Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:10, реферат
Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая, мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении...
Введение 3
Советская культура 7
Заключение 14
Литература 15
КЕМЕРОСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ
Экономический факультет
Кафедра
гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
По культурологии
На тему: Советская культура
Выполнил:
Студент группы ЗО СОП 1 семестр
Проверил
_____________________
Кемерово 2010
Введение 3
Советская культура 7
Заключение 14
Литература 15
В
разноголосице сегодняшних
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.
Социокультурная
панорама советской эпохи —
Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и недалекого лидера-пророка... Как правомерно отмечают современные социологи, для рассматриваемой эпохи, для ее рядового «колесика и винтика», типично известное состояние «зажатости» между прошлым и будущим, одержимой концентрации на «двоичности» (революция — контрреволюция, белые — красные, мы — они, наши — не наши и т.п.), с заявленной пафосной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека. Ненаучной и аморальной выглядит позиция нынешних скоропалительных критиков, кто видит в культуре советской эпохи преимущественно мифологическую утопию, игнорируя ее многозначность и важные связи с духовными поисками в отдаленной и ближайшей российской истории. Суждения Н.Бердяева, Г.Федотова, И.Ильина и других известных философов культуры аргументирование убеждают нас в этом...
Сейчас нами осознано главное: советская культура и культура советской эпохи — явно не одно и то же. Многозначную и многослойную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего» или безоглядного восхваления вождизма. Невероятно наивная утопическая вера, определяющая смысл миллионов других... Нельзя не помнить без внутреннего потрясения многих и многих из духовного пантеона России: А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, Н. Клюева, М. Цветаеву, М. Булгакова, А. Лосева, М. Бахтина, А. Солженицына... Поистине им несть числа!
В культуре советского периода нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» — «подполья». Сходство и несходство их неоднозначных судеб в том, что они должны были стать послушным придатком тоталитарного государства, административно-партийной системы. Истинная духовность, трепетное обращение к национальным живительным истокам, общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая с кровью и потом, трагедийно и сложно прорывалась через канонизированную классовость, безудержную политизацию, временные непонимание и забвение, тиранию.
В советском прошлом присутствует качественно иной духовный стержень, иная линия: не только «применительно к подлости», но и действительно связующие начала нашего пути с сегодняшним и завтрашним днем. В этом культура советской эпохи продолжает российский менталитет столетий. Нередко сочетается поиск общественной организации жизни, во многом философски звучащей (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков и др.), пытливый и многоплановый у разных творческих индивидуальностей (И. Глазунов, А. Шилов, К. Васильев, П. Корин и др.), и возвышенная самоотреченность, многотрудные думы о мучительной доле советского крестьянства (Ф. Абрамов, В. Белов, В. Шукшин, В. Распутин и др.) и многомиллионном вкладе граждан бывшего Советского Союза в великую победу, в спасение от фашизма мировой цивилизации (М. Шолохов, К. Симонов, В. Быков, Ю. Бондарев, В. Астафьев и др.)...
Обозревая
сложную и драматическую
Культура в двадцатом веке получила широкое развитие, в том числе и советская культура . Сконцентрированные в революции и гражданской войне пафос и трагедия, надежды и их крушение нашли выход в творчестве писателей, художников, поэтов, актеров, скульпторов в начале 20-х гг. Творческие группировки, организации, различные течения появлялись, как грибы после дождя. Заметным явлением стал Пролеткульт. Его члены считали, что сначала нужно предпринять широкомасштабные пропагандистские кампании, чтобы вдохнуть пролетарскую сознательность в население.
Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов (1873-1928) - человек поразительно разнообразных талантов и мощного, яркого интеллекта. Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым-естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. В прошлом большевик, он в Октябрьской революции участия не принимал, но активно содействовал культурно-просветительской работе. Считал, что пролетариат является наследником культурного и материального богатства старого мира.
В 1926 г. он стал организатором первого в мире института переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.
В соответствии с концепцией А. Богданова Пролеткульт должен быть независим от партийно-государственного аппарата. Наркомпрос (А. Луначарский) поддерживал эту теорию автономии, за что Ленин критиковал Луначарского. В конце 1920 г. Пролеткульт вошел в Наркомпрос на правах отдела.
В тот период многие группы стремились представить себя единственными выразителями интересов пролетариата и партии. В рамках идеологии Пролеткульта действовала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая ожесточенно боролась против всех групп в литературе («Серапионовых братьев», Лефа, имажинистов, конструктивистов, формалистов, «попутчиков» и т. д.). В июле 1925 г. была принята резолюция ЦК партии, в которой говорилось о недопустимости кому бы то ни было быть арбитром в делах литературы. Но само руководство партии вмешивалось в дела культуры и искусства.
В 1929 г. РАПП начал кампанию против видных писателей Е. Замятина и Б. Пильняка, поводом для которой послужила публикация их произведений за границей. В 1928 г. Б. Пильняк написал вместе с А. Платоновым (автор «Котлована», «Чевенгура») очерк, который заканчивался мыслью о том, что «паровоз социализма не дойдет до станции "социализм", потому что тормоза бюрократии расплавят его колеса...». В 1938 г. Пильняк был расстрелян.
В 20-х гг. возникло крупнейшее объединение художников — АХРР (Ассоциация художников революционной России), куда вошли Б. Иогансон, А. Дейнека, И. Бродский и др., представлявшие реалистическое направление. Но революция дала новый импульс и авангардистскому искусству. Авангардизм («передовой») был неоднороден. Так, например, в изобразительном искусстве диапазон его простирался от стиля, близкого к русскому народному искусству, до кубизма и футуризма. Имена художников-авангардистов В. Татлина, К. Малевича, А. Родченко, П. Филонова, М. Шагала, В. Кандинского и др. широко известны на Западе, к нам же они по-настоящему стали возвращаться недавно. На протяжении многих десятилетий они были изгоями: и те, кто покинул родину, и те, кто остался. Отрицательный опыт 20-х гг., когда реалисты и авангардисты начисто отрицали искусство друг друга, дрались как невоспитанные дети, показал нам тупиковый путь в постановке вопроса «или -или» как в искусстве, так и в экономике и политике.
Авангардист Павел Филонов умер в 1941 г., так и не дождавшись ни одной своей персональной выставки. После смерти его картины содержались в недоступных запасниках Русского музея.
Ученый-аграрник Чаянов обладал искрометным талантом писателя: он не был авангардистом. Его литературные произведения составили самобытную «российскую Гофманиаду».
В 1919 г. выходит его трагедия «Обманщики», ее тут же ставят в театре Комиссаржевской. Чаянов дебютирует в кино. В 1928 г. по его сценарию ставится фильм «Альбидум». В 1921 г. Чаянов написал повесть «Венедиктов...», наполненную мистикой, мотивами «дьяволиады», где действует собственной персоной сатана. Знатоки утверждают, что «Венедиктов...» Чаянова стал предтечей булгаковского «Мастера и Маргариты».
В это же время, в 1921 г., Е. Замятин пишет роман-«антиутопию» «Мы». С одной стороны, он дает представление о «безбрежной» коллективности, в которой надлежит раствориться отдельной личности, и, с другой - культ индустрии, машины, которым нередко уподобляли и подчиняли человека поэты и прозаики пролеткультовского толка.
Демократические тенденции,
На рубеже 20-30-х гг. прошли судебные процессы по так называемому «Шахтинскому делу» (против инженеров и техников Донбасса), затем над вымышленными «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией» и рядом других, в результате чего были несправедливо осуждены инженеры, ученые, хозяйственники. Натравливались рабочие против технической интеллигенции, крестьяне - против ученых-аграрников, одни ученые против других. Интеллектуальный потенциал страны уничтожался жестоко и систематически. Начало «культурной революции» ознаменовалось установлением пролетарской гегемонии в различных сферах культуры и науки. Усиливается массовый набор рабочих на курсы и в вузы. Студентов, происходивших из семей интеллигенции, стали отсеивать. Так воспитывалось новое поколение советских руководителей, для которых основным являлся не профессионализм, а преданность идее.