Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения.
Историей советской культуры принято называть период развития отечественной культуры XX века со времени свершения октябрьской социалистической революции 1917 года и до декабря 1991 года (времени распада СССР). Безусловно, никакая культура не возникает вдруг, сразу, без предпосылок и никакой тип культуры не иссякает одномоментно с окончанием конкретного исторического этапа. Поэтому эти хронологические рамки условны.
Содержание:
Введение
1. Специфика советской культуры
2. Основные этапы развития советской культуры
2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма
2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
2.4 Послевоенная культура России
2.5 Советская культура в период "Оттепели"
2.6 Культурная политика периода "Застоя"
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Специфика советской культуры
2. Основные этапы развития советской культуры
2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
2.2
Отечественная культура в
2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
2.4 Послевоенная культура России
2.5 Советская культура в период "Оттепели"
2.6 Культурная политика периода "Застоя"
Заключение
Список
литературы
Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения.
Историей советской культуры принято называть период развития отечественной культуры XX века со времени свершения октябрьской социалистической революции 1917 года и до декабря 1991 года (времени распада СССР). Безусловно, никакая культура не возникает вдруг, сразу, без предпосылок и никакой тип культуры не иссякает одномоментно с окончанием конкретного исторического этапа. Поэтому эти хронологические рамки условны.
Культура советской эпохи никогда не была единым целым, а всегда представляла собой необыкновенно диалектическое противоречие, поскольку одновременно с официально признанной культурой неуклонно развивалась оппозиционная культура инакомыслия внутри Советского Союза и культура русского зарубежья за его пределами. Собственно советская культура так же имела взаимоотрицающие этапы своего развития, как, например, этап тоталитарного искусства 30-х -50-хгодов. Сложность изучения советской культуры обусловлена и тем, что пресса последнего десятилетие проявляла две противоположные позиции: одна – объявляет почти 100-летний путь развития российской культуры как путь разрушения отечественной культуры и путь сплошного тоталитаризма, другая – пытается оправдать деструктивные результаты деятельности административно-командной системы культурной жизни страны. Объективная историческая концепция развития советской культуры появится лишь в XXI веке.
Культура
советского периода никогда не была монолитной
по сути. Она противоречива как в отдельных
своих проявлениях, так и в целом. И в таком
ключе ее и необходимо анализировать.
Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.
XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:
Октябрьская революция положила начало переходу к новому типу культуры. Последствия этого перехода сложны. Основной целью культуры является служение трудящимся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Культура и искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Октябрьская революция должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.
Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
К особенностям культуры того времени можно отнести следующие:
Огромный размах приобрела национализация культуры, в процессе которой многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи.
Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.
Коренные изменения коснулись системы школьного образования. Положение о единой "трудовой школе" ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму.
Усиливается влияния идеологии на искусство, художественное творчество. Ряд художников уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии.
Происходит
активное вовлечение института семьи
и быта в процесс формирования
новых социокультурных
Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения.
Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.
Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В целом, в 20-е гг. большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.
Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов".
В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.
Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.
Созданные творческие союзы поставили под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования "нового человека".
Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.
Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке.
В 30-е гг. создается собственная база кинематографии.
Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры.
На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами.