Структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Файлы: 1 файл

Структура культуры.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как  
- мировая и национальная культура,  
- классовая,  
- городская и сельская,  
- профессиональная и др,  
- духовная и материальная.  
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.  
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры. Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

- физические  объекты, созданные человеком;

- природные объекты,  используемые человеком.

Духовная  культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта 

Виды  культуры.

  1. Экономическая культура. Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.
  2. Политическая культура. Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.

    Показателями  уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, лексика общения политических деятелей.

3.  Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. 

Культура  и цивилизация

Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом,

сделать предметный вид культуры единственным показателем  культурного уровня

было свойственно  человеку всегда. Свидетельством этому является роль

одежды и украшений  еще у древних людей. Возрастание  роли предметной

культуры в  жизни общества связано с его  цивилизованным развитием. Сам

термин «цивилизация»  появился в XVIII в. до XX в. он употреблялся как

синоним культуры. В| нынешнем столетии эти два понятия употребляют в

разных смыслах. Цивилизация – необходимая ступень  развития почти у всех

обществ, на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное

развитие результаты культурной деятельности.

Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и заимопревращение. Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной,

жизни человек  может утратить способность различать  саму деятельность и ее

результаты. Внешний, видимый мир культуры становится для него единственным

способом ее существования. Тогда образуется видимость  культуры.

В культурологии  принято различать внешнюю и  внутреннюю детерминацию

(обусловленность)  культуры. Экономика, общественные  отношения причинно

обусловливают развитие культуры, но творит ее все же человек, т.е.

существует внутренняя обусловленность культуры. Общее  состояние культуры

является своего рода результирующей этих двух факторов. Можно сказать так:

цивилизация —  это преобладающее разбитие и  воздействие внешней предметной

культуры на общее развитие культуры в целом, то есть и на человека.

Если цивилизация  — это высокий уровень внешней  культуры,

то тем более  высоким должен быть уровень внутренней культуры человека. Его

показателем является свобода противостояния человека воздействию на него

внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Показателем

внутренней культуры не служит только обилие знаний или  способностей.

Способность сдерживать себя характеризует внутреннюю культуру человека

гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение

сдержать себя — это умение удержать себя в  направлении к цели.Культурные ориентации. Внешняя и внутренняя культура не должны противостоять друг другу. Условием их единства является самоопределение человека.

Но определяющее значение имеет то, каким именно видит себя человек в

культуре, в качестве кого он себя рассматривает, что считает  главным в

человеке, а что  — второстепенным. Например, в течение  десятилетий в нашем

обществе личность рабочего считалась как бы меркой, к которой подгонялись

личности крестьянина  или интеллигента. Это явилось  следствием господства

идеологии рабочего класса. Образ фабрично-заводского человека определил и

облик нашей  культуры, искусства, литературы, где  усиленно

пропагандировалась  и насаждалась так называемая производственная тематика.

Этот образ  во многом определил и облик наших  городов, где жилые дома часто

напоминают заводские  корпуса. По мерке этого образа сформировалась и

административно-командная  система, суть которой в том, что  всем обществом

управляют как  огромным заводом или фабрикой.

Следовательно, хотя культура в целом ориентируется  на человека, значение

имеет то представление  о нем, которое питает рост культуры на определенном

этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРОСТИТУЦИЯ – оказание платных сексуальных услуг, ей могут заниматься как женщины, так и мужчины, хотя в основном она является «женским» занятием.

     Проституция и общество. Термин «проституция» впервые появился в Древней Греции в 6 в. до н.э. для обозначения женщин, сексуальные услуги которых можно было легально купить в публичных домах. Реформы афинского законодателя Солона впервые узаконили публичные дома (диктерионы). Работавших в них женщин называли «prostasai», т.е. женщинами для продажи. От этого слова в дальнейшем возникло римское «prostare», обозначавшее «продаваться публично». В средние века термин «проституция» был забыт, но вновь вошел в западноевропейскую культуру в конце 18 в.

     Характерной чертой проституции считается именно получение оплаты за профессиональную услугу сексуального характера. Занятие проституцией в обществах западной цивилизации рассматривается почти как неизбежное зло. В восточных обществах (Дальний Восток, Индия, Ближний Восток) в прежние эпохи отношение к проституции было более нейтральным, хотя и в этих странах она, как правило, не одобрялась.

     Противоречивое  отношение общества к проституции, т.е. платному профессиональному сексу, связано с двойственным отношением к самому сексу. С одной стороны, секс приносит удовольствие, а потому сексуальные услуги за плату можно рассматривать по аналогии с любыми другими приобретаемыми услугами. С другой стороны, секс, не сопряженный с деторождением, раньше обычно осуждался. Поэтому общественная мораль «табуировала» неупорядоченные сексуальные отношения и порицала тех, кто занимался сексом вне семьи. На негативное отношение к проституции в обществе влияет и степень распространенности венерических болезней, передающихся главным образом именно при частых сексуальных связях. Так, уже в древности была известна гонорея. В Западной Европе нового времени на отрицательное отношение к проституции влияет размах эпидемии сифилиса и СПИДа.

     Занятие проституцией представляет определенную опасность для женщин. Обычно они  занимаются этой деятельностью недолго, примерно 5 лет, после чего проститутка утрачивает сексуальную привлекательность и перестает интересовать клиентов. Однако и за это время они нередко теряют способность к нормальному супружеству и материнству, под воздействием общения с клиентами в «зоне риска» у них меняется психика. Высокие эмоциональные стрессы ведут к широкому распространению среди проституток алкоголизма и наркомании.

     В христианской культуре осуждение свободного секса было закреплено религиозным  каноном (в библейской заповеди «не  прелюбодействуй!»). Начиная с нового времени, западноевропейская цивилизация активно насаждала свои культурные нормы во всем мире, в результате в настоящее время проституция считается презираемым занятием во всех странах. Отрицательное отношение к проституции сделало название этой профессии нарицательным для обозначения различных негативных социальных явлений (продажного политика называют «политической проституткой»).

     Причины развития проституции. При обсуждении причин возникновения и развития проституции как социального явления обычно основное внимание обращают на поведение самих проституток. По поводу того, почему многие женщины и мужчины занимаются этой деятельностью, есть две гипотезы.

     Социологическое объяснение связывает распространение  проституции с бедностью и развитием больших городов с большими массами населения, где проституцию стимулирует бедность и трудность для женщин получить средства к существованию иными путями, а также исторически сложившимся «бесправием женщин» по сравнению с мужчинами. Однако при этом очевидно, что проституция развивается только в городах, хотя уровень жизни горожан обычно выше, чем в деревнях, где проституции практически нет. Дело в том, что именно в городах происходит коммерциализация всех сфер жизни и обезличивание межличностных отношений, которые сложно скрыть в замкнутом сельском сообществе. Кроме того, в городах больше соблазнов, поэтому проституцией начинают заниматься не только те, кто пытается заработать на обычную жизнь, но и те, кто стремится к богатой жизни, не имея возможности добиться ее иными путями.

     Другое  объяснение, антропологическое, связывает  занятие проституцией преимущественно  генетической «запрограммированностью». Сторонники этого подхода в своих  исследованиях оказывают, что среди  проституток высок процент людей с признаками дегенерации. По их мнению, другие причины, приводящие женщин и мужчин на панель (экономические), лишь накладываются на антропологическую предрасположенность.

     Чтобы понять причины развития проституции, следует обращать внимание на не только проституток, но и их клиентов. Ведь развитие любых услуг зависит как от предложения, так и от спроса.

     Обычно  общество ограничивает сексуальную  активность, сводя ее в основном к заботе о продолжении рода. Между  тем физиологическая потребность  в сексе у людей нередко бывает выше репродуктивных нужд. Поэтому регламентированные сексуальные отношения в рамках семьи некоторые стараются дополнять (или заменять) свободным сексом. Сексуальная активность мужчин в среднем сильнее, чем у женщин, они более раскрепощены, более склонны добиваться исполнения своих желаний. Эти гендерные факторы практически в любом обществе создают спрос на сексуальные услуги именно для мужчин. По мере раскрепощения женщин они тоже начинают предъявлять спрос на сексуальные услуги, хотя и в гораздо меньшем масштабе. Поэтому во многих странах (включая Россию) по мере повышения материального благосостояния населения увеличивается спрос на мужчин, оказывающих платные сексуальные услуги женщинам, растет число заведений, предлагающих «мужской стриптиз» и «мужской эскорт» для богатых женщин.

Информация о работе Структура культуры