Структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

По носителю − всему человечеству либо конкретному этносу − выделяют мировую глобальную и национальные (региональные) культуры. Мировая культура включает в себя достижения национальных культур различных народов Земли. Национальная культура выступает синтезом достижений культур различных классов, страт, социальных групп соответствующего общества.
Формы культуры различаются в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. Выделяют элитарную, народную и массовую культуру.

Оглавление

Введение:…………………………………………………………………..2
Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы…………………………………………………………………………..4
Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..13
Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры……………………………………………12
Заключение……………...22
Список литературы………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Ценностное  отношение, являющееся сердцевиной политической культуры и определяющее ее содержание, находит выражение как в форме мыслей, мнений, оценок, так и конкретно осуществляемой деятельности в сфере политики.

Политическая  культура предполагает развитую культуру политического мышления, которая включает в себя умение пользоваться знаниями, сопоставлять факты, давать им адекватные оценки, делать правильные выводы. Все это, в конечном итоге, дает возможность находить оптимальные пути решения тех или иных политических задач. Осознание и принятие или отказ от существующих принципов, идей и норм предопределяет все последующее поведение в сфере политических отношений, оценочное отношение к окружающей социальной действительности. Оно позволяет выработать устойчивые ценностные ориентации в сфере политических явлений, мотивы тех или иных действий и поступков, сформировать определенные убеждения, и на их основе – нормы поведения.

Экономическая культура - традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

На начальных  этапах исследования экономической  культуры ее можно определить через  наиболее общую экономическую категорию  «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа  человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

В современную  же экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета  народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Правовая культура это результат и процесс творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и  оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется  в виду не отношение человека и  мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его  самого к миру, к живой природе. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Ни для кого не секрет и это очевидно, что  человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.

Природа – это  «экосистема высшего порядка», которая  уравновешивает все виды существ, ею созданных и поддерживает порядок и баланс на планете Земля, постоянное количество химических элементов и минеральных ресурсов. Для этого задействованы такие механизмы как круговорот веществ в природе, постоянный химический состав того, из чего состоит мир. Наша биосфера не допускает увеличения того или иного вида, чтобы он стал доминантным и господствовал над другими видами. Если же такое происходит, то она применяет свои рычаги воздействия, как, например, снижение рождаемости, эпидемии, помехи, болезни, голод (неурожаи, уменьшения числа потенциальной добычи) и т.д. Поэтому можно сказать, что биосфера основана на жестком и логичном порядке, который и обеспечивает её жизнь. Если нарушается равновесие, то она может погибнуть, а как раз мы и имеем возможность в этом убедиться.

Нравственная культура – в составе культуры важное место занимает мораль как способ нормативной регуляции действий человека в обществе. Каждая из областей общественной жизни предъявляет к человеку свои особые требования. Особенностью морали является то, что ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей. Моральные нормы формируются в процессе взаимного общения людей, в практике массового поведения и проведение их в жизнь обусловлено силой массовых привычек и общественным мнением. Нарушение закона, зафиксированного в нормах права, влечет за собой уголовную или административную ответственность, в результате же нарушения норм морали наступает обычно общественное порицание. Структура морали включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и моральную деятельность. Основу морального сознания составляет синтез моральных ценностей общества, по мере усвоения которых регулятором нравственного поведения становятся внутренние, психологические механизмы человека. Нравственное поведение во многом определяется конкретными условиями жизни человека, его культурным уровнем, психологическими чертами и физиологическими особенностями.

Большую роль в  морали играют личные убеждения. Они  позволяют человеку не только самому контролировать свои действия, но и самостоятельно давать им обоснование. Постоянный самоконтроль получает выражение в совести, которая наиболее полно отражает осознание личностью должного и ответственного поведения. Объектом самооценки могут выступать не только поступки, но и взгляды, чувства, ценностные ориентации и мотивы, неосуществленные потенциальные возможности.

Нравственные  требования в обществе могут совпадать  или не совпадать с нравственными  требованиями конкретного человека. Тогда налицо – нравственная коллизия, конфликт, ситуация морального выбора.

Представления о смысле и значении времени неоднократно менялись в истории мировой и отечественной культуры.

Время обладает целым комплексом всеобщих признаков, которые проявляются в космосе, природе, обществе, культуре и человеческой жизни. Ничто не может оказаться вне его объективных свойств. Время имеет длительность, ритм и темп, последовательность смены отдельных этапов и необратимость. Оно «течет» от прошлого к будущему, и его бег ни на миг не остановить. В истории культуры эти объективные свойства времени всегда вызывали субъективное стремление замедлить или ускорить его неумолимое движение, повернуть его назад, стереть из памяти отдельные периоды, приблизить будущее, перескочить через этапы. Легенды и мифы об эликсирах молодости, о вечной жизни, параллельном мире «Зазеркалья» лишь подтверждают утопичность подобных желаний.

Пространство  и Время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или  открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные контуры, обозначенные ответами на вопросы «где» и «когда». Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин получил широкое признание в философии для определения духовного и исторического измерения природы и общества; в психологии для понимания процесса становления и развития человека. Действительно, человек может чувствовать, как останавливается время и сжимается пространство, и как оно же способно мелькать и расширяться.

 

Пространство  и время, определяя координаты культуры, раскрывают её временное назначение и пространственное восприятие. Бытие  культуры во времени представлено через  систему «прошлое-настоящее-будущее», которая раскрывает смысл культурной преемственности. Если характеристика культуры «во времени» имеет свои исторические реалии, то пространственная только мыслима. Пространственное восприятие формирует «пространства культуры», в частности, и «культурное пространство», в целом, через образы, которые представлены в языковых фактах. Если временная характеристика культуры даёт возможность рассматривать её, например, через соотношение первобытных, архаических, древних культур, то пространственная раскрывает уровень и степень взаимопроникновения разных культур.

 

                                  Заключение

Изложенное  выше позволяет сделать вывод, что  социология культуры изучает все  виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и  общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет  преувеличением определить культуру как  меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль  практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

 

Список литературы

  1. Выготский Л., Лурия А. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  2. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  3. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
  4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  5. Финицкая З. Люди и вещи. М., 1987.

 

 


Информация о работе Структура культуры