Советская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:10, реферат

Краткое описание

Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая, мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении...

Оглавление

Введение 3

Советская культура 7

Заключение 14

Литература 15

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.77 Кб (Скачать)

     В 30-х гг. чудовищные погромы инакомыслящих  стали продолжением процессов над «шахтинцами», «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией». Их обвинили во всех неудачах. Административно-командная система, опираясь на широкие низовые массы, заигрывая с ними, создавала образ врага в лице старой интеллигенции. Развернулась травля выдающихся историков: С. Ф. Платонова, Е. В. Тарле. Начались погромные акции философских кадров интеллигенции. Погибли в застенках философы А. Карев, П. Флоренский и др. Махровым цветом распустились цитатничество, краснобайство, двойная мораль, ложь.

     По  постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и организации  в литературе, искусстве. Появилась  возможность «объединения». По инициативе Горького был созван 1-й Всесоюзный съезд писателей, образован Союз писателей. Создание Союза писателей имело не только положительное значение. Через союз осуществлялся контроль за соблюдением единомыслия среди писателей.

     Новая советская интеллигенция в 30-е  гг. создавалась, как и все остальное, ускоренными методами.

     В 1925 г. Н. И. Бухарин писал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать ее, как на фабрике».

     Именно  в 1928-1932 гг. произошел резкий скачок ее численности. Бюрократической системе  нужны были кадры такой интеллигенции, которая бы продемонстрировала всему миру достижения Советской власти в области культуры. Лозунг Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» должны были подкрепить писатели, композиторы, актеры, певцы. Пристальное внимание Советское правительство стало уделять таким жанрам музыкального искусства, как джаз, танцевальная музыка, музыка для кино и просто веселая, бодрая массовая песня. Учителя, врачи и даже инженеры оказались стоящими на советской социальной лестнице значительно ниже музыкантов.

     С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на людей искусства  сыпались, как из рога изобилия. Началась какая-то орденоносная вакханалия. Конечно, ордена получали люди, в высшей степени  достойные, но бывало и так, что орден  сваливался на голову человека так  же неожиданно и незаслуженно, как  на другого - внезапный ночной арест.

     Настоящие таланты, которые не вписывались  в стиль наметившегося с середины 30-х гг. социалистического реализма и не разделяли сформированные официальные  вкусы, тут же подвергались откровенной  опале. Среди них был режиссер театра Всеволод Мейерхольд. Театр  его был закрыт в 1938 г., а сам  режиссер арестован и убит после  тяжелых и утонченных истязаний.

           Шестидесятые, о которых так много говорят и пишут в наши дни (а также о граждански-духовной сути шестидесятников), выросли на гребне хрущевской «оттепели» (по одноименному названию повести И.Эренбурга). В обществе появилась идиллическая надежда на реальные перемены после культа личности.

     Выход в свет рассказов А.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» вызвал сильнейший резонанс в нашем обществе. Произведения высокохудожественные и потрясающе горько-правдивые, они буквально всколыхнули всю и думающую Россию. Вряд ли найдется иная человеческая и творческая судьба, отражающая эпоху так, что история вне ее — полуправда... Романист, публицист и драматург, Солженицын оказался теснейшим образом связанным со всем тем, что произошло с нашей страной и с нами за последние десятилетия. Его мужественное и победное по результату единоборство правдивым словом с тоталитарной системой дает нам веское основание видеть в нем не только великого писателя, но и Гражданина. Именно он во многом открыл нам глаза на ход новейшей истории России и ее культурного развития. Именно он в открытом письме съезду писателей, еще до своего позорящего режим изгнания с Родины (1974), требовал «честной и полной гласности», когда уже основательно был искривлен путь России, ее многострадальной деревни (не случайно предтечей «деревенской прозы» станет болевой «Матренин двор»)...

     В восьмидесятые, в «перестроечные» годы, открывшие «железный занавес» духовному плюрализму и известным демократическим свободам, из длительного искусственного забвения постепенно начали «возвращаться» блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее по идеологическим мотивам произведения самых разных художников в различных областях творчества, ставшие явлением, украсившим последние десятилетия XX в. На современников буквально хлынул поток «новых» произведений, фактов, документов, свидетельств разных культурных периодов отечественной истории. Культура рубежа веков явила миру в ярком полифонизме целый «поэтический континент» тончайших лириков, глубоких мыслителей, серьезных прозаиков, обогативших романный жанр, а также  ищущих театральных деятелей-реформаторов, композиторов и художников, талантливых исполнителей (Н.Гумилев, Н.Бердяев, А. Белый, К.Станиславский, И.Стравинский, К.Сомов, Ф.Шаляпин и многие другие). И потому правомерно все растущее присутствие этой востребованной культуры, обогащающей всех нас.

     Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в неиздававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами.

     Материальная  база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих, — взаимодействие культуры и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» произведения художественной культуры остаются незамеченными, отдаляется возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

 

Заключение

       В сложных исторических и природных  условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития. 
 

        
 
 

 

Список  использованной литературы

  1. Борцов  Ю.С., Королев В.К., Штомпель О.М., под. ред. Драч Г.В. Культурлогия в вопросах и ответах.  Учебное пособие.  Ростов-на-Дону:  «Феникс», 1999 ¾  480.
  2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История отечества (1900-1940). СПб.: «СМИО Пресс», 1998. ¾ 416с., ил 158.
  3. Введение в культурологию  / Ред. В.Попов.-М.: Владос, 1999,-Гл.1-2.
 
  1. Культурология ХХ век: Словарь.- СПБ.: Университет. Книга, 1997.
 
  1. Культура, человек, картина мира /Ред. А.И. Арнольдов.-М.:Наука,1999

Информация о работе Советская культура