Структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Файлы: 1 файл

Структура культуры.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Современные ученые, сравнивая степень распространенности проституции в разных странах, отмечают два основных фактора: средний уровень  доходов в стране, наличие или  отсутствие патриархальных традиций (особенно, религиозных запретов).

     Там, где у женщин мало иных возможностей заработать на жизнь, проституция нередко  становится для них чуть ли не единственной возможностью выжить. Это объясняет сравнительно высокий уровень проституции в странах Латинской Америки и в юго-восточной Азии. Ситуация, однако, меняется, если в стране господствуют строгие патриархальные или религиозные нормы, регламентирующие поведение женщин, такая картина наблюдается в исламских странах, где, несмотря на низкий уровень жизни, уровень проституция относительно низок.

     В более богатых странах у женщин меньше экономических стимулов заниматься проституцией, зато у мужчин там  больше возможностей покупать платный  секс. Поэтому в развитых странах проституция тоже получает широкое распространение, но занимаются ею в значительной степени не коренные граждане, а мигранты. Так, в современной России подавляющее большинство женщин, работающих в сфере «сексуальных услуг», являются гражданами Украины, Молдавии, Белоруссии и иных стран с низким уровнем благосостояния населения.  

Виды  проституции. Проституцию можно классифицировать по разным критериям – по иерархии занимающихся ею лиц, по их полу и возрасту, по организации производства сексуальных услуг. Однако с давних времен в среде проституток сложилось деление на элиту и «чернь». Например, в Афинах было три основные категории проституток – диктериады, авлетриды и гетеры. Первые являлись низшей категорией и работали в публичных домах, где с клиентов взималась установленная плата. Во вторую категорию попадали более свободные женщины, которые посещали по вызову дома богатых клиентов и помимо сексуальных услуг, должны были развлекать их пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах. Наконец, гетеры (куртизанки), самая привилегированная категория проституток, сами выбирали клиентов, были хорошо образованы и воспитаны, общались на равных с самыми выдающимися мужчинами Греции. Куртизанка Аспазия, например, стала женой Перикла – фактического правителя Афин; позже гетера Таис Афинская прославилась как близкая подруга Александра Македонского.

Трехуровневая иерархия проституток сохраняется и в современном обществе (в том числе в России). На низшей ступени этой иерархии находятся уличные проститутки, контролируемые сутенерами, отбирающими у них бóльшую часть их дохода. На второй, средней ступени иерархии располагаются женщины, работающие в так называемых массажных салонах либо в публичных домах. У этой категории проституток есть свои «менеджеры», забирающие обычно половину их выручки. Верхнюю ступень иерархии занимают «девочки по вызову» – элита проституток, которые при помощи посредников или без них договариваются о встрече с клиентом. К ним принадлежат молодые, привлекательные, часто хорошо образованные женщины, которые могут предоставить не только собственно услуги сексуального рода, но и составить компанию для времяпрепровождения (эскорт-сервис). Если для проституток низших уровней их профессия – это в основном, способ выживания, то для элитных проституток – не требующий специальной квалификации способ получать высокий заработок.

Наиболее типичны  ситуации, когда проституткой является молодая женщина. Мужская и детская  проституция встречаются заметно  реже.

В мужской проституции предоставление услуг женщине мужчиной является скорее исключением, чем правилом, мужская проституция базируется в основном на гомосексуальных отношениях. Она известна с античных времен (мужчин-проституток звали кинедами). В средневековой Европе резко негативное отношение к гомосексуализму привело к временному почти полному исчезновению этого явления, тогда как на Востоке мужская проституция не подвергалась особому осуждению. В 20 в. на Западе по мере раскрепощения нравов мужская проституция снова возродилась, однако следует отметить, что мужская проституция в любом случае рассматривается как занятие более позорное, чем проституция женщин. В этом различии заметен гендерный стереотип, предписывающий «слабому полу» служить мужчинам, но запрещающий «сильному полу» поступать аналогично.

Еще более редкий вид проституции – детская, в которой педофилы используют девочек и мальчиков. Основной контингент этого вида проституции составляют дети, бежавшие из дома и не имеющие никаких средств к существованию. В силу отсутствия опыта дети не могут разумно оценить последствия занятия проституцией, хотя для них ее последствия еще более тяжелы, чем для взрослых. Кроме того, по закону дети считаются недееспособными, т.е. не имеющими права распоряжаться чем-либо, включая и собственное тело. Поэтому детская проституция (даже по взаимному согласию) запрещена практически во всех странах, и если клиентов взрослых проституток обычно не привлекают к ответственности, то сексуальная эксплуатация детей считается тяжким преступлением, виновные в ее организации сурово наказываются. Детская проституция больше всего развита в отсталых странах с низким уровнем правопорядка; например, детская проституция является частью секс-туризма в Таиланде и на Филиппинах. Однако в последние годы, особенно в связи с развитием Интернета, она появилась и в России, что подтверждается случаями ареста преступников, поставлявших клиентам несовершеннолетних детей для оказания сексуальных услуг.

Организация проституции (секс-бизнеса) может быть как законной, так и нелегальной (теневой).

Законная, официально зарегистрированная проституция часто  осуществляется в специальных заведениях, борделях (бордельная проституция). В таких странах как Нидерланды или Швейцария официально зарегистрированные женщины-проститутки арендуют крошечные комнаты в специально отведенном для проституции районе (квартал «красных фонарей» Амстердама) и зазывают клиентов из-за витрин. Они имеют официальную лицензию на свою деятельность и платят со своих доходов все необходимые налоги.

При официальном запрете на проституцию бордели становится содержать опасно, поэтому оказанием сексуальных услуг занимаются на квартире у проститутки или ее клиента, в гостиничных номерах, в автомобилях и т.д.). Запрещенная проституция может маскироваться под вполне легальные виды деятельности. Например, по данным Международной Организации по миграции, большинство брачных агентств, предлагающих состоятельным мужчинам познакомиться с женщинами из стран бывшего СССР, находятся под контролем преступных групп и фактически занимаются организацией проституции.

Историю проституции  обычно начинают с так называемой священной проституции, которая практиковалась в некоторых древних обществах в стенах храмов. В древнем Вавилоне существовал закон, по которому каждая женщина обязана была раз в жизни придти в храм и отдаться там чужеземцу, который ее пожелает. Основной мотив участия в священной проституции – заработать тем самым милость богов. Посетители храмов должны были оплатить сексуальные услуги, но эти деньги шли на нужды храма. Этот вид проституции был распространен у финикийцев, в некоторых полисах древней Греции, в древней и средневековой Индии и является пережитком свойственных первобытному обществу неупорядоченных сексуальных отношений. Уже в эпоху древнего мира священная проституция начала исчезать, заменяясь коммерческой проституцией, основанной на получении личной материальной выгоды от сексуальных контактов.

     Очень долгое время проституцию признавали, но законодательно не регулировали. Законодательство Салона впервые в истории человечества ее узаконило: в 594 до. н.э. в Афинах государство организовало первые публичные дома. Интерес государства к легализации проституции объяснялся тем, что налоги, уплачиваемые проститутками, составляли на первых порах значительную долю доходов Афинского государства. Те меры ограничения проституции, которые содержались в законодательстве Салона (лишение прав гражданства, ограничение передвижений, бесправие детей, штрафы и т.д.), на деле применялись редко.

     Такого  же рода ситуация наблюдалась практически везде в не-христианских обществах: проституцию рассматривали как не одобряемое, но законное занятие. В некоторых восточных обществах профессия проститутки даже пользовалась уважением. В средневековой Японии сформировалась традиция обучения гейш – профессиональных проституток самой высокой квалификации.

     В Западной Европе ситуация начала меняться с приходом христианства в первых веках н.э. Христианство осудило  проституцию, половые связи вне  брака осуждались не только для женщин, но и для мужчин. Религиозный запрет привел к временному исчезновению элитной проституции, но не смог искоренить проституцию низшего уровня. Осуждение часто оставалось только на словах, в реальности же законодательство лицензировало бордели. В средневековых городах Западной Европы проституция обычно находилась под официальным покровительством. Например, в средневековой Англии покровителем борделей вначале был епископ Винчестерский, а позже парламент.

     Реальное  ужесточение негативного отношения  к проституции со стороны законодательства и общества началось в 16 в. Первой причиной стал рост ранее малораспространенных венерических заболеваний, эпидемия сифилиса. Впрочем, изобретение презерватива помогло частично смягчить этот удар. Второй удар по проституции был нанесен Реформацией, когда под влиянием морализаторских проповедей протестантских идеологов проституток стали преследовать по религиозно-этическим соображениям. Именно тогда в Западной Европе окончательно укоренилось представление о проституции как о позорном занятии, губящем не только тело, но и душу.

     Впрочем, рост негативного отношения к  проституции не везде и не сразу  привел к ее запрету. В эпоху Просвещения  кризис общественной морали и «реабилитация  тела» привели даже к подъему  проституции, но в 19 в. торжество буржуазной морали привело к падению спроса на услуги жриц любви и росту запретительных настроений. Во Франции публичные дома, находясь под пристальным контролем полиции, прошли пик популярности в середине 19 в., резко сократили свою деятельность уже к началу 20 в. и в 1946 были полностью запрещены. В США запрет проституции завершился в основном к 1917.

     В конце 20 в. представление о проституции  как о социально опасном явлении  начало постепенно меняться. На это  повлияли успехи в борьбе с венерическими  заболеваниями и массовое освобождение человеческого сознания от религиозных запретов.

     Теперь  этот тип поведения относят к  так называемым преступлениям без  жертв (наравне с употреблением  наркотиков и азартными играми), поскольку все происходит, как  правило (хотя и не всегда), по обоюдному согласию проститутки и клиента. Поэтому многие ставят вопрос о легализации проституции как одной из разновидностей деятельности в сфере услуг, в том числе в России.

Наиболее известен опыт легализации проституции в  Нидерландах (с 2000 здесь разрешено открывать публичные дома), где официально зарегистрированные проститутки имеют все гражданские права и получают социальные пособия, как любые другие работники. В первые годы 21 в. доходы от секс-индустрии составляли примерно 5% национальной экономики Нидерландов. С 2002 проституция узаконена в Германии, где она легальна для граждан Европейского Союза, но запрещена для граждан других стран. Меры по легализации проституции осуществлены и в ряде других стран – в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии, Австралии.

В Турции проститутки  получают официальные лицензии на занятие  своей профессией. Кроме того, во многих странах, где формально проституция  запрещена, на деле этот запрет не действует. Например, в Таиланде официально запрещенная  проституция существует под видом массажных и косметических салонов.

Контраст между  строгими ограничениями на проституцию  в одних странах (в основном это  страны Западной Европы) и фактической  ее легальностью в других (чаще всего  это восточные страны) привел к  развитию секс-туризма. Широко распространены организованные секс-туры для европейцев и американцев в такие страны как Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Шри-Ланка, страны Латинской Америки и Восточной Европы.

     В настоящее время в большинстве  развитых стран мира в отношении проституток все еще сохраняется моральное осуждение, но более слабое, чем ранее. Поведение проституток все реже считают преступлением и все чаще – отклонением в границах допустимой нормы. Тенденция к легализации проституции начинает доминировать над стремлением ее запрещать.


Информация о работе Структура культуры