Позитивное и негативное влияние массовой культуры на общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:46, реферат

Краткое описание

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. Это понятие характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе и массовое потребление, т. е. подчинение ему как своей цели (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией).

Файлы: 1 файл

история.docx

— 22.15 Кб (Скачать)

ЕССЭ

Позитивное  и негативное влияние массовой культуры на общество.

Для начала я хотел бы раскрыть само понятие массовая культура. 

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. Это понятие характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе и массовое потребление, т. е. подчинение ему как своей цели (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией). 

По моему мнению Массовая культура обладает рядом признаков,которые влияют на людей: развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций; ориентированность на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности; ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является "массовая культура".

Отвечая общему духу времени, она, в отличие  от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших  отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга»  и т.п. Кстати, последнее из приведенных  обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой  культуры» - появление у значительного  слоя трудящихся граждан избытка  свободного времени, «досуга». У людей  все больше возникает потребность  «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет  себя преимущественно в чувственной  сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние  десятилетия стали кино, телевидение  и, конечно, спорт (в его чисто  зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с  недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует  такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и  преобладающая тематика «массовой  культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как  любовь, семья, карьера, преступность и  насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически  положительно, что в целом «массовая  культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию  сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.

Массовая  культура в состоянии сегодня  играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных  ценностей, или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры – это уже напрямую зависит  от самой личности. Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому образованию.

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ

Массовая культура, особенно при  ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры.

Для многих русских, и опять же, в первую очередь, молодых, характерно отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае, вненациональной. Русская народная культура (традиции, обычаи, обряды) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Отсутствие у русской молодежи национальной самоидентификации как раз и приводит к более легкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей.

Во  многих чертах молодежная субкультура  просто повторяет, дублирует телевизионную  субкультуру. Здесь следует отметить, что с начала 1990-х гг. массовая культура в ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских видеосалонах, 52 %  имели все признаки боевиков, 14  фильмов ужасов, 18  фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не было ни одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только 5 % обладали определенными художественными достоинствами. Репертуар кинотеатров на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.

Не  менее негативные последствия можно отметить и в развитии музыкальной культуры. Такая разновидность массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей стране была запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно превознесена и идеализирована. Зачем же выступать против той рок-музыки, которая связана с народными традициями, традициями политической и авторской песни? Есть и такие направления, как панк-рок, тяжелый металл и др., которые, несомненно, несут контркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направления отличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха и отчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгами, нарочно изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосов женоподобными, и наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.

Из сказанного выше, можно сделать  вывод что,массовая культура - это культура масс; культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, претендует на то, чтобы быть народным искусством.


Информация о работе Позитивное и негативное влияние массовой культуры на общество