Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:34, реферат
Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений,стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.
Культура советского приода (1917-1991гг.)
Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений,стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература”( 1905 г.) В. И. Ленин ясно показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”. Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Таким образом культура и, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.
Социалистическое
общество, в идеале, было задумано как
общество, где должна была сформироваться
и новая культура. Совершенные
экономические и социально-
Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто “пролетарской культуры”, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много тупикового и противоречивого. Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей-культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаменитом письме В. И. Ленина в ЦК РКП (б) “О пролетарской культуре” 1920 года. Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен. В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, чтобы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей пролетарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продолжены в “вульгарной” социологии искусства тридцатых годов и с рецидивами дошли и до начала перестройки. Однако ряд выдающихся художников и, прежде всего, писателей и поэтов активно этому противостояли. В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.
Долгое
время в советском
1) Постановление
XVI съезда ВКП (б) “О введении
всеобщего обязательного
2) Выдвинутая
И. Сталиным в тридцатые годы
идея обновления “
Первые
стройки пятилетки, коллективизация
сельского хозяйства, стахановское
движение, исторические завоевания советской
науки и техники
Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни “Слово о полку Игореве”, а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова “Тихий Дон”. С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова “Священная война”. В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова. В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века — Седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать Седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной команды жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора “ВТ” — означающие “воздушная тревога”. Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.
В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева “Молодая гвардия” и “Повесть о настоящем человеке” Б. Полевого. В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.
Художественный
процесс 60—70-х годов отличался
интенсивностью и динамизмом своего
развития. Он был тесно связан с
известными общественно-политическими
процессами, происходившими в стране.
Не зря это время называют политической
и культурной “оттепелью”. На формирование
культуры “оттепели” сильнейшее воздействие
оказало и бурное развитие научно-технического
прогресса, определившее многие социально-экономические
процессы этого периода. Экологические
изменения в природе, миграция большого
количества населения из деревни
в город, усложнение жизни и быта
в современных городах привели
к серьезным изменениям в сознании
и нравственности людей, что и
стало предметом изображения
в художественной культуре. В прозе
В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина,
Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова,
В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого
прослеживается стремление в бытовых
сюжетах увидеть сложные
Культура России с 1980-х годов до конца 20 века.
Восьмидесятые
годы — время сосредоточения художественной
культуры вокруг идеи покаяния. Мотив
всеобщего греха, плахи заставляет
художников прибегать к таким
формам художественно образного
мышления, как притча, миф, символ. В
свою очередь, познакомившись с романом
“Плаха” Ч. Айтматова и фильмом
“Покаяние” Т. Абуладзе, читатель и
зритель рассуждали, спорили, вырабатывали
собственную гражданскую
Важнейшей
особенностью художественной ситуации
восьмидесятых годов является возникновение
мощного потока “возвращенной” художественной
культуры. Эта культура осмысливалась
и понималась с тех же позиций,
что и современная, то есть созданная
для зрителя, слушателя, читателя тех
лет. Культура восьмидесятых годов
отличается наметившейся тенденцией дать
новую концепцию человека и мира,
где общечеловеческое, гуманистическое
значимее, чем социально-историческое.
По многообразию творческих стилей, эстетических
концепций, пристрастий к той
или иной художественной традиции культура
конца 80-х — начала 90-х годов
напоминает начало XX века в русской
культуре. Отечественная культура как
бы добирает несостоявшийся естественный
момент своего развития (спокойно пройденный
западноевропейской культурой XX века)
и насильственно остановленный
известными социально-политическими
событиями у нас в стране. Таким
образом, ключевая проблема художественной
культуры восьмидесятых годов, связанная
с самосознанием личности в ее
отношениях с миром природы и
миром людей, в стилевом выражении
обозначилась движением от психологизма
к публицистичности, а затем к
мифу, синтезирующему стили разных
эстетических ориентации.
Ситуация
в культуре России резко начинается
меняться условно говоря с 1993 года,
когда романтизм