Проблема недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния массовой культуры на современное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Программа социологического исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Оглавление

1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел
1.1.1. Сущность проблемы и ее актуальность ______________________________
1.1.2. Цели и задачи____________________________________________________
1.1.3. Основные понятия_______________________________________________
1.2. Методический раздел
1.2.1. Анкетирование как способ получения информации___________________
1.2.2. Анализ документов(исследования, статьи, отчеты)__________________
1.2.3. Объект и предмет исследования____________________________________
1.2.4. Выдвижение гипотез______________________________________________
1.2.5. Методы обобщения информации_________________________________
1.3. Организационный раздел
1.3.1. График программы социологического исследования___________________
2. Анализ полученных данных
2.1. Анкета
2.2. Типология вопросов
2.3. Первичная обработка данных
2.4. Обработка связей между вопросами
2.5. Анализ
2.6. Выводы
2.7. Рекомендации
Список используемой литературы__________________________________________________

Файлы: 1 файл

Социологич. исследование.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

  1. Программа социологического исследования
    1. Методологический раздел
      1. Сущность проблемы и ее актуальность ______________________________
      2. Цели и задачи____________________________________________________
      3. Основные понятия_______________________________________________
    2. Методический раздел
      1. Анкетирование как способ получения информации___________________
      2. Анализ документов(исследования, статьи, отчеты)__________________
      3. Объект и предмет исследования____________________________________
      4. Выдвижение гипотез______________________________________________
      5. Методы обобщения информации_________________________________
    3. Организационный раздел
      1. График программы социологического исследования___________________
  2. Анализ полученных данных
    1. Анкета
    2. Типология вопросов
    3. Первичная обработка данных
    4. Обработка связей между вопросами
    5. Анализ
    6. Выводы
    7. Рекомендации

 

Список используемой литературы__________________________________________________

Приложение____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программа социологического исследования

 

Программа социологического исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

 

Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности.

Программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить объект и предмет исследования.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методологический раздел.
      1. Сущность проблемы и ее актуальность

 

Для  социологического исследования мы выбрали проблему недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния  массовой культуры на современное общество.

Сущность проблемы заключается в том, что при появлении радио, кино, а затем и телевидения, сама природа этих новых технических средств сделала возможным упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого виденья мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику. Телевизионный экран создает окно в огромный мир, сужая его многомерность до нескольких десятков сантиметров плоского изображения, и это уже не объемная реальность мира, а его бледная, упрощенная копия, лишенная широкого содержания оригинала.  Цель - отвлечь массы от реальных проблем их жизни и заставить их видеть мир так, как этого хочет заказчик. Как отечественная пропаганда, так и зарубежная, рисовала мир, в котором полнокровные, сильные характеры вовлечены в активную борьбу добра и зла. Но, как правило, это были абстракции, далекие от повседневной реальности. Реальная же борьба проходила в мире, о котором заказчики и исполнители никогда не говорили, а то, что не имеет своего образа в средствах массовой информации, как бы и не существует.

Массовая культура использует реальность лишь как материал для создания фантазий, обрывая все связи с общемировым знанием. Теоретики постмодернизма называют творения массовой культуры “симулякрами” - копиями реальности, в которых факты реальности не более, чем игровой материал. Факты лишь компоненты динамичного и эффектного калейдоскопа, задача которого не расширить знание и понимание, а развлекать и отвлекать.

Сегодня выпускается 1,500 ежедневных газет и 7,000 еженедельников. Каждый год выпускается 75,000 новых книг. Это по преимуществу, развлекательная литература, и массовый спрос существует только на нее, на литературу типа “гамбургер”, на упрощенную до уровня массового вкуса информационной жвачки, “литературу для бедных”. 

И, в то же время, серьезная литература, ставящая острые социальные проблемы, издается, но ее тираж никогда не достигает даже 10 тысяч копий. Их, в основном, приобретают лишь университеты, они входят в учебные программы многих колледжей, тысячи студентов эти книги читали, однако это ничего не изменяет в их отношении к существующему статус-кво.

Зритель обсуждает с другими то, что он читает в газетах, журналах, видит на экране телевизора, а так как в них нет тех проблем, с которыми средний человек сталкивается ежедневно, они исключаются из его сознания. Тот, кто считает, что массовая культура деформирует, искажает реальную картину жизни и не следует в общей толпе, может ожидать не только общественного остракизма – это суд над самим собой, чувство недоверия к себе. Тут не отделаешься просто криком из толпы. Тут надо отвечать перед самим собой на вопрос, как жить, противостоя всему миру.

Сегодня, в повседневной жизни, мало кто решается на такой мужественный, отчаянный акт, как собственное мнение. В то же время, в массовой культуре представлен широкий спектр мнений, но они нейтрализованы не заметным неискушенному потребителю набором приемов.

Оригинальное произведение искусства пытается понять реальность, ее законы, ее логику, в нем существует глубина накопленного человечеством знания, оно воспроизводит реальность в объемных образах. А индустрия массовой культуры не производство значительных произведений искусства, говорящих об огромном объеме реальной жизни, а конвейерное производство композиций, стандартных общественных иллюзий.

В современной культуре исчез тот жанр, который в течение существования гуманистической цивилизации считался ее высшим достижением – трагедия. Начинает исчезать также и драма, так как сама жизнь, построенная на рациональной основе, устраняет драматизм внутренней жизни личности, бывший когда-то центром и главным интересом литературы, театра и кино. Разнообразие мотивов человеческого поведения, раскрытие вершин и падений человеческого духа, которые когда-то были основным содержанием искусства во всех жанрах, массовую культуру не интересуют. В трагедии и драме существовало обобщение человеческого опыта, а в массовой культуре доминирующие жанры – комедия и фильмы «action». В них внутренний конфликт и конфликт с обществом, в котором проявляется объем личности, отсутствует. Сам сюжет и диалоги, главное содержание истинных произведений искусств, используются лишь как связка между фейерверками акробатических номеров и технических эффектов, декоративная сторона в зрелище важнее содержания.

Данную проблему недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния  массовой культуры на современное общество  считаем актуальной, потому что гигантская индустрия развлечений создала культуру эскапизма, бегства от знания, бегства от реальности – она дает возможность уйти от реального мира в мир фантазий, уйти от травмирующих размышлений, и забыться в потоке яркого, красочного действия. Элитарная культура теряет свою ценность,  все меньшее число людей видит смысл в этом приобщении, желает и старается увеличить свой культурный уровень.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Цель и задачи социологического исследования

 

Цель: Провести социологическое исследование с целью выяснения мнения респондентов по проблеме недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния  массовой культуры на современное общество.

 

Из цели вытекают задачи:

  1. Создать программу социологического исследования
  2. Найти статистические данные, результаты социологических исследований по проблеме. Провести их анализ и сделать выводы.
  3. Изучить теоретический материал по проблемам (учения, статьи и др.). Проанализировать, сделать выводы.
  4. Найти определения основных понятий.
  5. Создать анкету.
  6. Провести опрос в форме анкетирования, обработать полученные данные.
  7. Провести анализ исследования в соответствии с целями, задачами, гипотезами.
  8. Сделать вывод о своей работе, разработать рекомендации.
  9. Представить проделанную работу на зачет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Основные термины

 

1.    Культурно – эстетическое развитие – это развитие способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения ребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии1.

  1. Традиционная культура — автохтонная культура традиционного общества, а также народная культура. Как правило, противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 100—150 лет), были привнесены извне или имеют элитарное происхождение2.
  2. Симуля́кр — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотически, объект, не имеющий означаемого объекта в реальности3.
  3. Развлекательная литература - ценностный «низ» литературной иерархии, часто отвергаемый как псевдолитература. Нередко под массовой литературой понимают все художественные произведения какого-либо культурно-исторического периода или литературного направления, которые рассматриваются как фон вершинных достижений писателей первого ряда4.
  4. Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи5.
  5. Трагедия — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии6.
  6. Драма — литературный (драматический) и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров 7.
  7. Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей8.
  8. Action -  «боевик», жанр, в котором происходит быстрая смена остросюжетных событий9.
  9. Средство массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе10.
  10. Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы11.
  11. Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного12.
  12. Культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д13.
  13. Люди XXI века  - это лишь 15 процентов взрослого населения России. К ним относятся люди, умеющие пользоваться как можно большим числом всевозможных достижений нашей высокотехнологичной жизни. Люди XXI века по сравнению с населением в целом заметно чаще посещают кинотеатры, ходят в музеи и на выставки, чаще ездят на экскурсии. Подтверждая свою репутацию группы, ориентированной на активную деятельность, почти каждый третий представитель нового века занимается тем или иным видом творчества - рисует, пишет стихи или даже занимается художественной лепкой. 14 процентов представителей этой группы посещают кружки и клубы по интересам. А каждому девятому приходилось выступать на сцене театра, клуба или дома культуры. Человек XXI века - это стиль жизни14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Анализ документов (исследования, статьи, отчеты)

 

Анализ документов показал,  что уровень культурно – элитарного развития современного российского общества находится на низком уровне. Общество не желает и не видит в культурном развитии смысла. Круг интересов простого обывателя достаточно ограничен: интересует  быт, доходы, развлечения, но совсем теряет смысл, исчезает приобщение к другой, отличной от массовой – элитарной культуре, которая дает человеку не только знание, но и понимание вещей, незаметных простому обывателю.

Причины низкого уровня развития на сегодняшний день элитарной культуры кроются в повсеместном распространении так называемой массовой культуры. Развитие которой тесно связано с формированием социально-информационных процессов в обществе, научно-технического прогресса и эволюцией человечества.

Зарождение массового сознания общества на российской почве состоялось в 80-90-е гг. XIX века. Этот процесс связан с промышленным подъемом в России, строительством заводов и железных дорог, формированием единого всероссийского рынка, ростом национального и иностранного капитала, возникновение массового фабричного производства и массового потребителя. Важно заметить, что данный процесс не навязывался "сверху", а протекал вполне органично, вырастая из толщи национальной жизни. Происходили поначалу малозаметные, касающиеся только части городского населения, затем все более масштабные изменения во всех сторонах повседневной культуры: в стиле архитектуры и формах одежды, манере общаться, художественных вкусах публики. Заметным явлением в истории российской дореволюционной культуры были массовые городские гуляния конца XIX — начала XX веков. В условиях, когда технические средства массовой коммуникации были еще несовершенны, эти общественные празднества являли собой "своеобразную форму массовой анонимной коммуникации в ее непосредственно личном виде"

С появлением СССР процессы "омассовления" в обществе вышли на иной уровень. В эти годы в Советской России зарождается истоки современного искусства PR, то есть социальной технологии управления массами. На историческую сцену выходит множество людей, которые, не будучи ни артистами, ни писателями, ни художниками, повсюду вмешивались и всеми порывались командовать. Массовик-затейник (по большей части местный профсоюзный активист) брал под контроль не только развлечения, но и всю повседневную жизнь. Издавались сотни журналов и брошюр с названиями типа "Массовик", "Массовый организатор", "Массовая культурно-просветительская работа". В советском обществе шел активнейший процесс зарождения и "приручения" массы.

Информация о работе Проблема недостаточного уровня культурно-элитарного развития и чрезмерного влияния массовой культуры на современное общество