История советской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:07, реферат

Краткое описание

Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения.
Историей советской культуры принято называть период развития отечественной культуры XX века со времени свершения октябрьской социалистической революции 1917 года и до декабря 1991 года (времени распада СССР). Безусловно, никакая культура не возникает вдруг, сразу, без предпосылок и никакой тип культуры не иссякает одномоментно с окончанием конкретного исторического этапа. Поэтому эти хронологические рамки условны.

Оглавление

Содержание:
Введение
1. Специфика советской культуры
2. Основные этапы развития советской культуры
2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма
2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
2.4 Послевоенная культура России
2.5 Советская культура в период "Оттепели"
2.6 Культурная политика периода "Застоя"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ РАСПЕЧАТАНО.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение

     1. Специфика советской культуры

     2. Основные этапы развития советской культуры

     2.1 Советская культура в первое  послеоктябрьское десятилетие

     2.2 Отечественная культура в период  тоталитаризма

     2.3 Великая Отечественная война  в истории отечественной культуры

     2.4 Послевоенная культура России

     2.5 Советская культура в период "Оттепели"

     2.6 Культурная политика периода "Застоя"

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Культура  России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения.

     Историей  советской культуры  принято называть период развития отечественной культуры XX века со времени свершения октябрьской социалистической революции 1917 года и до декабря 1991 года (времени распада СССР). Безусловно, никакая культура не возникает вдруг, сразу, без предпосылок и никакой тип культуры не иссякает одномоментно с окончанием конкретного исторического этапа. Поэтому эти хронологические рамки условны.

     Культура  советской эпохи никогда не была единым целым, а всегда представляла собой необыкновенно диалектическое противоречие, поскольку одновременно с официально признанной культурой неуклонно развивалась оппозиционная культура  инакомыслия внутри Советского Союза и культура русского зарубежья за его пределами. Собственно советская культура так же имела взаимоотрицающие этапы своего развития, как, например, этап тоталитарного искусства 30-х -50-хгодов. Сложность изучения советской культуры обусловлена и тем, что пресса последнего десятилетие проявляла две противоположные позиции: одна – объявляет почти 100-летний  путь развития российской культуры как путь разрушения отечественной культуры и путь сплошного тоталитаризма, другая – пытается  оправдать деструктивные результаты деятельности административно-командной  системы культурной жизни страны. Объективная историческая концепция развития советской культуры появится лишь в XXI веке.

     Культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать. 

     1. Специфика советской культуры

     Культура  советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

     XX век дал Отечеству гениальных  ученых и исследователей, талантливых  художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:

  • общее в культуре советского периода характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;
  • особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры, советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой;
  • единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

     2. Основные этапы  развития советской  культуры

     2.1 Советская культура  в первое послеоктябрьское  десятилетие

     Октябрьская революция положила начало переходу к новому типу культуры. Последствия  этого перехода сложны. Основной целью  культуры является служение трудящимся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Культура и искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Октябрьская революция должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.

     Начало  этого периода (1918-1921) характеризуется  разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

     К особенностям культуры того времени можно отнести следующие:

  • утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма;
  • активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда".

     Огромный  размах приобрела национализация культуры, в процессе которой многое от неразумения  и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось  и уничтожалось. Вместе с тем создавались  и новые музеи.

     Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

     Коренные  изменения коснулись системы  школьного образования. Положение о единой "трудовой школе" ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму.

     Усиливается влияния идеологии на искусство, художественное творчество. Ряд художников уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии.

     Происходит  активное вовлечение института семьи  и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода.

     Широко  в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения.

     Утверждается  политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.

     Первое  послеоктябрьское десятилетие потребовало  создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В целом, в 20-е гг. большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

     2.2 Отечественная культура  в период тоталитаризма

     Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов".

     В 30-е гг. культурная жизнь в советской  России обрела новое измерение. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

     Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в  жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

     Созданные творческие союзы поставили под  жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования "нового человека".

     Литература  и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.

     Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке.

     В 30-е гг. создается собственная  база кинематографии.

     Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это  этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

     2.3 Великая Отечественная  война в истории  отечественной культуры

     С первых дней Великой Отечественной  войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной  культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры.

     На  первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами.

Информация о работе История советской культуры