Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 23:42, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно значимой для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Введение ………………………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теория речевой деятельности
Понятие о языке и речи ………………………………………………………….5
Виды и функции речи …………………………………………………………….8
Глава 2. Структура и виды речевой деятельности
2.1. Понятие речевой деятельности …………………………………………...…12
2.2. Виды речевой деятельности ……………………………………………….…13
2.3. Структура речевой деятельности …………………………………………....22
Заключение ………………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы и источников …………………………………….…29
Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения)11.
К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:
Рецептивные умения:
Репродуктивные умения:
Репродуктивно-продуктивные умения:
Продуктивные умения:
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
Типичными недостатками чтения являются:
Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно. Различия между устной речью и письменной определяются способом кодирования (в устной речи – это акустический код, в письменной – графический), выразительными возможностями, частотой употребления в реальной жизни.
Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.
Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.
Учащиеся должны уметь:
1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию.
2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.
3. Составлять и заполнять анкету.
4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.
5. Писать заявление о приеме на работу.
6. Писать краткую или развернутую автобиографию.
7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.
8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.
Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь)12. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
4. Слушание. Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.
Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.
Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:
Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:
Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?
Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться:
Факторами эффективного слушания являются:
Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать
3) умение слушать критически;
4) умение конспектировать.
Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:
Умение анализировать опирается на следующие приёмы: