Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:06, курсовая работа
Программа социологического исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел
1.1.1. Сущность проблемы и ее актуальность ______________________________
1.1.2. Цели и задачи____________________________________________________
1.1.3. Основные понятия_______________________________________________
1.2. Методический раздел
1.2.1. Анкетирование как способ получения информации___________________
1.2.2. Анализ документов(исследования, статьи, отчеты)__________________
1.2.3. Объект и предмет исследования____________________________________
1.2.4. Выдвижение гипотез______________________________________________
1.2.5. Методы обобщения информации_________________________________
1.3. Организационный раздел
1.3.1. График программы социологического исследования___________________
2. Анализ полученных данных
2.1. Анкета
2.2. Типология вопросов
2.3. Первичная обработка данных
2.4. Обработка связей между вопросами
2.5. Анализ
2.6. Выводы
2.7. Рекомендации
Список используемой литературы__________________________________________________
После падения СССР в российском обществе активно внедряются образцы потребительской, рыночной культуры, импортируемой с Запада. Средства массовой информации превратились в мощную силу конкурентной борьбы за влияние на потребителя информации. Благодаря электронной технике, население планеты приобщается к общим потокам информации. Появилась реальная возможность формировать у подавляющего большинства людей конкретную картину мира согласно нормам информационного общества; эта иллюзорная картина может успешно навязываться в качестве подлинной и вытеснять другие миры, сформированные посредством традиции, жизненного опыта, образования. С лёгкой руки остроумных людей появился образ «глобальной деревни», под которым разумеется формирование и стремительное распространение в конкретных регионах нужных мифов, слухов, сплетен, то есть эффективное регулирование общественного настроения и мнения.
В этом мире человек массы чувствует себя комфортно, находясь среди таких же, стандартных, людей. Масса предстаёт суммой стандартизированных людей-посредственностей. На уровне психики для человека массы характерны отсутствие уникальности и ответственности, доминирование чувств, неразвитость интеллекта. Поведение масс стихийно, импульсивно. Масса не способна творить культуру, она лишь потребляет стандарты.
Наше современное общество не способно самостоятельно мыслить. Человеку гораздо проще принимать те модели, которые навязывает нам массовая культура, чем самостоятельно вырабатывать модели поведения, мышления, что, естественно, влечет за собой ряд изменений в обществе, которые сказываются отрицательно.
1.2.5. Методы обобщения информации
Социологические данные, полученные в результате обработки первичной информации, представляют собой, образно говоря, различных цветов и оттенков «краски», с помощью которых предстоит нарисовать реалистическую картину знаний о предмете исследования.
Наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации - группировка. Она позволяет зачислить респондента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (или признаками) группировки. Подытоживая число ответов на вопросы анкеты в опоре на такие признаки, исследователь осуществляет не что иное, как простую группировку респондентов с учетом их социально-демографических признаков, мнений, установок, информированности, индивидуальных оценок и т.п. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче соотносить, сравнивать, анализировать.
Выбор признака группировки - не произвольная процедура, он диктуется задачей социологического исследования, сформулированными ранее гипотезами. Ошибочный выбор признака группировки приводит к неверным выводам при анализе характеристик объекта исследования.
В зависимости от шкалы измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, группировка социологической информации может представлять собой:
- зачисление респондентов в номинальные группы (группировка опрошенных по полу, национальности и т.п.);
- упорядочение информации в
ранжированном ряду, например, по
характеру труда (выполняющие ручной
труд, работающие с механизмами,
выполняющие труд
- группировку по
Операции с номинальными и ранжированными группами осуществляются при помощи математических приемов, соответствующих номинальной и ранговой шкалам. Что касается групп, распределенных по количественному признаку, то они могут быть подвергнуты дальнейшему изучению при помощи любых приемов математической статистики, так как такая группировка осуществляется по интервальной шкале - респондентов распределяют в группы по двум или более признакам.
Каждой выделенной группе соответствует некоторое число, отражающее ее количественный состав. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, называется рядом распределения. Ряды распределений, отражающие результат группировки респондентов по качественным признакам, называются атрибутивными., а по количественным - вариационными.
В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом.
В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются их границами.
Составление таблиц не представляет собой отдельный вид математической операции обобщения первичной социологической информации. Эта только форма отображения рядов распределения, имеющая преимущество в том, что в ней кратко даются пояснения числовых значений соответствующих групп.
Наряду с табличными в целях наглядности широко применяется графический способ отображения социологических данных. Чаще всего он имеет вид полигона или гистограммы. Полигон преимущественно используется для графического отображения непрерывных рядов, а гистограмма - дискретных.
Более глубокий вид математического анализа характеристик изучаемого явления - выяснение их взаимодействия и тенденций изменения. Осуществляется оно при помощи сравнения и сопоставления рядов распределения, построенных на основании группировок по различным признакам. Для решения подобной задачи существуют специальные коэффициенты. Их называют коэффициентами корреляции.
В процессе измерения корреляции между признаками решаются две задачи: определение формы и тесноты связи признаков.
Наиболее простой метод определения связи между признаками, измеренными при помощи номинальной шкалы - расчет коэффициента ассоциации.
Наиболее совершенным для измерения взаимосвязи между двумя признаками является линейный коэффициент корреляции.
Наряду с приведенными математическими методами обобщения первичной информации и ее сведения в эмпирический показатель путем группировки, либо интеграции в индекс (средняя арифметическая, дисперсия. Коэффициент корреляции), отражающий динамику показателя, исследователь может для решения отдельных задач сам сконструировать некоторый индекс.
Обычно индексы конструируют для решения сложных задач. Успех их построения во многом зависит от находчивости и социологического опыта исследователя.
Таким образом, приведенные виды обобщения и отображения социологических данных в принципе достаточно, чтобы решить задачи, возникающие в ходе опросов общественного мнения.
1.3.1. График программы социологического исследования
Дата |
Мероприятие | ||
| |||
1 |
25.04.11 – 1.04.11 |
Нахождение статистических данных , результатов социологических исследований по заявленной проблеме. | |
2 |
2.04.11 – 7.05.11 |
Анализ собранных данных. Выводы. | |
3 |
8.05.11 – 17. 05.11 |
Изучение теоретического материала по проблеме, учения философов, статьи и др. | |
4 |
18.05.11 – 20.05.11 |
Анализ информации. Вывод. | |
5 |
21. 05.11 – 23.05. 11 |
Нахождение определений основных понятий. | |
6 |
24.05. 11. – 31.05. 11 |
Создание анкеты. | |
7 |
1.06.11 – 7.07.11 |
Проведение опроса в форме анкетирования | |
| |||
8 |
8. 11.06.11 – 12.06.11 |
Проведение анализа исследования в соответствии с целями, задачами, гипотезами. | |
9 |
13.06. 11 – 19. 06.11 |
Выводы о проделанной работе. Разработка рекомендаций. | |
10 |
20. 06. 11 |
Представление проделанной работы на зачет |
Уважаемый Респондент! Мы, студенты УрФУ, проводим социологическое исследование по проблеме снижения культурного развития населении, низкого уровня просвещения. Просим Вас ответить на несколько вопросов. Анкета анонимная.
Проведенные социологические исследования показали, что культурный уровень жителей страны находится на достаточно низком уровне: Свое свободное время россияне проводят чаще всего у телевизоров (50%), за домашними делами (45%). А вот реже всего на досуге респонденты ходят в театры, музеи, концертные залы (2%) или в кино (1%). Причем чаще ходить в театры, музеи и на концерты, будь такая возможность, хотели бы 13% опрошенных, а чаще посещать кинотеатры – 3%.
Вообще же 84% респондентов не помнят точно, когда они ходили последний раз театр, музей, концертный зал.
Что касается чтения, то россияне заметно чаще отдают свой досуг газетам и журналам (25%), чем книгам (18%). В библиотеке за последний год были хотя бы раз 19% опрошенных.
Инструкция:
Анкета состоит из трех блоков:
II. Культурный уровень жителей нашего города
III. Личный уровень культурного развития
В анкете просим
Вас обвести или подчеркнуть
ответ, в таблице можете поставить
произвольную отметку (крестик, галочку).
При желании выразить свою точку зрения
Вы можете воспользоваться графой «другое».
Возможно, Вас затруднит применение специфических понятий. Для того, чтобы разобраться в их значение приводим справку:
I. Актуальность заявленной проблемы
1. Считаете ли Вы проблему
недостаточного культурного
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
2. Если Ваш ответ «да»,
то в чем причина
а) Нет стремления к самостоятельному
просвещению
б) Нет возможности культурного роста
в) Другое________________________
3. Несет ли приобщение к элитарной культуре пользу для развития личности?
______________________________
4. Какие формы приобщения к элитарной культуре наиболее полезны? (поставьте баллы от 1 до 5; 5 – самый высокий, 1- самый низкий балл)
а) Просмотр театральных постановок, балета, оперы и др.____
б) Просмотр выставок в музеях или через Интернет____
в) Чтение книг, энциклопедий об искусстве____
г) Просмотр фильмов об искусстве___
д) Чтение классической литературы___
е) Прослушивание классической музыки в концертных залах или в записях___
5. А. В. Захаров считает, что развитие массовой культуры связанно с развитием человечества и поэтому современному человеку нет необходимости приобщаться к элитарной культуре. Согласны ли Вы с мнением А. В. Захарова?
______________________________
6. Влияет ли на общество массовая культура и как?
а) Да, влияет положительно
б)да, влияет отрицательно
II. Культурный уровень жителей нашего города
7. Как вы считаете, существует
ли проблема недостаточного
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
8. Если Ваш ответ «да» на предыдущий вопрос, то в чем заключается проблема? Если ответ на предыдущий вопрос «нет» или «затрудняюсь ответить» - переходите к вопросу № 9.
а) Недостаточное количество музеев, театров, библиотек и др.
б) Нет постановок, выставок, литературы, которые бы меня заинтересовали.
в) Затрудняюсь ответить
г) Другое________________________
9. Как Вы думаете, у жителей города есть желание увеличивать уровень свой уровень культурного просвещения?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить