Советская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:43, творческая работа

Краткое описание

Советская культура – понятие, обозначающее культурную целостность (экзистенциал), сформировавшуюся на территории России, затем Советского Союза в период с 1917 по 1991 г. Типологически «советская культура» существенно отличается от таких понятий как «культура Древней Греции», «китайская культура», «русская культура» и близка, скорее, «культуре Возрождения», «культуре Просвещения» и т.д. Ее важная особенность состоит в том, что она не обладает собственным языком.

Файлы: 1 файл

Презентация1.pptx

— 1.17 Мб (Скачать)

Советская культура 

Подготовил  студент группы 211ж 

 Глухов Антон

Проверила: Шкроб Н.В.

Советская культура – понятие, обозначающее культурную целостность (экзистенциал), сформировавшуюся на территории России, затем Советского Союза в период с 1917 по 1991 г. Типологически «советская культура» существенно отличается от таких понятий как «культура Древней Греции», «китайская культура», «русская культура» и близка, скорее, «культуре Возрождения», «культуре Просвещения» и т.д. Ее важная особенность состоит в том, что она не обладает собственным языком. Государственным языком Советского Союза был русский язык, и советская культура говорит на русском языке («советизмы» охватывают лишь поверхностный пласт языка и не ведут к кардинальной трансформации языкового сознания). Структуру советской культуры задает набор определенных идей, тесно связанных с русской культурой XIX в. (на гиперсоциальном  уровне), а также определенных поведенческих моделей (на уровне социальной оболочки). Аналогично организованы и культура Возрождения или культура Просвещения: существуя в пространстве европейской культурной традиции, они выделяются в ней через определенный набор идей и поведенческих моделей, составляющих системное целое. 

Советская культура

Оглядываясь на драматическую и сложную историю  советской эпохи, можно выделить несколько десятилетий, в которых  культура сильно отличалась принципиальным содержанием. Это двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы, они были её основными этапами развития.

Двадцатые годы были одними из самых многообещающих в культуре советской эпохи. По хронологии, практически целое десятилетие  оказалось стадией развития общества, весьма отличавшейся от последующей (усиление государственной деспотии) и предыдущей (Серебряный век).Уникальность двадцатых  состояла, в первую очередь из возможностей творческого плюрализма с многообразием  форм социального и экономического развития, в значительной открытости и динамичности политической жизни, а так же огромном, по сравнению  с последующими временами духовном богатстве.

Эти годы выделяются активной деятельностью  таких выдающихся ученых, исторических личностей как Павлов, Вавилов, Чаянов, Булгаков, Платонов, Шолохов и многих других. При всей своей противоречивости, те годы в культуре советской эпохибыли временем альтернатив, временем борьбы за будущее страны. 

Эпоха

Идея классового характера культуры противостояла  в советской идеологии общечеловеческим ценностям, рассматриваемым как  абстрактно-гуманистические ценности. Идеал классовой борьбы был перенесен  и на всю смысловую сторону  историко-культурного процесса. Например, еще вожди революции отказались признавать преемственность культурного  развития. К представителям интеллигенции  государство относилось подозрительно  и настороженно, видя в них явных  или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения еще  в первые годы существования Советской  власти стала массовая эмиграция  русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных  ученых, инженеров, конструкторов, значительная часть которых прославилась за рубежом. За пределами России оказались такие  выдающиеся люди как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Павлова, М. Цветаева, И. Бунин, К. Коровин. Многие русские интеллигенты покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «корабль философов», на котором была выслана  большая группа русских философов  и писателей: Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Сорокин, Н. Лосский, С. Прокопович и др. Произошедший отток умов привел к заметному понижению духовно-интеллектуального уровня общества, что требовало дополнительных усилий по восполнению утраченного. 

Идея

     Развитие  культуры в годы революции  и гражданской  войны.

     Новый подход к изучению советской культуры – модель двух тенденций (демократической  и тоталитарной) как метод познания культурных противоречий. Российское культурное наследие – опыт дореволюционного развития. Февральская революция 1917 г. как начало новой эпохи в развитии культуры. Специфика периода между  двумя революциями. Октябрьская  революция как начало социалистической «культурной революции». Характеристика основных принципов и методов  осуществления большевистской культурной политики. Особенности культурной жизни  в годы «военного коммунизма». Начальная  фаза формирования советского типа культуры. 

Развитие  культуры

В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе-реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст-рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен-тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи-ли на 110 языках народов СССР. 

Развитие  образования 

Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе-ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се-милетке.В школу возвратились уроки,твердое рас-писание,отметки и т.д.Были созданы новые прог-раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии,а затем и дру-гие дисциплины.

В музыке 20- начала 30-х г.г. царят абстрактно-плакатная  героика, диатонические интонации  и маршевая ритмика, сменяемые трагическим  оптимизмом в творчестве Шостаковича  и Прокофьева. В последующие годы музыка обретает стилистическую строгость  и в таком качестве ей придается  значение официально-государственного стиля. Противостояние этому стилю  – творчество Шостаковича. В годы войны наблюдается некоторое  оздоровление музыки. В послевоенное время имеет место отрыв официального стиля от народных основ, проникновение  западных музыкальных течений и  возникновение музыкального андеграунда (подпольного искусства) с последующей  его легализацией (Шнитке, Денисов, Губайдуллина). В годы «застоя» и перестройки стремительно развивается рок-музыка, музыкальная масскультура и кич. 

Развитие музыки

Эксперименты 20-х годов 

7 мая 1926 года в квартире известного  писателя Михаила Булгакова был  проведен обыск. Изъяли только  одну рукопись – романа «Собачье  сердце». Почему в НКВД так  заинтересовались этим произведением?  Ответ кажется неожиданным: в  нем будущий классик слишком  близко подошел к государственной  тайне. Повествование о докторе  Преображенском, который трансплантировал  потерявшим привлекательность дамам  и старикам-импотентам половые  железы обезьян, а бездомному  псу пересадил гипофиз человека, оказывается, весьма напоминало  секретные эксперименты, проходившие  в то время в Советском Союзе.  В начале 20-х годов прошлого  века профессор биологии Илья  Иванов поставил «революционную»  задачу скрестить человека с  обезьяной. И это ему почти  удалось. В 1924 году умер Ленин.  Считалось, что вождь мирового  пролетариата преждевременно состарился, потому что отдавал народу  все свои силы. Эта проблема  сильно беспокоила руководство  страны. Ведь им тоже приходилось  «гореть на работе», после чего  сил на продолжение рода уже  не оставалось. Личный врач Ленина  доктор Розанов, пытавшийся заниматься  проблемой омоложения высшей  партийной номенклатуры, в 1925 году  подал Сталину уведомление о  том, что нуждается в двух  здоровых гориллах или шимпанзе  для операции по пересадке  их половых желез людям. До  такого эксперимента дело, однако, не дошло, хотя большевистской  элите сама идея скрещивания  человека с обезьяной поначалу  пришлась по душе. Ведь такие  «гибриды», обладающие прекрасным  здоровьем, выносливостью и высокой  производительностью труда, были  бы послушны воле «хозяина».

Малевич Казимир  Северинович (1878, близ Киева - 1935, Ленинград).

Живописец, график, теоретик искусства.

Казими́р Севери́нович Мале́вич (23 февраля 1878[2] (по другим данным —1879[3]), Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — русский и советский художник-авангардист, один из основателей супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Казимир Малевич  родился в Киеве. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника  Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист  Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем».

 В  1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».

С 1923 по 1927 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). 

Казими́р Севери́нович Мале́вич

В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.

Осенью  1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.

Малевич был  последовательным пропагандистом собственной  теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.

Входил  в группу молодых художников «Ослиный хвост».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано  в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.

В настоящее  время её местонахождение было установлено  энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент. 
 

  • Чёрный  квадрат
  • Красный квадрат
  • Скачет красная конница
  • Супрематическая композиция
 

Знаменитые  картины

Информация о работе Советская культура