Эмиль Верхарн. Стихи о современности. В переводе Валерия Брюсова". Однако, усталость духовная и физическая, стали все чаще напоминать о себе. Поэт стал терять прежние ориентиры - нет символизма, что делать дальше - неизвестно.

Октябрьскую революцию  поэт приветствовал и решительно встал на сторону Советской власти. В 1920 году он вступил в партию. В  этот период Брюсов последовательно  занимает ряд должностей в Наркомпросе, работает в Госиздате, читает курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, теории стиха и латинскому языку в Московском университете. В 1919 году становится председателем Всероссийского союза поэтов, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института (1921), созданного по его инициативе. Одновременно Брюсов работает над новыми сборниками стихов, лучшим из которых стал "В такие дали" (1921).

Поэт-новатор, певец русского модернизма, энциклопедически образованный человек, драматург и переводчик, прекрасный организатор умер в Москве от тяжелого воспаления легких 9 октября 1924 года [6,312].

 

 

  1. Зарождение интереса к античности у писателя.

Справедливо замечание  М. Гаспарова, немало поработавшего  над подготовкой издания сочинений В.Я. Брюсова, относительно двух периодов в его творчестве (ранние стихи и поздняя проза: 1890-е и 1910-е годы), когда античность играла особенно заметную роль, отразив серьезные сдвиги в истории страны и духовной биографии писателя [5,231].

В общих чертах концепция  Гаспарова представляется верной, хотя и несколько схематично прямолинейной. Хотелось бы подчеркнуть непрерывность  античных пристрастий Брюсова на протяжении всей его творческой жизни, а не спорадических приступов  ностальгии. Интерес к античности возникал не вдруг и не убывал, а присутствовал постоянно, гнездясь в сознании и подсознании поэта, это был некий магический кристалл, сквозь который реальность воспринималась преображенной. Она (античность) преследовала его от первых стихотворных опытов до завершающего советского периода. История не уводила писателя от действительности, а скорее приближала к ней, углубляла и объясняла ее. Даже незадолго до смерти в дружеских и чуть ироничных, посвященных М. Волошину, стихах (1924) есть такие перенасыщенные античными образами строчки:

Наш Агамемнон, наш Амфитрион

И, как Орфей, царь области рубежной,

Где Киммерии знойный Орион

Чуть бросит взгляд и гаснет неизбежно!.. [1,96].

Прослеживая влияние  античных мотивов, можно пойти простым  хронологическим путем, год за годом, но прежде хотелось бы обобщить и инвентаризировать весь арсенал эстетически содержательных и формальных средств, многообразно использованных Брюсовым: мифы, боги, герои; исторические события, ситуации, известные культовые персонажи; колоритные детали, реалии, артефакты, антураж; жанры, метрика, метафоры, термины, явные и скрытые цитаты. Вымыслы и фактография, реальность и фантазии, прошлое и настоящее — все вместе, вперемешку. Между ними нет границ. Бесконечные аллюзии, параллели, иносказания, реминисценции легко прослеживаются, если искать, по совету Гёте, «в настоящем — прошлое» [2,13].

Давно замечено: оживление  интереса к эпохам перелома, смены  веков и тысячелетий связано  с осознанием краха уходящих ценностей, ощущением «конца света», эсхатологическими настроениями и потребностью найти для себя выход, обрести возможность спасения, воспеть новые идеалы. Для этих целей античность предлагает богатейшую коллекцию образов, мотивов, сюжетов и коллизий, теорий и рецептов, годных при любой ситуации. Исторические примеры и мифы всегда под рукой, щедро воспользуйся ими, не утруждая себя придумками. Орфей и Евридика, Одиссей и Калипсо, Тезей и Ариадна, Ясон и Медея, Геро и Леандр, Эней, Кирка, Елена и др. Или — Гармодий и Аристогитон, Александр, Антоний и Клеопатра, Юлий Цезарь и Брут, Помпеи, Каракалла, Нерон — знаковые имена, персонифицирующие добро и зло, пороки и добродетели, победы и поражения, демократию и тиранию, цивилизацию и варварство, отжившее и нарождающееся. Все это — лакомый кусок для научной рефлексии. Что же касается художника брюсовского типа, то во всём этом он «купается», органично заполняя белые листы стихами и прозой, отмежевываясь от «наличного бытия» [6,267].

Где искать правду и счастье? Невольно начнешь сравнивать и залюбуешься красотой и умом древних греков и римлян! Тут уместно вновь напомнить о классическом образовании, полученном Брюсовым. В индексах, указателях, примечаниях, комментариях, вступительных статьях к его сочинениям, составленных специалистами, полно свидетельств энциклопедической учености и недюжинных знаний в области наук о классической древности. Странным образом символистская утилизация античного наследия в восприятии Брюсова сливается с реализмом, который он рьяно защищает с индивидуалистских позиций. Да и как могло быть иначе, когда он указывал (в 1900 г. в письме к М.Горькому) на отличие своих сонетов от сонетов Ж.М. Эредиа: «У того все изображено со стороны, а у меня везде — и в Скифах, и в Ассаргадоне, и в Данте — везде мое «я». Право же, дьявольская разница!» [2,14].

Пропущенную через себя «минувшую судьбу» Греции и Рима он окрашивал в свои тона на манер  «мирискусников», превращавших утраченное прошлое в изысканный мир грез и мечтаний. Эта художественная волна, поднятая на рубеже XIX —XX веков, докатилась до позднейших времен, породив античные мотивы в творчестве Ж. Кокто, Ж.-П.Сартра, А. Жироду, Т.С. Элиота и др. Вечность любит маскарад, любит рядиться в маски античного театра [7,12].

Интерес к античности у Брюсову прослеживался во все  периоды его творчества, начиная с его молодости, и продолжавшийся и в поздний период творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Произведения, посвященные античности.

Брюсова всегда тянуло к  масштабности, философским обобщениям, к глобальному охвату действительности в духе «грядущих гуннов», а для этого стихи в заданных метрах и незатасканных рифмах все ж ставили препоны вольному полету мысли. Тут нужна была проза с ее безграничными панорамными возможностями, опиравшимися на весь опыт словесной выразительности. Уже в первой романной пробе «Гора Звезды» (1898) запечатлено трагическое противостояние космического размаха — Неба и Земли, Божественного и человеческого, мечты и реальности, вдохновленных, возможно, глубинами античных трагедий и философской прозы. Молодым писателем, естественно, проблемы не разрешаются, но они не дают покоя и перетекают из рассказов в новеллы и пьесы (драма «Земля» (1904), сборники «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913). В них отразились труднопреодолимые конфликты, возникшие на пути человека и общества в «конце века». История с первых шагов цивилизации представляла собой благодарное поле для анализа и синтеза, для извлечения уроков. Так полагал и Брюсов, с ранних лет влюбленный в греко-римскую древность. В ней он искал параллели и ответы на «проклятые вопросы» бытия [3,138].

В античности Брюсова, подталкиваемого  «переживаемым моментом» и особой «мистической чувствительностью» (Н.Бердяев), привлекали поздние периоды коренных перемен. Они просились в литературу. На «просьбу» охотно откликнулись Д. Мережковский (трилогия «Христос и Антихрист») и Валерий Брюсов. В разгар мировой войны возникла небольшая повесть из жизни VI века «Рея Сильвия» (1914). В ней предстает Рим, захваченный готами. Разруха, грабежи, пожары, голод. Жители то покидали город, то возвращались. На этом фоне развертывается судьба Марии, молоденькой дочери бедного переписчика рукописей. Девушка немного не в себе — живет в мире преданий, мифов и видений прошлого. В таком состоянии она бродит среди руин вечного города. На развалинах Золотого дома Нерона находит старинный барельеф с изображением Реи Сильвии, дочери царя Нумитора. Приглянувшись богу Марсу, царственная весталка родила ему близнецов Ромула и Рема. Полубезумная Мария вообразила себя Реей. В разгромленном городе она встречает прекрасного юношу. Они сходятся, и она должна родить. Мария живет встречами с ним, но молодой человек исчезает. Ожидания напрасны — юный гот убит. Окончательно сойдя с ума, Мария бросается в Тибр, как некогда легендарная Рея. Тем временем на Рим движутся дикие полчища лангобардов. Таков незавидный конец «золотой» столицы некогда могучей Империи [4,67].

Информация о работе Жизнь творчество Брюсова