Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:24, контрольная работа
Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий.
Наряду с открытиями
теоретической науки, следует отметить
возросшее значение ее практической
стороны, представляющей собой попытку
изменить мир. Практическое значение науки
было впервые признано в связи
с войной; Галилей и Леонардо да
Винчи добились должностей на государственной
службе своими проектами усовершенствования
артиллерии и фортификационного
искусства. Развитие практической науки
способствовало и утверждению теоретической
науки.
Вклад ученых Возрождения
в науку создал фундамент для
великих открытий Нового времени, которые
окончательно перевернули научную
картину мира. Успехи в развитии
естествознания в значительной степени
определили и характер философских
размышлений. Переход от представлений
о замкнутом мире к концепции
бесконечной Вселенной означал
радикальный пересмотр всей системы
онтологических воззрений.
3.2 Религиозная
мысль эпохи Возрождения
Эпоха Ренессанса отмечена
никогда прежде не виданным многообразием
христианских воззрений, которое связано
с углубившейся персональностью веры.
Сотни людей, как в «верхах», так и в «низах»
позднесредневекового общества, пытаются
«найти своего собственного Христа в своем
собственном сердце» и соответственно
составить самостоятельное представление
об отношении Бога и мира. Стремительно
растет число диссидентских движений,
с которыми господствующая церковь уже
не может справиться ни рационально (посредством
ученого богословия), ни дисциплинарно
(посредством запретов и преследований).
Все помыслы гуманистов
на протяжении эпохи Возрождения
были исполнены жаждой религиозного
обновления. Однако, несмотря на то, что
гуманизм был преимущественно
Характерной особенностью
религиозной мысли Ренессанса является
пантеизм, тесно связанный с
Одним из крупнейших
мыслителей эпохи Возрождения был
Николай Кузанский (1401-1464). Он лишь отчасти
принадлежит Возрождению: он соединял
в своих произведениях культуры
средневековья и энергично
Концепция Бога у
Кузанского – пантеистическая. Для
него Бог – это все: и бытие,
и возможность становления
Соотношение Бога и
мира у Кузанского ставится следующим
образом: «Бог заключает в Себе все
в том смысле, что все – в
Нем; Он является развитием всего
в том смысле, что сам Он –
во всем … Если рассматривать вещи без
Него, они – ничто, как число без единства.
Если рассматривать Бога без вещей, то
Он существует, а вещи не существуют …».
Таким образом, Бог не отстранен от мира,
а присутствует в нем, отождествляется
с ним.
Человек у Кузанского
выступает как микрокосм, Богочеловек.
Своей умственной деятельностью
и созиданием он уподобляется Богу.
Все сущее Кузанский
Философия Н.Кузанского
наглядно демонстрирует переход
от Средневековья к
Другим мыслителем,
пытавшимся совместить христианство и
гуманизм, был Эразм Роттердамский
(Герхард Герхардс) (1467-1536). Свое учение
Эразм чаще всего именовал «философией
Христа». Это учение призывало к возрождению
идей и идеалов первоначального христианства,
давно забытых католической церковью,
погребенных под грудой обрядового формализма.
Необходимая религиозная реформа для
Эразма представлялась в том, что нужно
стряхнуть с себя все, что навязано силой
церковного авторитета, оспаривать тех
схоластиков, которые указывают на простоту
евангельской истины, которую сами же
запутывают и усложняют.
Неприятие католичества
в существовавшей форме Эразм
отражает в своей книге «Похвала
глупости», написанной в сатирической
форме. Поскольку «большинство людей
глупы, и всякий дурачится на свой
лад», оказывается, что «в человеческом
обществе все полно глупости, все
делается дураками и среди дураков».
В этой книге обличаются лесть, себялюбие,
тщеславие, самодовольство. Особенно злым
нападкам подвергаются монашеские ордена
и верховные первосвященники.
На протяжении всей
книги Эразм говорит о двух
видах глупости – одном, восхваляемом
аллегорически, и другом, восхваляемом
серьезно. Кульминацией эразмовой «глупости»
становится истинная вера: «Засим, среди
глупцов всякого города наиболее
безумными кажутся те, кого воодушевляет
христианское благочестие. Они расточают
свое имение, не обращают внимания на обиды,
позволяют себя обманывать, не знают
различия между друзьями и врагами…
Что же это такое, если не помешательство?»
Подобные строки
наводят на мысль, что Эразм должен
был бы приветствовать Реформацию,
но в действительности он занял противоположную
позицию. Он полагал, что отсечение
прогнившей церковной верхушки ни к чему
не приведет: суеверная масса быстро отрастит
себе новую, которая будет столь же корыстолюбивой,
прочной и деспотичной. Делу может
помочь лишь свободная проповедь, возникающая
спонтанно (будь то в верхах или низах
церковной иерархии). Ее придется вести,
полагаясь лишь на «кроткое убеждение»,
отказавшись от тех властных, принудительных
мер, посредством которых до сих пор действовала
существовавшая церковь. Таким образом,
Эразм и Лютер, движимые часто одной целью,
шли совершенно разными путями [ 5, c.21-24,
55-56; 12, c.287-291; 11, c.582-589 ].
Впечатляющие результаты
пантеизм и натурфилософия получили
в творчестве Джордано Бруно (1548-1600).
Подобно Николаю Кузанскому, он «растворяет»
Бога в природе, во Вселенной: «природа
есть Бог в вещах». Способность
материи к образованию форм Бруно
именует Душой мира. В ней возникают
и гибнут формы, но вечно пребывает
сама материя. Важнейшим атрибутом
мировой души признается некий «всеобщий
ум», универсальный интеллект.
Достоинство гносеологии
Джордано Бруно заключается в
том, что он не отрывает интуицию от
других этапов познания, рассматривая
его как единый процесс. Предпосылкой
познания является сомнение – нельзя
доверяться ни мнению большинства, ни
авторитетам, ни догмам веры. Единственным
авторитетом должен быть разум и
свободное исследование, где чувственный
опыт проходит рациональную обработку.
К чувственному восприятию мира Бруно
также относится с
Отрицая официальную
догматическую религиозность, Бруно
искал Бога в «неодолимом и
нерушимом законе природы, в благочестии
души, хорошо усвоившей этот закон,
в сиянии солнца, в красоте вещей,
в бесчисленных живых существах,
которые живут, чувствуют, постигают
и восхваляют величайшее единство».
Догматической религиозности он
противопоставил философскую
Большое значение в
развитии религиозных взглядов Ренессанса
имели Реформация и Контрреформация.
В случае Реформации восстание носило
одновременно политический и теологический
характер; отвергался авторитет папы,
и дань, которую он получал, в его
казну не поступала. В случае Контрреформации
имело место восстание против
интеллектуальной и нравственной свободы
Италии эпохи Возрождения; власть папы
увеличивалась. Реформация имела германские
корни, Контрреформация – испанские;
религиозные войны одновременно
были и войнами между Испанией
и ее врагами, совпадая по времени
с тем периодом, когда испанское
могущество было в расцвете.
Двумя великими личностями
Реформации являются Лютер и Кальвин.
Оба они в интеллектуальном отношении
– представители средневековой
философии и в сравнении с
итальянцами, которые непосредственно
им предшествовали, и в сравнении
с Эразмом Роттердамским и Николаем
Кузанским.
Реформаторское движение
в лице Мартина Лютера (1483-1546) имело
своего выдающегося представителя.
Этот немецкий реформатор не был философом
и великим мыслителем. Несмотря на
это, его теология содержала некоторые
философские идеи.
Лютер выступил против
церкви как единственного посредника
между Богом и человеком. Это
выступление, первоначально направленное
против продажи индульгенций, вылилось
во всеобщее выступление против церкви
и католического духовенства
вообще. Позиция, избранная Лютером
– это тотальное отрицание, недоверие
к возможностям человека спастись в
одиночку, без божественного участия.
Философия для Лютера – пустая
софистика; она ничего не значит без
веры. Он отвергает ценность добрых
деяний, совершенных без должной
веры: вера «оправдывает без всяких
деяний». Лютер также допускает,
что вера может иметь своим
следствием благие деяния, отрицая
ту ценность, которую им приписывают.
Эта мысль обесценивает индульгенции
и приношения церкви в обмен на
отпущение грехов.
Отвергая авторитет
духовенства, Лютер признает лишь Писание.
Он издает свою Библию, основываясь
на священных текстах. Человеку для
познания Слова Божьего не нужны
посредники, любой человек может
проповедовать Слово Божье. В
вопросе познаваемости Бога Лютер
приходит к парадоксальной мысли: Бог
непознаваем и все-таки доступен
пониманию; он скрыт от тех, кто дознается
и исследует, но открыт тем, кто верит
и внемлет.
Человек у Лютера
природно ничтожен; он не только существо,
греховное по природе, но и существо, сознающее
греховность своей природы. Он заявляет:
«Мы грешны. Поэтому мы должны избегать
добра и принять зло. Если мы будем губить
и преследовать себя от всего сердца, если
мы отдадим себя в ад для Бога и Его справедливости,
то мы поистине дали удовлетворение Его
правосудию, и Он освободит нас». Нужно
было безоговорочно верить в человека,
чтобы предъявлять ему столь беспощадные
вердикты и верить в их искупление; таким
образом, в грешном человеке предполагаются
решимость, стойкость и воля [ 12, c.291-298;
5, c.56-57; 4, c.307-308 ].
Жан Кальвин (1509-1564) стоит
на тех же позициях, что и Лютер.
Он так же был убежден в том,
что спасение единственно возможно
через Слово Божье; любое представление
о Боге, которое идет не от Библии,
есть пустой продукт фантазии. Так
же у Кальвина спасение достигается
лишь посредством веры. Основными
положениями кальвинизма
Несомненно, ранняя
Реформация наследовала основному
движению Возрождения – его
Протестанская Реформация
вызвала отклики в католицизме. Начиная
с 40х годов XVI века, католики ведут борьбу
за возвращение потерянных позиций –
в Западной Европе начинается период Контрреформации.
Передовым боевым отрядом католиков стал
орден «Общество Иисусово» (иезуиты), основанные
испанцем Игнатием Лойолой в 1534 году и
составивший ядро инквизиции. Важное значение
для реставрации схоластики в эпоху Ренессанса
имело учение иезуита Франциско Суареса
(1548-1617), представляющее переработанные
труды Аристотеля и Фомы Аквинского [ 4,
c.312-314 ].
Процесс преодоления
средневековой схоластики в эпоху
Возрождения осуществлялся