Христианство как культурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:15, реферат

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство – (от греч. – Christos – помазанник)

Оглавление

Введение
Предпосылки возникновения христианства
Ранние христианские общины
Возникновение христианской церкви и культа 9
Разновидности христианства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

ИНДЗ по философии.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный экономический университет

 

 

 

 

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

Индивидуальное научно-исследовательское задание

на тему:

«Христианство – как культурный феномен»

 

 

 

 

Проверил:                                                                       Выполнила:

Сивовол И.Н.                                                                 Ильченко О.А.

                                                                                        Студентка факультета «У и А»

                                                                                         1-го курса, 4-ой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков 2007

Содержание

              Введение

              Предпосылки возникновения христианства

              Ранние христианские общины

              Возникновение христианской церкви и культа              9

              Разновидности христианства

              Заключение

              Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство – (от греч. – Christos – помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и ис­ламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в ре­зультате активной миссионерской  деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде рай­онов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутст­вуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иу­дее, проповедовал, страдал и умер на кресте,  как человек. Его смерть и последующее воскреше­ние из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, ев­ропейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Глав­ным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки возникновения христианства

     Христианство возникло в 2-й половине 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Религии древнего мира обычно были ограничены в своём распространении той или иной народностью; например, существовали религии египтян, римлян, иудеев, вавилонян, персов; эти религии тесно связанные с теми или иными государствами служили интересам их хозяев. Для этих религий было характерно презрение к рабам, к рабскому труду. Новая религия должна была обращаться ко всем народностям обширной Римской империи, не взирая, на какие либо этнические рамки, отбросив различные ограничительные обряды и церемонии, свойственные прежним религиям. Она должна была обращаться ко всем социальным слоям общества, в том числе и к рабам, которые могли быть членами новых религиозных общин, впервые провозглашая абстрактное равенство в виде равенства людей перед богом. Ее возникновение было частично подготовлено попытками римской государственной власти установить единый государственный культ для всей империи в виде культа объявленного богочеловеком императора, равно обязательного для всех народностей, населяющих империю. Христианство было подготовлено также процессом смешения различных верований в Римской империи и распространения культов некоторых божеств [например, Исиды (Египет), Митры (Иран)] за пределами той страны, в которой они первоначально почитались. Новая религия, отразив начало краха античных мировых порядков, была вместе с тем зародышем идеологии, более соответствовавшей элементам новых общественных отношений. 

     Для идейной атмосферы, в которой возникло христианство, было характерно широкое распространение различных идеалистических воззрений, религиозных и этичных учений. В этот период греческая философия все более вырождалась в грубый идеализм, мистику, превращалось в богословие. Идеи этой философии, призывавшей к отходу от познаний естественного мира, природы и восхвалявший «дух» и мистическое созерцание, широко распространились во всей Римской империи. Римский философ-стоик Сенека («дядя христианства», по выражению Энгельса) учил, что тело – бремя души и наказание для нее, что земная жизнь есть лишь прелюдия к загробной жизни души, что эта жизнь доступна всем слоям населения. Идеи греческой идеалистической философии оказали также влияние на пользовавшиеся известностью учение философа 1 в. н. э. Филона Александрийского, которого Энгельс назвал «отцом христианства». Филон учил, что материальный мир, в том числе и природа человека, - начало греховное, низменное,  тело темница души. Бездна отделяет мир духовный от мира материального, но между этими мирами существует посредник – божественный логос, спаситель, мессия, при посредстве которого греховный человек, проникаясь верой, может спастись. Филон переработал также еврейские мифы о мессии – спасителе, рожденной девой полубоге. Для этого времени характерно было распространение различных мистических течений гностицизма, также разрабатывавших учение   о божественном логосе – посреднике, и заявлявших, что путем мистики можно достичь познания скрытых вещей, «премудрости», «просветления» и «спасения».

     В древних политеистических религиях, известных в тот период, большее значение имело представление об «искупительной жертве» богам за «прегрешения» людей, которые таким образом могли «очистится». Широкое распространение во всех странах древнего мира имела также вера в божественных спасителей, тесно связанных с ежегодным умиранием и воскресением растительности и культом Солнца. Все эти верования и легли в основу христианского представления « о богочеловеке», «сыне божьем», сошедшим на землю, принявшем страдание и смерть в целях искупления людей от «первородного греха». 

     Большое значение в подготовке новой религии имели еврейские колонии диаспоры, находившиеся вне Палестины. В кварталах больших городов Востока, где ютилась еврейская беднота, всегда готовы были слушать проповедь о греховности этого мира, о путях избавления от тягот жизни при помощи вмешательства сверхъестественных сил.  Здесь распространялись религиозные учения, проповедовавшие ненависть к «язычникам», к их обществу и государству, веру в мессию – «спасителя», «помазанника Божия», который должен придти в мир и принести избавления этой массе. Идеи различных религиозных течений, зародившихся в Палестине, по-своему преломлялись в колониях диаспоры. В Палестине секта зелотов проповедовала, например, что придет мессия, который соберет ополчение и прогонит чужеземцев – римлян – из страны. В еврейских колониях религиозные идеи мессии изменялись, образ мессии все больше приобретал неземной характер, приход мессии толковался мистически, как наступление некого «царства Божья», как облегчение для бедняков. Другая секта в Палестине – ессеи – также проповедовала мессианизм и призывала к самоусовершенствованию. Кружки «терапевтов» в Египте проповедовали уход из городов; примкнувшие  к этому движению строили свои хижины в окрестностях Александрии, вели суровый образ жизни, не ели мяса, проводили время в молениях и собеседованиях. Такие кружки обращались с проповедью к беднякам, заявляя, что только в бедности – благословение Божие, они требовали опрощения, омертвления плоти, отказа от мирских наслаждений. Среди таких кружков распространялись учения, являвшиеся смесью иудаизма и обрывков греческой идеалистической философии. Т. о. христианство не возникло в готовом виде, процесс его формирования занял длительное время. Для раннего христианства характерно разнообразие кружков, групп, течений, между которыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранние христианские общины

     По-видимому, первые общины, признававшие нового бога, спасителя Христа, сложились в Малой Азии, в Эфесе, Тиатире и др., а также в Александрии (в Египте); научных данных о возникновении этих первых общин в Палестине (о которых говорит христианская традиция) нет.

     Первые христианские общины отличались простотой организации: их члены устраивали собрания, совместные трапезы. На собраниях произносились проповеди. Отдельные общины обменивались посланиями. Во главе общин стояли проповедники. Не было еще ни церковной организации, ни упорядоченного культа, ни строго установленной мифологии.

     Возможно, что в начале у этих сект не было даже единодушия в отношении названия для нового бога Христа-помазанника. Некоторые признавали своим божеством Иоанна – отшельника и проповедника отшельничества, которой позднее в христианской легенде был низведен до роли «предтечи», официального предшественника Иисуса Христа. В других общинах для нового бога было взято имя полузабытого иудейско-израильского «спасителя» Иисуса, культ которого, по-видимому, находился в связи с именем почитавшегося евреями героя библейских мифов – Иисуса Навина. Возможно, что нового бога ранние христиане представляли как возрождение некого древнего божества. Отголоски таких представлений сохранились и в Евангелии, где об Иисусе Христе сказано: «… Одни говорили, что Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился;  а иные, что один из древних пророков воскрес»[1]. Очертания мифа о новом боге Христе вначале были крайне расплывчаты: вера в чудесное рождение, смерть и воскресение бога-спасителя – вот, пожалуй, и все, что объединяло ранние христианские общины в области вероучения. Гораздо больше их объединяла ненависть по отношению к Риму, который изображался в виде пьяной от крови замученных блудницы, в алой одежде сидящей на звере с 7 головами. Первые христиане были убеждены, что Рим – великая блудница – скоро будет разрушен, все приверженцы Рима и сам дьявол будут низвергнуты и заключены в темницы, а на земле восторжествует «царство Божие» во главе с Христом. По истечении тысячи лет дьявол освободится и будет новое сражение духов и новое окончательное поражение дьявола. Вера в тысячелетнее «царство Божие», т.н. хилиастические настроения, известны нам по религиозным памятникам различных народов древнего мира, в том числе и египтян, чрезвычайно характерны для раннего христианства, жившее надеждой на сверхъестественное избавление и близкое торжество над грешным и ненавистным Римом. Христианская мифология, догматы и культ сложились лишь в последствии, в борьбе многочисленных христианских сект, в результате столкновения с различными религиозными течениями греческого или древневосточного происхождения. В древнейшем памятнике христианской литературы «Откровении Иоанна» («Апокалипсисе»), написанном в Малой Азии около 69г. н. э. нашли отражения лишь бунтарские настроения: ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи, «конца света», когда Христос устроит «страшный суд», произведет на земле расправу и установит «царство Божие». В «Откровении» не упоминается рассказы о земной жизни и страданиях Христа, которые затем заполнили Евангелия. Образ Христа наделен исключительно фантастическими чертами: он родился на небе от жены, «одетой в солнце и увенчанной звездным венцом» и т.д. Вместе с тем «Откровение» показывает, что в христианстве уже в то время боролись различные течения. Бунтарским настроениям в ходе этой борьбы не суждено было победить. Надежда на сверхъестественное избавление, на «божью волю», а не вера в человеческие силы, в возможность борьбы господствовала в сознании людей.

Постепенно в христианстве преобладающее значение получало то течение, которое призывало людей смиренно и терпеливо «нести свой крест», ожидая божественного избавления. В вероучении все больше подчеркивалось страдание бога-спасителя, и сам культ «богочеловека» стал, по сути, обожествлением человеческого страдания.

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение христианской церкви и культа

     Изменения в христианской идеологии во 2-3 вв. тесно связаны с вступлением в общины в большом количестве богатых людей. С конца 2 века начался кризис рабовладельческого способа производства, которых в 3 веке приобрел особо острые формы. Этот кризис все более сказывался и на господствующих классах, которые искали выхода в религии. Вступающие в христианские общины богатые люди, жертвуя в общие кассы часть своих средств, приобретают значительное влияние, выдвигаются на первое место. Первоначально руководили общинами различные проповедники, «пророки», «апостолы». Большой вес имели старшие по возрасту или пользовавшие уважением старейшины («пресвитеры»). Для заведования кассой и хозяйственными делами выбирались надзиратели («епископы»). Никаких особых прав эти должностные лица не имели, все члены общины считались равными. Дальнейшая история христианских общин показывает, что епископы становятся главами общин, все, более сосредотачивая в своих руках распоряжения общинными средствами. Пресвитеры становятся помощниками епископов. Появляются низшие служители – диаконы. Значение проповедников, апостолов, пророков все более падает. Руководители общин – епископы, пресвитеры, диаконы, сосредотачивают в своих руках все дела общин и  обособляются от остальных верующих. Разрабатывается учение, согласно которому со­гласно которому эти должностные лица обладают бо­жественной «благодатью», вследствие чего только они могут совершать религиозные обряды, а быть наставниками остальных членов общины. Совер­шается процесс превращения прежних общин в церковную организацию, состоящую из «клира» (духовенства) и «мирян». Клир добивается всё большей власти над «мирянами». Должность епи­скопов привлекает богатых людей, более образо­ванных и умеющих распоряжаться хозяйственны­ми делами. Эта должность дает своим носителям почет, обеспечивает влияние и доходы. Укрепляются связи и между общинами, совершается процесс образования единой христианской церкви, управ­ляемой епископами. С зарождением церковной ор­ганизации всё более разрабатывается и усложняется культ, мифология и догматика новой религии. Всё большее значение приобретают сказания о том, что Христос уже приходил на землю в образе человека, принёс себя в жертву за грехи людей и тем самым обеспечил верующим блаженную жизнь «на том свете», за гробом. Блаженства могут добиться не только бедные, как это часто подчеркивалось рань­ше, а все, кто верит в Христа, выполняет церков­ные обряды, подчиняется церковной дисциплине, проявляет смирение и терпение. Все те христиан­ские течения, которые еще были проникнуты демокра­тическими настроениями, свойственными ранее христианским общинам, стали теперь считаться стоящими вне церковной организации, сектант­скими. Со 2 в. первоначальные общинные собра­ния и ужины-вечери развились в довольно слож­ные богослужения, в основе которых лежат древние колдовские действия, вера в священные предметы (кресты, амулеты и т. д.), отголоски древних жертво­приношений (напр., жертва воскурения — сжига­ние ладана) и т. д. Обряды всё более усложнялись, впитывая в себя исконные ритуалы и представления распространённых религий древнего мира, в пер­вую очередь культов страдающих, умирающих и воскресающих богов растительности Древнего Во­стока: мифы, сказания и обряды, связанные с почи­танием богов Осириса (Египет), Аттиса (Малая Азия), Адониса (Финикия и Сирия); обряды, в которых изображались смерть и воскресение этих богов; мифы и ритуал иранского бога-«спасителя» Митры, почитатели которого (митраисты) в эпоху кризиса рабовладельческого общества объединя­лись в общины, широко распространённые в Римской империи. Под влиянием митраистов развился в христианстве обряд причащения, сохранивший древнюю основу — представление о поедании «плоти и криви» божества с целью общения с ним. Эти обряды (по­едание мяса священного зверя) известны еще со вре­мен первобытно-общинного строя, они удержались в религиях древнего мира и вошли затем в христианство. Входящие в обряд крещения обливание водой, омовение и ритуальное купание также из­вестны были в религиях древнего мира и были свя­заны с верой в колдовскую силу воды, оживляющей и очищающей от грехов. Миропомазание, по-видимому, было заимствовано из культа малоазийского бога Аттиса. Некоторые христианские празднества в осно­ве своей восходят к праздникам иудейско-израильской религии, например, пасха — древнееврейский весенний праздник, соединённый христианами с обрядами в честь богов растительности. В Египте, например, суще­ствовали обряды, в которых изображалась и оплаки­валась смерть Осириса; жрецы делали куклу из земли и зерен, поливали ее, сопровождая этот ритуал чтением молитв и заклинаний; когда зерна прораста­ли и кукла зеленела, в храме справляли празднество воскресения Осириса. Сходные обряды имелись в культе бога Адониса. Эти и подобные им обряды соз­дали основу для празднования пасхи христианами. К празднику иудейской религии пятидесятнице был приурочен христианами праздник троицы, посвя­щённый «богу-отцу», «богу-сыну» и «богу-духу свято­му». Представление о троице (бог-отец, богиня-мать, бог-сын) было свойственно почти всем религиям древнего мира и в несколько переработанном виде вошло и в христианство. Праздник «богоявления», по-видимому, первоначально праздновался христианами в Египте, где в этот день (6 января), по древним религиозным верованиям, происходило рождение солнца-младенца. В 4 веке этот праздник справлялся уже всеми христианским миром.  3—4 вв. с христиан­скими праздниками успешно конкурировал празд­ник рождения бога Солнца — Митры, который справлялся в различных частях Римской им­перии 25 декабря (зимнее солнцестояние). В 354 году римская церковь ввела этот праздник митраистов в свой календарь и объявила день 25 де­кабря праздником рождения Христа. Примеру рим­ской церкви последовали и другие христианские церкви. Праздник 6 января стал праздноваться только как день «богоявления» и крещения, а не Рождества Христова. В З—4 вв. всё большее влияние на христианство оказывают чрезвычайно распространенные в дренних религиях культы богинь-матерей (еги­петской Исиды, малоазийской Кибелы и др.). «Исида — царица небесная» — распространенный жен­ский религиозный образ древнего мира. Христианство многое заимствовало из этого культа. Самый образ боги­ни — матери с младенцем на руках, по всей ве­роятности, египетского происхождения; так изоб­ражалась Исида с младенцем богом Гором. В христианский культ были введены праздники «богородицы» («праздник очищения Марии», «бла­говещение», «успение» и др.), которые явились хри­стианской переработкой праздников древних рели­гий в честь богинь-матерей. Сравнительно поздно введенный в культ праздник «воздвижения креста Господня», по-видимому, был заимствован из древ­неегипетской религии, в которой с отдалённых времён праздновалось «воздвижение столба бога Осириса». Этот столб с набитыми на нём перекладинами изоб­ражал дерево, жрецы на верёвках поднимали его с земли и устанавливали вертикально, изображая воскрешение растительности.

Информация о работе Христианство как культурный феномен