Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:06, курсовая работа
Программа социологического исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел
1.1.1. Сущность проблемы и ее актуальность ______________________________
1.1.2. Цели и задачи____________________________________________________
1.1.3. Основные понятия_______________________________________________
1.2. Методический раздел
1.2.1. Анкетирование как способ получения информации___________________
1.2.2. Анализ документов(исследования, статьи, отчеты)__________________
1.2.3. Объект и предмет исследования____________________________________
1.2.4. Выдвижение гипотез______________________________________________
1.2.5. Методы обобщения информации_________________________________
1.3. Организационный раздел
1.3.1. График программы социологического исследования___________________
2. Анализ полученных данных
2.1. Анкета
2.2. Типология вопросов
2.3. Первичная обработка данных
2.4. Обработка связей между вопросами
2.5. Анализ
2.6. Выводы
2.7. Рекомендации
Список используемой литературы__________________________________________________
Содержание:
Список используемой литературы____________________
Приложение____________________
Программа социологического исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности.
Программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить объект и предмет исследования.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Для социологического исследования мы выбрали проблему недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния массовой культуры на современное общество.
Сущность проблемы заключается в том, что при появлении радио, кино, а затем и телевидения, сама природа этих новых технических средств сделала возможным упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого виденья мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику. Телевизионный экран создает окно в огромный мир, сужая его многомерность до нескольких десятков сантиметров плоского изображения, и это уже не объемная реальность мира, а его бледная, упрощенная копия, лишенная широкого содержания оригинала. Цель - отвлечь массы от реальных проблем их жизни и заставить их видеть мир так, как этого хочет заказчик. Как отечественная пропаганда, так и зарубежная, рисовала мир, в котором полнокровные, сильные характеры вовлечены в активную борьбу добра и зла. Но, как правило, это были абстракции, далекие от повседневной реальности. Реальная же борьба проходила в мире, о котором заказчики и исполнители никогда не говорили, а то, что не имеет своего образа в средствах массовой информации, как бы и не существует.
Массовая культура использует реальность лишь как материал для создания фантазий, обрывая все связи с общемировым знанием. Теоретики постмодернизма называют творения массовой культуры “симулякрами” - копиями реальности, в которых факты реальности не более, чем игровой материал. Факты лишь компоненты динамичного и эффектного калейдоскопа, задача которого не расширить знание и понимание, а развлекать и отвлекать.
Сегодня выпускается 1,500 ежедневных газет и 7,000 еженедельников. Каждый год выпускается 75,000 новых книг. Это по преимуществу, развлекательная литература, и массовый спрос существует только на нее, на литературу типа “гамбургер”, на упрощенную до уровня массового вкуса информационной жвачки, “литературу для бедных”.
И, в то же время, серьезная литература, ставящая острые социальные проблемы, издается, но ее тираж никогда не достигает даже 10 тысяч копий. Их, в основном, приобретают лишь университеты, они входят в учебные программы многих колледжей, тысячи студентов эти книги читали, однако это ничего не изменяет в их отношении к существующему статус-кво.
Зритель обсуждает с другими то, что он читает в газетах, журналах, видит на экране телевизора, а так как в них нет тех проблем, с которыми средний человек сталкивается ежедневно, они исключаются из его сознания. Тот, кто считает, что массовая культура деформирует, искажает реальную картину жизни и не следует в общей толпе, может ожидать не только общественного остракизма – это суд над самим собой, чувство недоверия к себе. Тут не отделаешься просто криком из толпы. Тут надо отвечать перед самим собой на вопрос, как жить, противостоя всему миру.
Сегодня, в повседневной жизни, мало кто решается на такой мужественный, отчаянный акт, как собственное мнение. В то же время, в массовой культуре представлен широкий спектр мнений, но они нейтрализованы не заметным неискушенному потребителю набором приемов.
Оригинальное произведение искусства пытается понять реальность, ее законы, ее логику, в нем существует глубина накопленного человечеством знания, оно воспроизводит реальность в объемных образах. А индустрия массовой культуры не производство значительных произведений искусства, говорящих об огромном объеме реальной жизни, а конвейерное производство композиций, стандартных общественных иллюзий.
В современной культуре исчез тот жанр, который в течение существования гуманистической цивилизации считался ее высшим достижением – трагедия. Начинает исчезать также и драма, так как сама жизнь, построенная на рациональной основе, устраняет драматизм внутренней жизни личности, бывший когда-то центром и главным интересом литературы, театра и кино. Разнообразие мотивов человеческого поведения, раскрытие вершин и падений человеческого духа, которые когда-то были основным содержанием искусства во всех жанрах, массовую культуру не интересуют. В трагедии и драме существовало обобщение человеческого опыта, а в массовой культуре доминирующие жанры – комедия и фильмы «action». В них внутренний конфликт и конфликт с обществом, в котором проявляется объем личности, отсутствует. Сам сюжет и диалоги, главное содержание истинных произведений искусств, используются лишь как связка между фейерверками акробатических номеров и технических эффектов, декоративная сторона в зрелище важнее содержания.
Данную проблему недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния массовой культуры на современное общество считаем актуальной, потому что гигантская индустрия развлечений создала культуру эскапизма, бегства от знания, бегства от реальности – она дает возможность уйти от реального мира в мир фантазий, уйти от травмирующих размышлений, и забыться в потоке яркого, красочного действия. Элитарная культура теряет свою ценность, все меньшее число людей видит смысл в этом приобщении, желает и старается увеличить свой культурный уровень.
Цель: Провести социологическое исследование с целью выяснения мнения респондентов по проблеме недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния массовой культуры на современное общество.
Из цели вытекают задачи:
1. Культурно – эстетическое развитие – это развитие способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения ребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии1.
Анализ документов показал, что уровень культурно – элитарного развития современного российского общества находится на низком уровне. Общество не желает и не видит в культурном развитии смысла. Круг интересов простого обывателя достаточно ограничен: интересует быт, доходы, развлечения, но совсем теряет смысл, исчезает приобщение к другой, отличной от массовой – элитарной культуре, которая дает человеку не только знание, но и понимание вещей, незаметных простому обывателю.
Причины низкого уровня развития на сегодняшний день элитарной культуры кроются в повсеместном распространении так называемой массовой культуры. Развитие которой тесно связано с формированием социально-информационных процессов в обществе, научно-технического прогресса и эволюцией человечества.
Зарождение массового сознания общества на российской почве состоялось в 80-90-е гг. XIX века. Этот процесс связан с промышленным подъемом в России, строительством заводов и железных дорог, формированием единого всероссийского рынка, ростом национального и иностранного капитала, возникновение массового фабричного производства и массового потребителя. Важно заметить, что данный процесс не навязывался "сверху", а протекал вполне органично, вырастая из толщи национальной жизни. Происходили поначалу малозаметные, касающиеся только части городского населения, затем все более масштабные изменения во всех сторонах повседневной культуры: в стиле архитектуры и формах одежды, манере общаться, художественных вкусах публики. Заметным явлением в истории российской дореволюционной культуры были массовые городские гуляния конца XIX — начала XX веков. В условиях, когда технические средства массовой коммуникации были еще несовершенны, эти общественные празднества являли собой "своеобразную форму массовой анонимной коммуникации в ее непосредственно личном виде"
С появлением СССР процессы "омассовления" в обществе вышли на иной уровень. В эти годы в Советской России зарождается истоки современного искусства PR, то есть социальной технологии управления массами. На историческую сцену выходит множество людей, которые, не будучи ни артистами, ни писателями, ни художниками, повсюду вмешивались и всеми порывались командовать. Массовик-затейник (по большей части местный профсоюзный активист) брал под контроль не только развлечения, но и всю повседневную жизнь. Издавались сотни журналов и брошюр с названиями типа "Массовик", "Массовый организатор", "Массовая культурно-просветительская работа". В советском обществе шел активнейший процесс зарождения и "приручения" массы.