Советская культура в 1964 – 1984 гг.: достижения и потери

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, реферат

Краткое описание

Цель работы: Подробно рассмотреть развитие советской культуры в период 1964 – 1984 гг.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы развития культуры в 1964 – 1984 гг.;
2. Затронуть различные сферы культуры;
3. Раскрыть изменения, происходящие в различных областях советской культуры;

Оглавление

Введение
Глава I. «Оттепель», 60-е – начало 70-х гг.»
§1. Образование
§2. Наука
§3. Литература
§4. Театральное искусство
§5. Публицистика
Глава II. «Застойный» период, 70-е – первая половина 80-х гг.»
§1. Литература
§2. Драматургия
§3. Киноискусство
§4. Изобразительное искусство
§5. Диссидентство
§6. Андеграунд
§7. Рок-н-ролл
§8. Эстрада
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по историии.docx

— 46.65 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ»

 

 

 

Кафедра «Истории России и краеведения»

 

Реферат

 по дисциплине «История»

на тему:

«Советская культура в 1964 – 1984 гг.: достижения и потери»

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Выполнила:

                                                                                       Кустова Е. А.

                                                                               МН-111

                                                                                     Проверила:

           Доцент Голубкина Т. М.

 

Владимир

2011

Содержание

Введение

Глава I. «Оттепель», 60-е – начало 70-х гг.»

§1. Образование

§2. Наука

§3. Литература

§4. Театральное искусство

§5. Публицистика

Глава II. «Застойный» период, 70-е – первая половина 80-х гг.»

§1. Литература

§2. Драматургия

§3. Киноискусство

§4. Изобразительное искусство

§5. Диссидентство

§6. Андеграунд

§7. Рок-н-ролл

§8. Эстрада

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

В развитии советской культуры можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1945–1952 гг. и отмечен борьбой между тенденцией к идейному и культурному плюрализму и стремлением партийного государства к подавлению многообразия и созданию тоталитарной культуры. Второй этап приходится на 1953–1964 гг. и характеризуется господством идейно монопольной культуры, доминированием метода социалистического реализма в сфере художественной деятельности. Содержание третьего этапа (1965–1984) определяло новое противостояние плюралистической тенденции, связанной со свободными творческими поисками, партийно-авторитарной регламентации, ослабевшей во времена «перестройки».

Мотивом обращения к данной теме реферата является желание узнать подробнее о культурном состоянии России в период 1964 – 1984 гг. Не зная своего прошлого невозможно правильно оценивать объективную реальность, составляющую нашу жизнь. XX век - это век мирового научно-технического прогресса и развития культуры, огромный вклад в который внесла и наша страна, а значит и её народ. Причиной этого является и то состояние культуры, которое имело место в годы существования СССР.

В ХХ веке Россия пережила две  мировые войны, ощутила на себе влияние  научно-технического прогресса, переход  к информационной цивилизации. В  этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние  культур, стилевая динамика. Россия в ХХ в. выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете.

Следует помнить, что любое  общественное явление, не говоря уже  о культурно-историческом процессе, сложно, многомерно и не может укладываться в рамки однозначных оценок. Сегодня  трудно дать объективный анализ всего спектра явлений, происходивших в стране в 1964 - 1984 гг. Тем не менее, некоторые ведущие тенденции, болевые точки культуры советского общества я попытаюсь выявить и подробно описать в своей работе.

Объект работы: Культура, культурная жизнь.

Предмет работы: Советская  культура в 1964 – 1984 гг.

Цель работы: Подробно рассмотреть  развитие советской культуры в период 1964 – 1984 гг.

Задачи:

  1. Рассмотреть этапы развития культуры в 1964 – 1984 гг.;
  2. Затронуть различные сферы культуры;
  3. Раскрыть изменения, происходящие в различных областях советской культуры;
  4. Выявить причины и возможные последствия данных изменений;
  5. Выяснить каковы последствия советской культуры данной эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. «Окончание «оттепели»,  60-е – начало 70-х гг.»

 

Смерть И.В. Сталина послужила  сигналом к постепенному смягчению  режима и изменению государственно-политической системы. Оформление новой политики произошло после XX съезда КПСС, состоявшегося  в феврале 1956 г. На нем первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым был сделан вызвавший  потрясение у делегатов доклад «О культе личности Сталина и его  последствиях». Доклад положил начало судьбоносным переменам в жизни  советского общества, корректировке  политического курса, послужил импульсом  к назревшим культурным сдвигам.

Началось «потепление» в  общественной сфере; не случайно хрущевскую эпоху называют «оттепелью» Несколько  уменьшился партийно-идеологический контроль, пробивались ростки свободомыслия, появились симптомы духовного возрождения. Не прошло незамеченным опубликование в 1966–1967 гг. романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти перемены привели к стремительному росту творческой активности интеллигенции.

Хрущевский период оценивается  неоднозначно по причине серьезных  экономических просчетов и организационных  ошибок, допущенных тогдашним партийно-государственным  лидером. И все-таки этот период стал временем замечательных достижений советского общества, создания значительных произведений в различных областях культуры.

§1. Образование

Больших успехов удалось  достичь в сфере образования, которое стало важным фактором культурного  прогресса и изменений в общественной жизни. Преемственность программ средней  и высшей школы, единый образовательный стандарт сочетались с высоким престижем образования и интеллектуального труда. К середине 50-х гг. в СССР обучалось около 40 млн. человек, действовало около 900 вузов, общее число студентов достигло 1,5 млн. человек. Согласно переписи населения 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имели 43% населения; таким образом, за 20 лет этот показатель вырос на 76,1%, несмотря на объективные трудности военных лет. В середине 60-х гг. в СССР так или иначе учился каждый третий житель.

Заметным событием в сфере  образования стала школьная реформа, которая была проведена в 1958–1964 гг. Ее основная цель состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и  технической интеллигенции. В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования». В соответствии с этим законом  вводилось обязательное 8-летнее неполное среднее образование и увеличивалась до 11 лет продолжительность полного среднего образования. Школе надлежало приобрести политехнический профиль, чему способствовало обязательное производственное обучение старшеклассников. Абитуриенты, имевшие производственный стаж, пользовались преимуществами при поступлении в вузы.

§2. Наука

В 50–60-е гг. произошел  скачек в развитии российской науки. По ряду основных направлений советская  наука занимала передовые позиции  и стимулировала технический  прогресс; большие открытия талантливых  ученых получали практическое внедрение. Выдающиеся успехи были достигнуты в  освоении космоса, ракетостроении и  использовании атомной энергии. В 1957 г. был осуществлен первый запуск спутника Земли, а в 1961 г. состоялся  первый полет человека в космос. Советский Союз первым начал использовать атомную энергию в мирных целях: в 1954 г. начала работать первая АЭС, в 1957 г. отправился в плавание атомный ледокол «Ленин».

 

В науку никогда не вкладывалось так много средств, как в эти  годы. За два десятилетия расходы  на нее выросли почти в 12 раз. Именно в 50–60-е гг. была сделана основная часть открытий и изобретений, за которые советские ученые удостоились  Нобелевской премии в области  точных и естественных наук. Так, в  области физики лауреатами стали 9 советских  ученых, в том числе академик Л.Д. Ландау, создавший теории сверхтекучести и сверхпроводимости, академики  А.М. Прохоров и Н.Г. Басов, сконструировавшие  первый в мире лазер. В этот период произошло существенное количественное и территориальное расширение сети научно-исследовательских институтов, опытных станций и лабораторий. В 1957 г. началось строительство Новосибирского академгородка, ставшего одним из ведущих научных центров страны в области прикладной математики и физики.

§3. Литература

Процессы, происходившие  в духовной жизни общества, нашли  свое отражение в литературе тех  лет. Главная историческая заслуга  творческой интеллигенции второй половины 50-х – начала 60-х гг. перед культурой  состоит в духовно-нравственном возвышении читателя. Впервые в советской  истории было открыто заявлено о ценности внутренней свободы личности, о праве на искренность и утверждение своего подлинного Я. Жизнь людей со всеми сложностями и неурядицами, без напыщенного трудового героизма и нарочитого пафоса составила основную тему лучших образцов литературы, театра, кино, живописи.

Во времена «оттепели» наблюдался настоящий «бум» литературно-художественных журналов, среди которых особой популярностью  пользовались «Новый мир», «Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Иностранная литература». Центром притяжения демократической интеллигенции стал журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т. Твардовский. С этим журналом связано мощное правдоискательское движение в советской литературы, открытие ею подлинной человечности.

Определенными вехами подъема  литературной жизни стали рассказы В.М. Шукшина, роман В.Д. Дудинцева  «Не хлебом единым», повести «Коллеги»  и «Звездный билет» В.П. Аксенова. Событием, выходящим за литературные рамки и глубоко повлиявшим на духовную жизнь общества, явилась  публикация в 1962 г. в журнале «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один  день Ивана Денисовича», написанная в жанре автобиографического  описания жизни политзаключенного в сталинских лагерях.

Годы «оттепели» явились  временем расцвета советской поэзии. Богатство жанров, многообразие творческих индивидуальностей, высокий художественный уровень отличают поэтическое творчество этого периода. В поэзии появились  новые имена: A. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Заговорили долго молчавшие Н.Н. Асеев, М.А. Светлов, Н.А. Заболоцкий. Как одно из поэтических течений широко распространилась авторская (бардовская) песня. Отличаясь простотой и естественностью интонации, она чаще всего исполнялась под собственный аккомпанемент (как правило, гитары). Огромной популярностью пользовались злободневные, завораживающие слушателей неподдельной авторской искренностью песни А. Галича, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, B. Высоцкого, Ю. Визбора и др.

Начиная с начала 60-х гг., новое осмысление получила тема Великой Отечественной войны. В ней обозначился поворот к нравственной оценке событий. Этот подход проявился в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», в первой части трилогии К.М. Симонова «Живые и мертвые», в фильмах Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате» и М.К. Калатозова «Летят журавли». Начало утверждаться направление, названное «окопной» литературой (или «лейтенантской прозой»), представленное известными произведениями Ю.В. Бондарева, Г.Я. Бакланова, В.О. Богомолова и других талантливых писателей.

§4. Театральное искусство

В послесталинский период наблюдался творческий рост театрального искусства. Театры активно искали свой путь развития, обретали собственный стиль и эстетическую позицию.

В 1956 г. в Москве была организована Студия молодых актеров, вскоре выросшая в театр-студию «Современник». Под  руководством режиссера О.Н. Ефремова сложилась труппа, ядром которой  стали популярные советские актеры Г. Волчек, Е. Евстигнеев, И. Кваша, О. Табаков. Постоянно писал пьесы для  «Современника» талантливый писатель В.С. Розов.

В том же году главным  режиссером ленинградского Большого драматического театра стал Г.А. Товстоногов. Репертуарные искания нового руководителя БДТ  шли по двум руслам – современной  драматургии и мировой классики. Театру были близки психологические  драмы А.М. Володина и В.С. Розова. На его сцене свои лучшие роли сыграли  Л. Макарова, Е. Копелян, В. Стржельчик, К. Лавров, П. Луспекаев, С. Юрский, Е. Лебедев, О. Басилашвили.

Начиная с 1964 г., местом притяжения театралов стал Московский театр  драмы и комедии на Таганке. Молодой  коллектив под руководством Ю.П. Любимова объявил себя наследником  традиций Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда и по-новому, с потрясающим  темпераментом играл пьесы У. Шекспира и Б. Брехта, инсценировал произведения Дж. Рида, Д. Самойлова  и др. В «звездной» трупе блистали А. Демидова, В. Высоцкий, Н. Губенко, В. Золотухин, З. Славина, Л. Филатов.

§5. Публицистика

Однако «оттепель» в духовной жизни общества была не лишена противоречий. Партийно-идеологический контроль был  несколько ослаблен, но продолжал  действовать. Рецидивы «ждановщины» проявились в публичном осуждении в 1957 г. романа В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и в так называемом «деле Пастернака». Борис Пастернак, в 1958 г. удостоенный Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго», в том же году был исключен из Союза писателей СССР за публикацию этого романа за границей. Лично Н.С. Хрущев устраивал разносы поэту А.А. Вознесенскому, прозаику Д.А. Гранину, скульптору Э.И. Неизвестному, кинорежиссеру М.М. Хуциеву. Апогеем нетерпимости стал скандал на выставке в Манеже в 1962 г., когда Хрущев в грубой форме подверг критике художников-авангардистов за не раз инкриминированный формализм и отход от канонов реалистического искусства.

В конце 50-х гг. писатели, поэты, публицисты демократического направления  решились самостоятельно выпускать  машинописные журналы, включая в  них свои произведения. Так возник Самиздат и, в частности, самый интересный из нелегальных изданий журнал «Синтаксис»  под редакцией А. Гинзбурга. В  нем появились не прошедшие цензуру  произведения В.П. Некрасова, В.Т. Шаламова, Б.Ш. Окуджавы, Б.А. Ахмадулиной. Арест  в 1960 г. А. Гинзбурга прервал издание  журнала, но уже произошло оформление оппозиционного движения, ставшего известным как «диссидентское».

Информация о работе Советская культура в 1964 – 1984 гг.: достижения и потери