Старообрядчество, как культурный феномен Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:26, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Феномен старообрядчества существует в истории России уже более трёхсот лет. Исследованием этого явления отечественной культуры занимаются учёные разных направлений, принадлежащие к различным методическим и методологическим школам.

Цель моей работы заключается в исследовании быта и нравов старообрядцев Сибири.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………....3
Сибирь и старообрядчество………………………………………………………4

1.1. Появление старообрядцев в Сибири…………………………………………4

1.2. Толки и согласия староверов………………………………………………....4

1.3. Староверы верховьев малого Енисея…………………………………….…..6
Особенности жизни старообрядцев в Сибири…………………………………..7

2.1. Населенные пункты…………………………………………………………...7

2.2. Занятия………………………………………………………………………...8

2.3. Хозяйственный быт……….………………………………………………….10

2.4. Традиции и обычаи………………………………………………………..…12
Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири………..…14

Заключение…………………………………………………………………….….15

Список литературы……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

культорология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     От  невесты ехали или шли к  уставщику, который благословлял молодых  иконой и читал духовные стихи. При нем молодые обменивались кольцами.

     На  второй день свадьбы молодая жена должна была по любому поводу просить  у старших в доме мужа благословления сделать что-то, например, поставить  квашню, принести дрова, подмести пол. Такой ритуал исполнялся в разных местах по-разному: год или до рождения ребенка, или до тех пор, пока молодые не отделятся от родителей.

     Одежда  старообрядцев - сибиряков имела  свои особенности. Костюм женщины сохраняется издавна. На голове кичка, сшитая из стеганой материи; имеет вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Передняя часть юшки снизу имеет неширокую полосу, вышитую бисером. Но носят кички и без бисера. Молодухи вместо бисерной полоски оторачивают кичку снизу кучерями каймой из закругленных гусиных перышек. По затылку спущен назатыльник, шитый позументом. Кичка покрыта шалью так, что два конца перевязаются спереди на кичке и прячутся к низу; два другие конца спускаются к низу, покрывая шею. Пожилые женщины перевязывают покрытую кичку свернутым платком: накладывают под подбородок, а концы завязывают на голове. В праздничные дни, в торжественных случаях, надевают кокошник. Он надевается на кичку и по бокам покрывается платком. Теперь кокошник одевают редко. Раньше обязательно, а теперь редко, к венчанию молодая приготовляла кокошник; поп в церкви освещал его, возлагая на престол. Цветная и обычно не узорами рубашка с глухим воротником. Цвет рубашки разный: синий, красный, желтый. Цвет ее не совпадает с цветом сарафана. Рукава доходят до кисти руки. По плечам и около локтя могут быть неширокие нашивки. Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами. Внизу сарафана нашита цветная полоска, резко отличающаяся по цвету от сарафана. Сарафан опоясывается самотканым поясом. Фартук цветной покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее, а на талии он скрепляется также шнуром или тесьмой. Бусы украшают грудь. Шнурок с крестом надет также поверх рубахи. Крест всегда запрятан под фартук. На ногах сапоги с широкими подборами. Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик, который набрасывается на плечи или надет «нараспашку». В теплую погоду вместо халатика покрываются длинным платком. На пальцах носят кольца.

     Рубаха  мужчины обычная великорусская. Обычно рубаха и штаны шьются из покупной материи. Но носят рубахи и из самотканого холста, окрашенного в синюю краску. Из такого же холста шьют и штаны. Покрой у штанов широкий, с напуском. Молодежь уже шьет узкие штаны. На ногах обычно ичиги, иногда сапоги. На голове носят небольшую валяную шляпу. Встречаются молодые мужики и ребята с серьгой в левом ухе. На рубаху, смотря по погоде, надевают поддевку или курму. На юге, в глухих местах, молодежь носит куртки со стоячим воротником, вышитыми разноцветным шелком лацканами. Молодежь не строго держится старого покроя платья: носит пиджаки, картузы. Когда идут в церковь или в моленную, надевают обязательно халат. В халате стоят в церкви и старики, и парни, и ребятишки. 7 

 

  1. Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири
 
 

     Освоение  Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. С 16 века Россия расширяет свои территориальные владения, устанавливает политическую власть над аборигенными народами Сибири. Для нас, сибиряков, это история становления культуры нашей малой родины – Сибири. Особое значение в культуре Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных традиций – старообрядцы выступали за сохранение самобытности  русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Таким образом, старообрядчество заложило основы нашей сибирской культуры и определило ее специфические черты. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность. Сибирь была Землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам. Старообрядцы также сыграли важную роль и в развитии земледелия в Сибири. Они принесли с собой наблюдательность и смекалку умелых земледельцев, прилежание и любовь к земле, деловой практицизм. Это имело огромное значение в освоении новой территории в Сибири. Поселены на песчаных и каменистых местах, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным». Народно-бытовая культура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслы староверов направлены к одной цели – сохранить те общественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранить старину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении. Оно заставило русских людей задуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живем, когда утрачиваем свои культурные ценности, свое своеобразие, когда перенимаем бездумно зарубежные образцы? Старообрядцы жили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей, их хозяйство находилось в лучшем состоянии. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплоченными и крепкими.   

     Сибиряк – это, прежде всего личностный культурно-психологический  образ творца и носителя сибирской  культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша  нес в себе два основных человеческих качества: надежность и трудолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни.8

 

      Заключение 
 

     Старообрядчество  прошло длительный, более чем трехсотлетний  путь развития. Зародившись как протест консервативно настроенной части русского духовенства против церковных реформ середины XVII века, оно превратилось в наиболее массовое реакционно-общественное движение. Под влиянием революционных преобразований, экономических успехов, бурного развития науки и техники, неуклонного роста образования старообрядчество претерпело серьезные изменения. Наиболее характерны для него такие тенденции, как ослабление фанатизма, отказ от эсхатологических идей, стирание граней между отдельными старообрядческими направлениями и, особенно, между старообрядчеством в целом и православием.

     До  наших дней в более или менее  неизменном виде эсхатологическое учение и практические выводы из него сохранились  только у странников. Последователи  этого старообрядческого толка по прежнему принимают меры к строжайшей изоляции от окружающего их «мира». Еще в наши дни странники скрываются во всевозможных тайниках. В глухих уголках Сибири в настоящее время можно еще наткнуться на страннические «пустыни» и кельи. Современные странники, как об этом свидетельствуют неоспоримые факты, являются прямыми наследниками дореволюционных.9

     Эти тенденции позволяют мне сделать  вывод о том, что старообрядчество понемногу теряло свои основные специфические  особенности и до сих пор нивелируется, что несомненно является свидетельством кризиса этого некогда могущественного религиозного направления.

     Народ, чтобы остаться на планете как  культурная общность, должен заботиться о самосохранении, передавая подрастающему  поколению культурные ценности. Привязанность к «отечеству», хранение того, что тебе всего роднее, ближе и дороже, - свидетельство культурной зрелости личности. Это патриотизм. Он дает человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Моя работа позволяет сделать вывод о значительном вкладе старообрядцев в развитие хозяйства и культуры Сибири. Именно старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. В этой работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужно вернуться к старому патриархальному укладу жизни, к старой вере. Но все лучшее, что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать. Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас тоже считали потерянным поколением, мы надеемся увидеть свою Родину сильной и развитой страной с богатой духовной культурой, чтобы наши дети могли гордиться ею.

 

Список  использованной литературы 

1. Стахеева, Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв/ Н.Н Стахеева- Иркутск - 2000

2. Миловидов, Современное старообрядчество/ В.Ф Миловидов - М.: «Мысль». - 2001.

3. Миловидов,  Старообрядчество в прошлом и  настоящем/ В.Ф. Миловидов - М.: «Мысль». - 2001.

4. Красноярский материк. Времена. Люди. Документы. – Красноярск, изд-во «ГРОТЕСК» 1999 г. –584 с.

5. Кузнецова, История Сибири / Ф.С.Кузнецова Новосибирск 2000

6. Старообрядческие миграции и Томский край // Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII - начале ХХ вв. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

7. Сибирь. Мир староверов. «Электронный ресурс». 2.05.2011. Режим доступа: http://www.memorial.krsk.ru/work/konkurs/5/Alyaseva.html

8. Старообрядчество в Восточной Сибири ( XVIII в). «Электронный ресурс». 2.05.2011. Режим доступа: http://bg-znanie.ru/print.php?nid=345598

9. Старообрядчество, обрядовые особенности. «Электронный ресурс». 2.05.2011. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/religion/00056695_0.html

 

Информация о работе Старообрядчество, как культурный феномен Сибири