Структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

По носителю − всему человечеству либо конкретному этносу − выделяют мировую глобальную и национальные (региональные) культуры. Мировая культура включает в себя достижения национальных культур различных народов Земли. Национальная культура выступает синтезом достижений культур различных классов, страт, социальных групп соответствующего общества.
Формы культуры различаются в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. Выделяют элитарную, народную и массовую культуру.

Оглавление

Введение:…………………………………………………………………..2
Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы…………………………………………………………………………..4
Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..13
Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры……………………………………………12
Заключение……………...22
Список литературы………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

по теме: Структура  культуры

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Коротаева Анна Сергеевна

Специальность: Экономика  труда

Группа: ЭТР 12 КТ

Проверил: Толкачев Ю.А.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

 

                                                   Содержание.

  1. Введение:…………………………………………………………………..2
  2. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы…………………………………………………………………………..4
  3. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..13
  4. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры……………………………………………12
  5. Заключение……………...22
  6. Список литературы………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

Культура - исторически  сложившаяся система, имеющая структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными  ориентациями, образом мысли и  жизни. Субъектом культуры выступает  человечество, нация, социальная группа и человек.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные  элементы, которые опредмечиваются  в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс  культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя: Основания структуры культуры характеризуются по носителям, по формам, видам и родам; по признаку актуальности; по признаку субстанциональности и функциональности.

По носителю − всему человечеству либо конкретному этносу − выделяют мировую глобальную и национальные (региональные) культуры. Мировая культура включает в себя достижения национальных культур различных народов Земли. Национальная культура выступает синтезом достижений культур различных классов, страт, социальных групп соответствующего общества.

Формы культуры различаются в зависимости от того, кто создает культуру и каков  ее уровень. Выделяют элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная культура создается элитными группами общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Для лучшего понимания элитарной культуры следует познакомиться с представлениями об искусстве одного из ее типичнейших представителей.

 

 

 

 

 

Культура состоит  из элементов, которые находятся  между собой в определенной связи и образуют некое единство, что свидетельствует о целостности культуры. Прежде всего, в структуре целостной системы культуры можно выделить две большие области: материальную культуру и духовную культуру.

Для человека всегда была важна среда обитания. Во времена античности каждое дерево или куст, река или холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево или вспахать пашню человек должен был принести жертву, получить божественную санкцию, разрешение на то или иное действие с природными объектами.

Языческая религия  требовала постоянно ублажать богов, чтобы они не рассердились, и не стали бы вредить человеку. Природа  была священна, боги скрывались везде, в каждом ущелье, за каждым деревом, в каждом цветке. Демистифицировать природу могла только культура, основанная на вере в другого Бога – Трансцендентного (неподдающегося эмпирическому познанию). Десакрализация природы – это иудейское наследие, воспринятое христианством. Повествование о сотворении мира в Книге Бытия изображало Солнце и Луну как светильники, которые были поставлены Богом на тверди небесной. В то время как все другие религии поклонялись им как божествам. Только культура, в которой природа не является священной, могла задаться целью покорить эту природу, заставить ее служить интересам человека. Такая культура позволила манипулировать природой. Христианство возвышало человека над природой, утверждало его духовную монополию. А с XVII века тезис Френсиса Бэкона «Знание – сила» стал нормой человеческой деятельности и обозначил техническую власть над окружающей средой. Это дало человеку возможность менять свое окружение. Такие процессы и связаны напрямую с материальной культурой.

 

Однако культуру нельзя свести только к преобразованию природы, так как в этом случае упускается из виду сам человек.

В мире культуры человек выступает не только как  действующее существо, но и как  результат своей деятельности. Именно здесь он проявляет самого себя, свои собственные сущностные силы, свою человеческую индивидуальность. Развитие человека в процессе его жизнедеятельности есть личностная форма существования культуры, этот процесс наиболее ярко выражается в явлениях духовной культуры.

Иначе говоря, есть не только материальное производство – производство вещей, но и духовное производство – производство идей.

            Конечно, такое деление культуры на материальную и духовную условно. В реальной жизни эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

 По форме существования.

Материальные  ценности существуют в предметной форме: дома, станки, одежда и т.д. Духовные ценности также могут существовать в предметной форме: картины, книги и т.д., но не только. Ценности духовные могут существовать и как акты деятельности, например, игра актера на сцене, чтение преподавателем лекций и т.д.

 По длительности  существования.

Станки или  автоматы могут, конечно, просуществовать  дольше, чем картина или книга, однако, ценности духовной культуры не знают морального старения. Сохраненные  произведения искусства навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.

 По пределам потребления.

Материальные  ценности имеют пределы потребления. Потребность в пище и одежде естественна  для человека, но она может быть удовлетворена и имеет предел насыщения. А вот потребность  в духовных ценностях безгранична, так как эта потребность не в вещах, а в определенном виде деятельности – познавательной, эстетической, нравственной и т.д.

 По воплощению личности создателя.

Духовные ценности запечатлевают особенности личностей  их создателей, неповторимые черты их индивидуальности. Когда поэт в своих лирических стихах говорит от первого лица, рассказывает о своих чувствах и переживаниях, мы понимаем, о чем он размышляет, какие мысли тревожат его воображение.

Кроме областей материальной и духовной культуры в структуре культуры выделяются субстанциональные и функциональные элементы. Субстанциональные элементы (то есть результаты как материальной, так и духовной деятельности человека) включают в себя, прежде всего , ценности и нормы культуры. Обычно ценности обозначают человеческую, социальную и др. значимость каких-либо предметов и явлений окружающего нас мира, то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Благодаря ценностям культуры осуществляется передача социального опыта прошлого новым поколениям людей. Ценности культуры интересуют нас, прежде всего, с точки зрения мастерства и творческих возможностей человека, воплощения представлений и вкусов людей. Общество в своем историческом развитии формирует и трансформирует ценностные системы. Эти процессы связаны с изменением в различных областях: социальной, экономической, политической, религиозной и т.д. В действии цвета на человека, возможно, выделить несколько аспектов. Во-первых, физическое воздействие, когда глаз испытывает чувство удовлетворения либо, напротив, раздражения. Скажем, ярко-лимонный цвет действует раздражающе, больно. Во-вторых, психическое воздействие цвета проявляется в том, что здесь первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души. Например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь. Цвет – это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль, а художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души. Это принцип внутренней необходимости.

Когда мы хотим  передать красный звук в материальной форме (живописи), мы должны выбрать  определенный тон из бесконечного ряда различных оттенков красного, то есть, так сказать, охарактеризовать его субъективно: отграничить его на плоскости, отграничить его от других цветов, которые обязательно присутствуют.

Тем самым мы выбираем форму. Важно взаимоотношение формы и цвета, ибо одна форма подчеркивает значение какого-либо цвета, другая же притупляет его. Скажем, резкая краска в остроконечной форме усиливается в своих свойствах (например, желтый цвет в треугольнике). Цвета, склонные к углублению, усиливают свое воздействие при круглых формах (например, синий цвет в круге). Количество красок и форм бесконечно, бесконечно и число комбинаций. Форма как отграничение имеет целью выделить материальный предмет из плоскости. Форма остается абстрактной, то есть она не означает никакого реального предмета (она на самом деле есть символ, абстракция). Возможно, изобразить тесто, а возможно и фигурное печенье, и между этими двумя границами имеется бесчисленное количество форм, в которых налицо оба элемента и где перевешивает либо материальное, либо абстрактное. Чем больше органическая форма (то есть отображение природного содержания предмета) оттесняется назад, тем более выигрывает в звучании абстрактное. Отказ от предметности усиливает символизм.

Контрасты красок имеют важное значение для усиления восприятия. Теплота или холод краски есть склонность к желтому или синему. При теплой краске движение по горизонтали направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Движение желтого и синего есть эксцентрическое или концентрическое движение. Если нарисовать два круга одинаковой величины и закрасить один желтым, а другой синим, то заметим, что первый как бы пронзает глаза, приближается к человеку, а во второй круг глаз как бы погружается. Синий круг – как улитка, заползающая в свою раковину – удаляется от  человека.

Синий в сочетании  с желтым дают зеленый цвет, символизирующий  полный покой и неподвижность. Белое  часто считается не цветом и действует  как  белая стена, создавая образ  бесконечности. Так звучала земля в былые времена доледникового периода. Если белое ассоциируется с вечным сопротивлением (возможностью рождения из первоначала), то черное выражает абсолютное отсутствие сопротивления (смерть), вечное безмолвие без надежды.

Народная (или  коллективная) культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Одним из наиболее значимых явлений российской традиционной народной культуры является иконопись.

Этимология  слова «икона». (Образ по-гречески – «ейкон». Отсюда происходит и русское слово «икона»).

Но как мы различаем Слово и слова, так  же следует различать Образ и  образы, в более узком смысле –  иконы. Без понимания смысла Образа нам не понять и смысла иконы, ее места, ее роли, ее значения.

Бог творит мир  посредством Слова. Он Сам есть Слово, пришедшее в мир. Так же Бог творит мир, давая всему Образ. Сам Он, не имеющий Образа, есть праобраз всего на свете. Все существующее в мире существует благодаря тому, что несет в себе Образ Божий. Русское слово «безобразный» – синоним слова «некрасивый» – значит не что иное, как «безобразный», то есть не имеющий в себе Образа Божия, не-сущностный, не-существующий, мертвый. Весь мир пронизан Словом, и весь мир наполнен Образом Божиим, наш мир икон логичен.

Чем отличается Образ и образы. Цель иконы – направить наше внимание к Первообразу через единый Образ Воплощенного Сына Божия, к Богу Невидимому. Икона – только знак его присутствия. Эстетика иконы – лишь малое приближение к красоте нетленной будущего века: созерцающий икону похож на постепенно прозревающего человека, который исцеляется Христом. Все решает внутренний духовный опыт предстоящего.

Христианство  – религия Слова, и этим определяется специфика иконы. Созерцание иконы  не есть акт эстетического любования, хотя эстетические ценности в христианской культуре играют не последнюю роль. Но на первом месте стоит приобщение Слову.

Созерцание  иконы – это прежде всего молитвенный  акт, в котором постижение смысла красоты переходит к постижению красоты смысла, и в этом процессе внутренний человек растет, а внешний – умаляется. Поклонная функция иконы, таким образом, служит главным выражением высокой степени достоинства объекта поклонения, его святости.

Религиозно-гносеологическая функция иконы осмысливает ее как один из важнейших путей к  Богу, как посредника между человеком и Богом. Бог понимался средневековым русским сознанием как средоточие всех позитивных, доведенных до предела идеализации, свойств человека. Так как на Руси высоко ценилась направленность пути к Богу не только снизу вверх (от человека к «горнему миру»), но и обратная – от Бога к человеку, по представлениям средневековых людей идеальные свойства первообраза передавались и образу, поэтому иконы воспринимались как «пречистые» и святые.

Через икону  мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Отсюда идея чудотворных икон. Таким образом, выдвигается еще одна функция иконы – харизматическая. Русское слово «исцеление» имеет тот же корень, что и слово «целый», «цельный». Следовательно, созерцание иконы предполагает «собирание» человека к тому, что в нем самое главное, к его центру, к образу Божию в нем.

Информация о работе Структура культуры