Живопись и литература в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Огромным шагом вперед для человечества стало появление и развитие античного искусства. В отличие от древнеегипетских античные памятники создавались для того, чтобы радовать глаз, а не напоминать о загробном мире. Храмы Древней Греции и Древнего Рима не похожи на мрачные гробницы и пирамиды, они легки, светлы и воздушны. Главный объект изображения мастеров античной живописи и скульптуры — человек, живущий реальной жизнью, побеждающий противника в спортивном соревновании или на поле брани, испытывающий чувства радости и счастья или боли и отчаяния. Античность оказала значительное влияние на дальнейшее развитие культуры, к ней не раз обращались живописцы Возрождения и последующих эпох, черпая сюжеты и заимствуя идеалы и образы древнегреческого и древнеримского искусства.

Файлы: 1 файл

Лит-ра и живопись античности.docx

— 356.59 Кб (Скачать)

 

Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна

Северо-Западный институт печати

 

Факультет

ИДРиКТ                                                                                                                  Кафедра                                                                          рекламы

 

 

Реферат студента II курса группы  Рк - 2

Девятко Петра  Владимировича

 

ТЕМА:

Живопись и литература в античности

 

                                                                                                                  Руководитель 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Огромным шагом вперед для человечества стало появление  и развитие античного искусства. В отличие от древнеегипетских античные памятники создавались для того, чтобы радовать глаз, а не напоминать о загробном мире. Храмы Древней  Греции и Древнего Рима не похожи на мрачные гробницы и пирамиды, они  легки, светлы и воздушны. Главный  объект изображения мастеров античной живописи и скульптуры — человек, живущий реальной жизнью, побеждающий  противника в спортивном соревновании или на поле брани, испытывающий чувства  радости и счастья или боли и отчаяния. Античность оказала значительное влияние на дальнейшее развитие культуры, к ней не раз обращались живописцы  Возрождения и последующих эпох, черпая сюжеты и заимствуя идеалы и образы древнегреческого и древнеримского искусства.

У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных  греческих живописцев, чьи имена  и названия работ известны благодаря  трудам Павсания, Плиния Старшего и  др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в  классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища  произведений живописи).

Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.

В античной живописи впервые  появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками  Ренессанса. Тогда же возникли различные  техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и  т.д.

В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.

Технология античной фрески требовала беглости в работе и  быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.

Фре́ска (от итал. affresco - свежий), aффреско - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность  а секко (росписи по сухому). При  высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки  наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной  до блеска поверхностью. От греков римляне  переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и  стенная роспись по свежеуложенному  раствору, которая называлась in udo («по  сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние - мраморная  крошка. Для предотвращения появления  трещин в растворы вводилось небольшое  количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась  добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы.

Мозаика. Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.

Портрет юноши. II век н. э. Золотой  венок - типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой  и темперой.

На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство  из них были найдены в некрополе  Фаюма. Благодаря сухому египетскому  климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в  большинстве случаев ещё свежими.

Важная особенность фаюмских портретов - использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. 
Основа портретов - древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб). 
Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне

Фаюмские портреты - лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей  древнего Египта в Эллинистический  и Римский периоды в I-III веках  нашей эры. После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев - наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Изобразительное искусство Римской империи впитало  в себя достижения всех завоеванных  земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями  и картинами, главным сюжетом  которых были эпизоды греческой  и римской мифологии, а также  пейзажные зарисовки. В период империи  особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого  лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные  копии классических греческих и  эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства  была мозаика и обработка, драгоценных  металлов и бронзы. 

В живописи, где римляне также  выказали себя усердными учениками  греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре, К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.

Римская живопись, отталкиваясь непосредственно  от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического  изображения: цветовая и воздушная  перспектива, свет и тени создавали  иллюзию пространства. Художники  часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи Римской империи мы можем  судить прежде всего по фрескам, покрывавшим  стены домов знати. Само по себе искусство  декорирования восходит к греческой  традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре 'тромлей', что отражало тяготение к пышности.  
 
Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники свободно владели всеми живописными средствами, (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали -домашнюю мебель и посуду.

В отличие от Египта и Греции, искусство  использовалось римлянами не для  выражения возвышенных чувств и  идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса. 

 

Античная литература (от лат. Antiquus - древний) — литература древних греков иримлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни , относятся к 1 тысячелетию до н.э. и началу 1 тысячелетия н.э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Для античной литературы, как  и для каждой литературы, берущей  свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщенных фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Определенной связью с  магией можно объяснить чрезвычайную распространенность стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы Античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъема 6 - 5 века до н.э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация «героических» времен), а эпоха крупных государств - по полисным временам (отсюда - идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих  поколений пытались идти путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии т.д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Из традиционности следует  и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были четкими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние  и более новые (эпос и трагедия - идиллия и сатира). Если жанр заметно  менялся в своем историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так  подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т.п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Античная литература сохраняла  тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью,ораторским искусством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий - вполне серьезный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Информация о работе Живопись и литература в античности