Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:26, реферат
Актуальность темы. Феномен старообрядчества существует в истории России уже более трёхсот лет. Исследованием этого явления отечественной культуры занимаются учёные разных направлений, принадлежащие к различным методическим и методологическим школам.
Цель моей работы заключается в исследовании быта и нравов старообрядцев Сибири.
Введение……………………………………………………………….…………....3
Сибирь и старообрядчество………………………………………………………4
1.1. Появление старообрядцев в Сибири…………………………………………4
1.2. Толки и согласия староверов………………………………………………....4
1.3. Староверы верховьев малого Енисея…………………………………….…..6
Особенности жизни старообрядцев в Сибири…………………………………..7
2.1. Населенные пункты…………………………………………………………...7
2.2. Занятия………………………………………………………………………...8
2.3. Хозяйственный быт……….………………………………………………….10
2.4. Традиции и обычаи………………………………………………………..…12
Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири………..…14
Заключение…………………………………………………………………….….15
Список литературы……………………………………………………………….16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
Финансово-экономический факультет
Кафедра
рекламы и культорологии
Реферат
на
тему:
«Старообрядчество,
как культурный феномен
Сибири»
Выполнила: студентка гр.ФКТ-01
Красноярск 2011
Содержание:
Введение……………………………………………
1.1. Появление
старообрядцев в Сибири……………………
1.2. Толки
и согласия староверов………………………
1.3. Староверы
верховьев малого Енисея…………………
2.1. Населенные
пункты…………………………………………………………..
2.2. Занятия……………………………………………………………
2.3. Хозяйственный быт……….………………………………………………….10
2.4. Традиции
и обычаи……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона, осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича. Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.
Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства).
Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.
Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.
Духовные власти довольно быстро определяли и ограничивали очаги старой веры. Несмотря на преследования со стороны властей и официальной церкви, многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру.
Старообрядческие
общины продемонстрировали способность
приспосабливаться к самым
Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам. В этом можно убедиться, побывав в районах компактного проживания староверов.
Актуальность темы. Феномен старообрядчества существует в истории России уже более трёхсот лет. Исследованием этого явления отечественной культуры занимаются учёные разных направлений, принадлежащие к различным методическим и методологическим школам.
Цель моей работы заключается в исследовании быта и нравов старообрядцев Сибири.
Я предполагаю раскрыть цель своей работы, решив следующие задачи:
1.
Выяснить условия и
2.
Изучить быт, занятия,
3.
Определить влияние
1. Сибирь и старообрядчество
1.1
Появление старообрядцев в Сибири
Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.
Казаки атамана Ермака, сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда.
Из
возведенных казаками первых сибирских
острогов берут свое начало основные сибирские
города. Казаки охраняли границы государства
Российского и своей строгой уставной
культурой определяли энергетику и ответственность
сибиряков.1
1.2
Толки и согласия староверов
Особое значение в развитии культуры Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных обрядов – старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха Никона разрушит не только священную природу православия, но и самобытность русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря старообрядцам, Сибирь сохраняла традиционные аскетические формы жизни.
Потомки старообрядцев в последующем времени внесли большой вклад в развитие российской культуры как целостности (русское купечество, наука, промышленность). Значительная часть российского капитала 19 века находилась в руках старообрядцев. Они создали текстильную промышленность Москвы и Подмосковья. Среди старообрядцев крупные династии промышленников и торговцев. Старообрядцы из Саратовской губернии продавали хлеб за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских государств. Старообрядцы построили сотни больших торговых сел и поселков, где жили общиной.
Благодаря старообрядцам в Сибири устояла разрушенная в 1649г соборным уложением русская община. Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая в Сибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность, восходящая к древним русским традициям, в сравнительно короткое время позволила сформировать мощные земледельческо-зерновые районы по всему лесостепному поясу Сибири, которые в середине XVIII века превратили Сибирь из ржаной в пшеничную. Русские переселенцы сравнительно быстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Сибири. Свобода и воля с начала XVIIIв зарождают в суровой Сибири промышленность и совершенно не свойственные для центральной России товарно-денежные отношения. С приходом русских в Сибирь зернопроизводство и животноводство становятся основными направлениями сельскохозяйственного развития. Освоение Сибири приобретает устойчивый сибирский характер с присущими духовно-ценностными и технологическими качествами.
Таким образом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая – официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которую можно обозначить как диссидентскую, то есть возникшую в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – старообрядцы.
Обе силы заложили основы сибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность.
Сибирь была землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам.
В
зависимости от отношения к проведению
обрядов (причащение, миропомазание, крещение,
брак) среди староверов сложились разные
толки и согласия: поповцы и беспоповцы.
Среди беспоповцев много толков, наиболее
крупные согласия – поморское, часовенное.
К часовенному согласию относятся староверы
юга Сибири. Часовенное согласие – старообрядцы
первоначально бывшие поповцами, но из-за
гонений оставшиеся на длительное время
без священства. Вынужденно совершая обряды
богослужения без попов, сделались беспоповцами.
Важнейшим отличием часовенных от других
беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания
тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих
согласий. Крещение совершается мирянами
в деревянной купели – «кадушке», тогда,
как во многих беспоповских согласиях
предпочитается совершение крещения в
открытой. Старообрядцы часовенного толка
ныне проживают на Урале в Западной и Восточной
Сибири. 2
1.3
Староверы верховьев малого Енисея
В Сибири проживал большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своей хозяйственной деятельностью проносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь-Енисейского канала.
В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким регионом является верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятся старообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык, Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколько старообрядческих семей. Многие страрообрядцы Верхнего Енисея – выходцы из южных районов Красноярского края. Причинами их переселения являются: поиски страны Беловодья (земли обетованной), революционные события, Гражданская война и коллективизация.3
Непосредственно на нижней Ангаре осталось одно небольшое поселение старообрядцев. Это деревушка Татарка, расположенная в устье речки Татарки, впадающей в Ангару. Второй посёлок -- Бурный -- находится на р. Тасей (большом притоке Ангары). Бурный -- наиболе крупное поселение староверов. Добраться до него труднее, чем до Татарки. Большая изоляция способствует более крепкому старообрядческому быту. Реакция староверов на приезжих всегда настороженная. Чужаков они почти не допускают в свою жизнь, по крайней мере, не спешат принимать их. Поэтому нужно быть готовым, что увидеть удастся только внешнюю строну быта староверов. Но и это немало. 4
2. Особенности жизни старообрядцев в Сибири
2.1.
Населенные пункты
В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. Русское население Тувы проживает в основном на притоках Енисея, в компактных селениях. Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были как большие, так и в два – три дома. Все постройки крестьян можно разделить на две группы: жилые и хозяйственные строения. Каждый дом был обязательно огорожен, имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находились помещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы корма для скота. Дворы были как крытые одно - двухэтажные, так и открытые и крытые частично. В больших селениях дворы – закрытые, с глухими воротами. В небольших селениях дворы открытые. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки с помещением для скота. В отличие от северного двора он был больше вытянут в длину (вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и передний двор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разный хозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качестве гаража. Навесы для сена назывались балаганами. Колодцев в селениях было мало, так как жили возле рек, у ручьев. На скалистых берегах есть водокачки – приспособления для подъема воды. Описание жилых построек можно подразделить на три раздела:
Информация о работе Старообрядчество, как культурный феномен Сибири