Япония - особенности коммуникации, поведения и культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ основных особенностей коммуникативного поведения японцев во время межкультурной коммуникации.
Чтобы достичь данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Определить основные научные представления о коммуникативном поведении как компоненте культуры народа.
2. Обобщить информацию о национальном стиле коммуникации Японии.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Теория и методологические основы исследования национальных особенностей коммуникации в кросс-культурных исследованиях. 5
§ 1. Проблема связи культура и коммуникация. 5
§ 2. Современные концепции типологии культур. 13
Выводы по первой главе. 20
Глава 2. Япония: особенности культуры и коммуникации. 21
§ 1. Тип культуры и культурное своеобразие Японии. 21
2.1.1 «Концепция ментальных программ» Г. Хофштеде. 21
2.1.2 Концепция Э. Холла. 23
2.1.3 Культурное своеобразие Японии. 25
§ 2. Стиль коммуникации. Язык: вербальные и невербальные языковые средства. 32
Выводы по второй главе. 39
Заключение. 40
Список литературы. 41
Приложение 1. Церемонии. 42
Приложение №2. Пословицы. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Япония - особенности коммуникации, поведения и культуры.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Стиль общения (также далее мы будем употреблять понятие «стиль коммуникации» как синоним) зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Важность стиля коммуникации заключается в том, что с его помощью формируется отношение к партнерам по коммуникации, выбираются способы решения проблем.

Эффективная межкультурная коммуникация требует знания и умения использовать все ее компоненты. Одним из важных компонентов является вербальная коммуникация.

Обычно выделяют четыре группы стилей вербальной коммуникации:

      прямой и непрямой;

      вычурный, точный и сжатый;

      личностный и ситуационный;

      инструментальный и аффективный.

Благодаря прямому и непрямому стилям выявляется степень выражения чело­веком своих внутренних побуждений и намерений, выясняется степень открытости человека. Прямой стиль связан с выражением истинных намерений человека. Непрямой стиль позволяет скрывать желания, потребности человека в общении.

Искусный, точный и сжатый стили коммуникации показывают степень использования экспрессив­ных средств языка, пауз, молчания.

Искусный, или вычурный, стиль предполагает использование экспрессивного языка в общении. Точный стиль заключается в использовании необходимого ми­нимума высказываний для передачи информации. Точный стиль связан с заботой о сохранении своего собственного лица, желанием искренности в общении

Сжатый стиль, помимо лаконич­ности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз и выразительного молчания Сжатый стиль, подразумевающий управление ситуацией с помощью пауз, позволяет не оскорбить лицо своего собеседника, не потеряв при этом и своего лица.

Личностный стиль коммуникации делает акцент в общении на личности индивида, а ситуационный — на его роли. Личностный стиль использует язык, отражающий социальное равенство, и характерен для индивидуалистских культур, ситуационный отражает иерархичность общественных отношений.

Инструментальный и аффективный стили коммуникации стили различаются своей ориентацией на того или иного участника вербальной коммуникации. Инструментальный стиль общения ориентирован на говорящего и на цель коммуникации, а аффективный — на слушающего и на процесс коммуникации.

Названные варианты коммуникативных стилей присутствуют практически во всех культурах, но в каждой из них они оценива­ются по-своему. Стиль коммуникации отражает ценности и нормы, лежащие в основе той или иной культуры, ее специфи­ческую картину мира.

Контакты между культурами возникают в результате множества причин, и естественно, результаты такого взаимодействия очень важны. Они зависят от господствующих ценностей культур, норм поведения, установок и т.д. Но следует заметить, что культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее воздействию. Это происходит в процессе инкультурации, когда человек усваивает нормы и ценности культуры.

Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит взаимное их влияние друг на друга, например, в каждой культуре существуют свои представления о вежливости.

Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от специфики этих различий принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культуры. В коллективистских культурах главной ценностью является отождествление себя с коллективом. Представители данных культур часто жертвуют своими интересами ради успешного межличностного взаимодействия, а человек оценивается по его способности устанавливать контакт с людьми. Данный тип культур распространен преимущественно среди восточных народов (Япония, Китай, Россия и др.)

И, напротив, в индивидуалистских культурах делается акцент на личность, каждый человек имеет свои принципы и убеждения. В этих культурах все поступки человека направлены на себя. Яркими представителями данного вида культуры являются американцы.

Естественно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Представители коллективистских культур делают акцент на невербальных средствах коммуникации, полагая, что они позволяют лучше выяснить и понять намерения собеседника. Представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликта, используя при этом преимущественно вербальные средства.
§ 2. Современные концепции типологии культур.

В каждой культуре есть свое представление о мире – то, что является важным элементом в одной, может не иметь никакого значения в другой. Поэтому важно знать некоторые особенности страны собеседника во время межкультурных контактов. Знание таких особенностей показывает, что каждая культура имеет ряд ключевых элементов, которые определяют способы общения индивида и его поведение.

Знание и учет этих категорий составляют основу концепции «культурных грамматик» Э. Холла. Он сфокусировал свое внимание на образцах коммуникации, имеющихся в культуре, и описал четыре параметра, по которым можно сравнить культурные социумы:

      контекст или количество информации, необходимые для

успешной передачи сообщения или осуществления коммуникации;

      время, которое может быть моноактивным (в одно время

располагается и выполняется одно дело) или полиактивным (отсутствие различий между видами деятельности и параллельное их выполнение);

      информационный поток, обладающий структурой и скоростью

передачи сообщений между индивидами и/или группами;

      личное пространство при осуществлении коммуникации.

Естественно, каждой культуре присуща своя система использования времени, что важно для межкультурной коммуникации. Для понимания партнера требуется знать, как понимается время в его культуре. В зависимости от способа использования времени культуры разделяются на полихронные и монохронные.

Монохронное использование времени означает, что действия осуществляются последовательно, одно за другим. Подразумевается, что время делится на отрезки, т.е. все тщательно планируется, чтобы человек мог в любой отрезок времени сконцентрироваться на чем-либо. Представители данных культур приписывают времени существенную стоимость. Однако т.к. в определенный отрезок времени человек может заниматься лишь одним делом, он вынужден как бы «закрываться» от других дел и людей. Такой тип использования времени практикуется в Германии, США и др.

Полихронное восприятие времени противоположно монохронному. В данных культурах большую роль играют личностные и человеческие отношения, а общение с человеком рассматривается как более важное действие, нежели принятый ранее план. Поэтому представители подобных культур более динамичны, они делают несколько дел одновременно, больше меняют свои планы и чаще прерывают свою работу. Пунктуальности и распорядку не придается такое большое значение. Примерами могут служить культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Россия и др.

Э. Холл также сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту. Под данным термином понимается информация, окружающая и сопровождающая событие. Он разделил культуры на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные.

Большая часть информации при высококонтекстуальном общении уже известна человеку, и лишь незначительная ее часть представлена в словах (закодированном, выраженном внешне способе коммуникации). Низкоконтекстуальное общение представляет собой прямую противоположность: большая часть информации передается знаковым (звукобуквенным) кодом.

Высококонтекстуальные культуры характеризуются однородностью, т.е. в силу традиции и исторического развития эти культуры мало меняются со временем. Многое предсказуемо, поэтому для большей части обычного ежедневного общения не требуется и наличие подробной информации о происходящем. Для представителей высококонтекстуальных культур многое сказано и определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом офиса, его расположением и размещением. Поэтому существует множество скрытых правил и требований, регулирующих каждодневную жизнь людей в высококонтекстуальных культурах. Они определяют принятые в обществе нормы поведения, которые строго соблюдаются. Вся необходимая дополнительная информация уже заложена в сознание людей, поэтому в языках высококонтекстуальных культур используется много намеков, фигуральных выражений и т. д.

Низкоконтекстуальные культуры менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, поэтому всякий раз, когда люди вступают в общение, им необходима подробная информация обо всем происходящем. При этом большинство информации содержится в словах - люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что это будет понято из ситуации общения. В подобных обществах наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничто не остается неназванным и недоговоренным. В таких культурах предпочитают прямой и открытый стиль общения, когда вещи называются своими именами. Хотя следует отметить, что подобная манера общения выглядит порой грубой и невежливой для представителей высококонтекстуальных культур.

В низкоконтекстуальных культурах межличностные отношения часто носят временный и поверхностный характер. Люди легко вступают в дружеские отношения и так же легко прерывают их.

В высококонтекстуальных странах межличностные отношения складываются медленнее и труднее, но отличаются прочностью и длительностью. Культурные нормы требуют серьезных и неизменных отношений на долгую жизнь.

Сравнение высоко– и низкоконтекстуальных культур помогает нам взглянуть на их представителей изнутри и со стороны понять, что скрыто от взгляда. Однако следует учитывать, что шкала Холла не объясняет все поведение: в рамках одной и той же культуры могут встречаться как высоко-, так и низкоконтекстуальные сообщения, люди или манера поведения, речь идет лишь о типичном или доминирующем типе взаимодействия.

Мы знаем, что каждому человеку для нормального существования необ­ходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого простран­ства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д.

Формирование чувства личного пространства происходит в детстве, и его размеры регулируются чаще всего бессознательно. Однако при общении с представителями других куль­тур дистанция общения создает проблемы для коммуникации, поскольку отношение к пространству в каждой культуре обуслов­лено ее особенностями. Соответственно и реакция людей на одни и те же пространствен­ные сигналы почти всегда различается в разных культурах.

Также для процесса коммуникации очень важной культурной кате­горией являются «информационные потоки». Для процесса коммуникации важность информационных потоков определяется формами и скоростью распространения информации. Проблема заключается в том, что в одних культурах формация распространяется медленно, целенаправленно, но по специально предназначенным каналам и поэтому носит ограничительный характер. В других культурах система распространения информации действует быстро и широко, вызывая соответствую­ще действия и реакции. Поэтому для межкультурной коммуникации становится важным каким образом в куль­туре распространяется информация, ведь различия, влияющие на характер распространения информации, могут стать серьезными препятствиями при межкультурных контактах

А теперь перейдем к следующей концепции. Рассмотрим основные представления теории Герта Хофштеде. Структура Г.Хофштеде широко используется для оценки особенностей национальных культур и, в конечном счете, совместимости различных культур, перспектив их взаимодействия, возможных конфликтов и выработки соответствующих методов разрешения последних.

 

Он считал, что в силу индивидуальных особенностей психики, социального окружения и соответствующих черт культуры каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, является носителем определенного образа мыслей и потенциальных действий. Подавляющее большинство моделей поведения людей формируется в детском возрасте, поскольку именно в детстве человек наиболее восприимчив к обучению. Как только определенные способы действий возникают и закрепляются в сознании индивида, они консервируются и слабо поддаются новациям. Такие механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения называются в культурной антропологии ментальными программами. Источниками ментальных программ являются культура и социальное окружение, то есть те условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека. Эти ментальные программы могут быть исследованы с помощью изменений культуры по четырем показателям:

      дистанция власти;

      коллективизм — индивидуализм;

      маскулинность — феминность;

      избегание неопределенности.

Измерение по параметру «дистанция власти» показывает, какое значение в разных культурах придается властным отношениям между людьми.

В иерархических обществах с высокой дистанцией власти всем вышестоящим лицам, начальникам или родителям оказывается подчеркнутое уважение и демонстрируется послушание.

В культурах с низкой дистанцией власти наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна.

Под изменением культур по признаку «коллективизм – индивидуализм» подразумевается степень, до которой культура поощряет социальную связь в противоположность индивидуальной.

Представители коллективистских культур воспринимают себя как часть группы, которая служит защитой для индивида, однако в ответ требуется постоянная лояльность в отношении группы. В большинстве коллективистских культур прямая конфронтация с другими людьми считается невежливой, нежелательной. В таких обществах не существует «личного мнения».

Информация о работе Япония - особенности коммуникации, поведения и культуры