Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:00, контрольная работа
По носителю − всему человечеству либо конкретному этносу − выделяют мировую глобальную и национальные (региональные) культуры. Мировая культура включает в себя достижения национальных культур различных народов Земли. Национальная культура выступает синтезом достижений культур различных классов, страт, социальных групп соответствующего общества.
Формы культуры различаются в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. Выделяют элитарную, народную и массовую культуру.
Введение:…………………………………………………………………..2
Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы…………………………………………………………………………..4
Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..13
Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры……………………………………………12
Заключение……………...22
Список литературы………………………………………………………23
Икона изначально мыслилась как сакральный текст, и, как всякий текст, она требует определенного навыка прочтения. Для лучшего усвоения предполагался принцип прочтения на нескольких уровнях. Об этом упоминает Блаженный Августин, называя ступени в следующем порядке: буквальный, аллегорический, моральный, аналогический.
В определенной мере этот принцип усвоения Святого Писания подходит и к прочтению иконы как текста. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто или что изображено). На втором уровне происходит раскрытие смысла символа (здесь важно как изображено – цвет, свет, жест, пространство, время, детали). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (что говорит это лично тебе). Четвертый уровень – аналогия (от греч. «возведение, восхождение»), уровень чистого созерцания, переход от видимого к непосредственному общению с Первообразом (на этой ступени открывается глубинный смысл – во имя чего существует икона).
Почему икону назвали «Библией для неграмотных». Для современного человека, воспитанного вне христианских традиций, уже первая ступень оказывается трудоемкой. Вторая ступень требует некоторой подготовки, своего рода катехизиса. На этом уровне и сама икона является катехизисом, той самой «Библией для неграмотных», как ее называли святые отцы. Уровень требует не только интеллектуальной работы, но, прежде всего духовной работы. Образ начинает действовать в нас. Икона становится возбудителем информации внутри созерцающего. Четвертый уровень открывается на высших ступенях молитвы. Итак, чтобы понять, что такое икона, сосредоточим внимание на первых двух ступенях. Таким образом, вновь выстраивается лестница, взбираясь по которой мы вновь приходим к Прообразу Непостижимому – Богу.
Икона пишется с точки зрения вечности. Лицо на иконе – это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Лик в иконе – самое главное. В практике иконописания стадии работы так и разделяются на «личное» и «доличное». Сначала пишется «доличное» – фон, пейзаж (лещадки), архитектура (палаты), одежды и прочее. В больших работах эту стадию исполняет мастер второй руки, помощник. Главный мастер, знаменщик, пишет «личное», то есть то, что относится к личности. И соблюдение такого порядка работы было важно потому, что икона, как и все мироздание, иерархична.
«Доличное» и «личное» – это разные ступени бытия, но в «личном» есть еще одна ступень – глаза. Они всегда выделены на лике. «Глаза – зеркало души», в Нагорной проповеди Иисус говорит так: «Светильник для тела око, и если око твое будет чисто, то все твое тело будет светло; если же око твое будет худо, то все твое тело будет темно». (От Матфея 6:23)
Но «личное» – это не только лик и глаза. Но также и руки. Ибо руки несут информацию о личности человека. По-своему осмысливается жест в иконе, он передает своего рода духовный импульс: благословляющий жест Спасителя, молитвенный жест Оранты с Воздетыми к небу руками, жест принятия благодати подвижников с раскрытыми на груди ладонями, жест архангела Гавриила, передающего Благую Весть, и так далее. Лик и руки иконописец, как правило, выписывает очень тщательно, пользуясь приемами многослойной плави с санкирной подкладкой, подрумянкой, светами и т.д. Фигуры же обычно пишутся менее плотно, немногослойно и даже облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей, не касаясь ногами позема. Эта легкость парения возвращает нас к Евангельскому образу человека как хрупкого сосуда. Бесплотная внешность подчеркивает внутреннюю силу, силу Духа.
Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Тело не самоценно, оно обретает свой смысл только как вместилище духа. Икона допускает искажение пропорций, иногда деформацию человеческого тела, но эти «странности» только подчеркивают приоритет духовного над материальным, утрируя иноприродность преображенной реальности, напоминая, что тела наши суть храмы и сосуды..
Семантика жестов, поз.
Слегка склоненная
фигура с молитвенно
Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается обратная перспектива. Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. В иконе по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям.
Основные блоки структуры культуры включают в себя функции, которые выполняет культура. Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа, в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.
Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
В рамках этой концепции культура – совокупность материальных и духовных ценностей. В современной литературе ценность понимается:
как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;
как идеал (представление о желаемом);
как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.
Поведенческая
функция – характеризует
Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса созидания культурных ценностей, их воспроизводства, трансляцией. Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взамодействия между людьми.
Семиотическая или знаковая (греч. semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.
Художественная культура – представления о культурной сфере деятельности зачастую связывают именно с художественной культурой, которая объединяет в одно системное и исторически изменяющееся целое художественное производство, художественное потребление, художественные ценности, носителями которых являются произведения искусства.
Термин «искусство» очень многозначен и отражает историческую эволюцию эстетического сознания сознания человечества. По мере развития культуры, искусство выделилось в особую сферу деятельности, воспроизводящую действительность в форме художественных образов. К гегелевской эстетике восходит определение искусства как «мышления в образах». Однако само по себе образное мышление еще не искусство, таковым оно становится тогда, когда материализуется в слове или звуке, в камне или телодвижении.
Нередко под образом понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением. Но в более общем смысле слова художественный образ – это способ бытия произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности.
Искусство, как любая сложно-динамическая система обладает гибкой, подвижной структурой. Классическая эстетика разделяет искусство на виды, определяемые особенностями строения внешней формы произведения искусства.
Содержание произведения искусства неизбежно локализуется в конкретной области жизненной реальности. В мир художественной культуры наряду с профессиональным творчеством входят фольклор и прикладное искусство.
Искусство предоставляет человеку дополнительный жизненный опыт – воображаемый, зато он раздвигает рамки реального жизненного опыта человека, способствуя как внедрению норм и ценностей, необходимых для жизни общества, так и для реализации потенций человека.
Искусство использовалось и используется как стимулятор различных психических процессов. С помощью музыки, цвета, ритма можно вызвать в человеке необходимое состояние, побудить его к определенным действиям.
Подняться над повседневной прозой жизни личность не может без внутренней готовности к возвышенному. Огромная роль искусства в развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что оно формирует и организует сферу чувственного, то есть эстетического, восприятия окружающего мира.
Политическая сфера – социальная структура, форма государственности, общественное устройство формируются под влиянием существующей в обществе культуры. В свою очередь они оказывают влияние на содержание самой культуры, на ее развитие.
Власть –
центральное явление мира политики,
а государство – ее важнейший
институт. Культура влияет на складывание
демократических и
Политика воздействует на общественный прогресс, может его ускорять или замедлять, влияет на развитие не только экономических, национальных отношений, но и на всю культуру в целом.
Понятие «политика» не тождественно понятию политическая культура. Политика – конкретная деятельность, реально осуществляемая в сфере политических отношений, а политическая культура – характеристика этой деятельности, ее качественная сторона, в которой находит выражение уровень политических отношений и степень компетентности совершаемых политических действий.