Влияние массовой культуры на общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:56, сочинение

Краткое описание

Понятие массовой культуры, особенно в последние десятилетия, широко исследуется, много написано и сказано о феномене «масскульта», и, казалось бы, что еще можно добавить? Однако массовая культура прочно вошла в современную жизнь любого общества и до сих пор не утихают споры о ее сущности. «Масскульт» можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения эстетической ценности его произведений – принято оценивать его как профанацию культуры, ориентированную не на шедевры, как традиционное искусство, а на заведомо заурядные (а главное кассовые) произведения; с точки зрения форм его распространения – это циркулирующая по каналам массовых коммуникаций продукция, предназначенная для духовного потребления миллионов людей. Но главное назначение «масскульта» состоит в том, что, с одной стороны, он выполняет функцию адаптации человека к современному обществу, с другой, используется как средство для манипуляции массами. Массовая культура представляет собой специфическую индустрию, производящую «массового» человека, заимствующего «свои» мысли из радио и телепередач, газет и рекламы, и который превращается в простого исполнителя заданных ролей с атрофированной личностью. Термин «массовая культура» производит впечатление, что речь идет о культуре масс. Однако, то, что им обозначается на самом деле, представляет собой культуру для масс, ориентированную на манипулирование их сознанием. Социальные функции массовой культуры неоднозначны и зачастую имеют скрытый характер

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 45.44 Кб (Скачать)


[Введите  название организации]

 

2013

Влияние массовой культуры на общество

                 Выполнила ученица 9 «б» кл. СОШ №1

 

 
Понятие массовой культуры, особенно в  последние десятилетия, широко исследуется, много написано и сказано о  феномене «масскульта», и, казалось бы, что еще можно добавить? Однако массовая культура прочно вошла в современную жизнь любого общества и до сих пор не утихают споры о ее сущности. «Масскульт» можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения эстетической ценности его произведений – принято оценивать его как профанацию культуры, ориентированную не на шедевры, как традиционное искусство, а на заведомо заурядные (а главное кассовые) произведения; с точки зрения форм его распространения – это циркулирующая по каналам массовых коммуникаций продукция, предназначенная для духовного потребления миллионов людей. Но главное назначение «масскульта» состоит в том, что, с одной стороны, он выполняет функцию адаптации человека к современному обществу, с другой, используется как средство для манипуляции массами. Массовая культура представляет собой специфическую индустрию, производящую «массового» человека, заимствующего «свои» мысли из радио и телепередач, газет и рекламы, и который превращается в простого исполнителя заданных ролей с атрофированной личностью. Термин «массовая культура» производит впечатление, что речь идет о культуре масс. Однако, то, что им обозначается на самом деле, представляет собой культуру для масс, ориентированную на манипулирование их сознанием. Социальные функции массовой культуры неоднозначны и зачастую имеют скрытый характер. Духовная продукция для масс навязывает им определенные нормы и ценности как основу их повседневной жизни, при этом она активно воздействует на психологию человека, особенно на область подсознательного, пытаясь стимулировать определенные инстинкты. Ее стараются делать красивой, привлекательной, эстетичной, забавной или ироничной. Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и интригует его, и вместе с тем уводит человека в мир грез и иллюзий, и, что самое главное, она заполняет его свободное время. Человек оказывается пленником этой культуры, которая заботливо производится для него средствами массовой коммуникации. Массовая культура: значение, направления, основные черты Часто массовая культура определяется как псевдо культура, как кич, который не обладает никаким положительным мировоззренческим, воспитательным, художественным или эстетическим содержанием. Отечественные учёные-культурологи обозначают массовую культуру как эрзац-продукт, т.е. суррогат – предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, как явление лишь внешне напоминающее Культуру. Считают, что массовая культура мистифицирует реальные процессы и происходит отказ от рационального начала в сознании.

Среди её направлений и проявлений: – средства массовой информации –  СМИ – транслирующие населению  текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам. ангажирующего данное СМИ «заказчика», так же формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика; – система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования; – индустрия формирования имиджа; – индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» содержит: «бульварную» литературу, аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок, поп-музыку, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя! «Массовая культура» возникла сначала на Западе как продукт бизнеса, она обычно рассматривается как псевдо культура. Ее основные черты: – примитивизм изображения человеческих отношений, – развлекательность, стандартизация содержания, – культ успеха и потребительства, насаждение конформизма. Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы. В рамках таких ее жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс создаются упрощенные «версии жизни». Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу. Массовая культура – мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. Массовая культура – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная. На фоне мудрых учений мировых религий и лучших произведений мирового искусства среди прекрасных творений изящной словесности и научных достижений выдающихся умов высится «Вавилонская башня» массовой культуры. Это уродливое сооружение возвышается как упрёк человечеству, предпочитающему сумерки невежества свету Знаний о мире духовности и красоты . Основным недостатком многих исследований, является то, что в них изучаются, прежде всего, идеологическая функция массовой культуры или её эстетические компоненты, чаще всего с субъективной точки зрения автора, с позиций его художественных предпочтений.

 

Подобный, достаточно упрощённый подход к массовой культуре не только является гносеологически бесперспективным, но и не в состоянии объяснить  внутренние механизмы серьёзнейшего  воздействия массовой культуры на современное  общество, его культурную и даже политическую динамику. Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день не существует развёрнутого аналитического концепта массовой культуры, с одной стороны, – удовлетворяющего реальной практике, т.е. способного выступить рабочим принципом при анализе и оценке явлений современной культуры, с другой – соответствующего современному уровню философско-культурологического знания, т.е. включающего, а не игнорирующего те мыслительные модели, которые аккумулировались в постклассическом познавательном опыте . 2. Реклама и мода как зеркало массовой информации В конце XX в. в промышленно развитых странах происходили процессы, создавшие у ведущих социологов, экономистов, культурологов убеждение в том, что человечество, в том числе и Украина, вступило в новую фазу развития. Главное отличие этого общества от традиционного промышленного, или индустриального заключается в том, что в нем совершается интенсификация интеллектуальных технологий, перетекание работников из сферы производства вещей в сферу производства услуг и информации, что приводит к акцентированию различных способов удовлетворения культурных потребностей населения, а трансляция, обработка и потребление информации превращается в главный вид деятельности. Глобализация информационных процессов вызвала к жизни размах проявлений массовой культуры, к которой можно отнести шоу-бизнес, индустрию культуры; все это оказывает влияние на технологии рекламы. Массовая культура означает одновременно универсализацию и институциализацию транслируемого социального опыта, ценностных ориентации, норм поведения. Происходит инициирование потребительского спроса на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности в масштабе больших социальных групп и всего общества. Подобное состояние порождает манипулирование сознанием массового потребителя, которому предлагаются имиджи товаров, услуг, политических деятелей и внушается мысль о необходимости пользования ими . Возникает объединение информационных сред, использующих электронные технологии. Таким образом создается единая однородная информационная среда – виртуальная компьютерная реальность, для многих людей практически заменяющая собой реальный мир. Многие современные рекламные продукты становятся результатом применения систем мультимедиа. В мультимедийных установках соединяются текст и изображение, музыка и речь, компьютерная анимация и телевидение. Информационное общество в целом сегодня становится обществом зрелищ. Особую часть индустрии культуры составляет система организации ажиотажа вокруг престижных интересов, потребностей, образа и стиля жизни, имитации в серийных моделях элитных образцов изделий. Процесс приобретения престижных благ превращается в самоцель существования . В связи с указанными процессами, совершающимися сегодня в мировой, в том числе и украинской экономике и культуре, не вызывает удивления, что реклама играет все более заметную роль в системе коммуникативных средств и технологий, а ее функции выходят за рамки первоначальной цели – информирования о товарах и услугах, ради которой реклама появилась на свет.

 

Вместо талмудических комментариев и респонсов или моралистической литературы, рассчитанной на массового читателя, начали появляться произведения в духе передовой европейской литературы. В первую очередь евреи проявили себя в области журналистики, т. к. печать не находилась в руках бюрократии или консервативных учреждений, ограничивших свободу деятельности евреев. Особенно заметным было их участие в либеральной и радикальной прессе, совпадавшее с общей тенденцией их политической активности. В середине и во второй половине XIX в. евреи основали несколько влиятельных газет в Германии и во Франции или играли в них ведущую роль. Еврейские журналисты во многом содействовали развитию прессы и распространению органов печати в широких слоях общества. Их успехи на этом поприще послужили предлогом частым антисемитским выпадам против "еврейского засилия" в области публицистики. По мере укоренения евреев в культуре окружающей среды, они стали выдвигаться и в области литературы. Людвиг Берне (1786-1837 гг.) и Генрих Гейне (1797-1856 гг.) пользовались в Германии большим влиянием


Информация о работе Влияние массовой культуры на общество