Социальные теории эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий.

Файлы: 1 файл

kursach (3).docx

— 53.37 Кб (Скачать)

  
 

3.3 Социальные теории  эпохи Возрождения 

  

Поворот Ренессанса к человеку, освободившемуся от диктата  теологии, был заметен и в области  социальных и политических теорий. Новые концепции государства  и права исходили из других предпосылок  по сравнению со Средними веками: вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. 

С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, она основана на его собственном опыте и ставит своей задачей указать средства для достижения намеченных целей, независимо от того, признаются эти средства хорошими или дурными. 

В конце XV - начале XVI вв. Италию потрясали постоянные войны, которые тормозили экономическое  и культурное развитие общества. Италия была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой  за власть, часто используя при  этом аморальные средства,   и  не было силы, которая способна была бы объединить страну. Политическая ситуация является причиной кризиса моральных  ценностей, нового видения политики. 

Самое знаменитое произведение Макиавелли – «Государь» - было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо  Медичи. Цель трактата – раскрыть на основании опыта истории и  современных для автора событий, как завоевывается княжеская  власть, как она удерживается и  как теряется. Образцом правителя  для Макиавелли являлся Чезаре Борджа, которого «можно поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы и с помощью чужого оружия». Правитель не должен быть связанным какими-либо априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным: «Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность». 

Следует заметить, что  более крупное сочинение Макиавелли «Рассуждения» носит значительно  более республиканский и либеральный  характер, и не зная его, можно получить одностороннее представление о взглядах Макиавелли. Он восхищается Чезаре Борджа не за цели, которые он ставил, а только за искусство, с которым он их преследовал; политической мечтой Макиавелли была единая Италия. Эти два чувства – культ искусства достижения цели и патриотическая жажда единства Италии – жили в его уме бок о бок, нисколько не сливаясь друг с другом. «Государь» завершается страстным призывом освободить Италию из рук «варваров» [ 11, с.573-577; 12, с.311-316; 4, с.335-336; 9, с.45-50, 52 ].    

В эпоху Возрождения  возникали и социалистические представления  об идеальном государстве. Часто  эти идеи носили утопический характер, так как отражали объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества. Одним из наиболее значимых «утопистов» Возрождения был  Томас Мор (1478-1535). Бессмертную славу  Мору принесла его «Утопия», написанная в форме диалога. В первой части  работы дается критика английского  общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь  на вымышленном острове Утопия. «Утопия» не представляла социальной программы для реализации, а посредством намеков постоянно указывала на социальные недуги и методы их лечения. 

Ключевым пунктом  «Утопии» является отсутствие частной  собственности: «Я твердо убежден в  том, что распределение средств  равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских  дел возможно только с совершенным  уничтожением частной собственности; но если она останется, то у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и  неизбежное бремя скорбей». Кроме  того, в Утопии все граждане равны  между собой. Жители Утопии занимаются сельским хозяйством и кустарными промыслами; работают не по принуждению в течение 6 часов в день. Такая организация  делает всех граждан счастливыми: «Тут не существует неравномерного распределения  продуктов, нет ни одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее все богаты». Другие государства «представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».   

Томас Мор является одним из основателей утопического социализма. Свои мечты о новом  обществе он не считал неосуществимыми, хотя и осознавал трудности их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его  идеи можно реализовать в ближайшем  будущем. «Утопия» - протест человека, измученного насилием несправедливого  общества, который никогда не будет  заглушен [ 12, c.316-319; 4, c.339-341; 1, c.101-102 ].  

Жан Боден (1530-1596) был свободен как от крайностей реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора. Он выразил в своих «Шести книгах о республике» (1576) потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн и объединить всех членов общества, связав их в единое целое. Но этот суверенитет не достижим методами, рекомендуемыми Макиавелли которые грешат имморализмом и атеизмом, его можно установить на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам. Государство у Бодена представляет собой содружество, фундаментом которого является семья, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Боден признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. Абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов, и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания. 

Интересны и взгляды  Бодена на религию. В работе «Colloquium heptaptlomere» («Разговор семерых») он описывает спор между семью последователями разных религий. Основная мысль работы состоит в том, что существует естественный фундамент, общий для всех религий, о есть то, что объединяет различные религии, сильнее того, что разъединяет [ 12, c.320-321; 4, c.337-338 ].    

Важный вклад в  развитие социальной мысли Ренессанса внес Томмазо Кампанелла (1568-1639). Он выражает мысль о необходимости больших преобразований, направленных на установление справедливого общества. В отличие от Мора. Он полностью убежден в возможности реализации этой идеи путем восстания. Он был участником заговора, замышлявшегося для ниспровержения испанского владычества и установления имущественного и социального равенства. После раскрытия заговора Кампанелла пригова-ривается к пожизненному заключению. 
 

Социальная программа  Кампанеллы изложена в его книге  «Город Солнца», написанной в тюрьме. Повествование в ней ведется  от лица морехода, посетившего остров Тапробану со столицей Город Солнца. Государственное устройство Солнечного города, как и «Утопии» Мора, основано на отсутствии частной собственности. В Городе Солнца существует разделение труда (умственный труд отделен от физического). Государством управляет самый одаренный гражданин – Метафизик, опирающийся на трех помощников, а те, в свою очередь, на более узких специалистов (всего в городе сорок начальников). Смена постов  может происходить по решению общего городского собрания, которое проходит дважды в месяц, а Метафизик и три его заместителя могут сменяться только тогда, когда появятся люди, превосходящие их своими способностями. В отличие от «Утопии», труд «соляриев» составляет 4 часа в день; в Городе Солнца нет рабов, еще сохранившихся в «Утопии» [ 5, c.38-42; 4, c.341-342 ]. 

Развитие социально-политической мысли в эпоху Возрождения  не является односторонним. С одной  стороны, идеалом представляется сильная  центральная власть; с другой стороны, были продолжены идеи Платона о разработке идеального государства, получившие раскрытие  в социальных утопиях Т.Мора и  Т.Кампанеллы.  
 

Заключение 

  

Философия Возрождения  – особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных традициях, не зависимых от философской схоластики. Идейными источниками философии  Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, отчасти  арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей, характерных  для Ренессанса, содействовали научные  открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции в XVI веке, происходившей  в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия. Главным  итогом научного прогресса считается  переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии Возрождения опиралось и на идеологию гуманизма – мировоззрения, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо  все богатство окружающего мира. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего переворот в нравственно-мировоззренческом направлении идей. 

Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной  борьбы философии со схоластикой  за право не быть служанкой богословия, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающий свободный  диалог, спор в движении к истине. Гуманисты обратились к первоисточникам  как древнехристианской, так и  языческой традиции. Христианство у  них предстает в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и  совершенствующей, но не отвергающей  достижения античной культуры. 

Эпоха Возрождения  была временем первых выступлений зарождавшейся  буржуазии против экономических  и политических рамок феодализма, что вызвало интерес к осмыслению социально-политической практики. В  «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности; подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность  наиболее полно раскрыть свои способности. В этот период появились такие  крайние политические теории, как  концепция абсолютной власти Н.Макиавелли и Ж.Бодена и первые социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. 

Философия Возрождения  стала чрезвычайно важным этапом в становлении философии Нового времени, заложив основы для последующей  еще более радикальной критики  схоластики и формирования новой  картины мира и человека. Предложенная ей схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой  механистической концепцией мира Нового времени. Философию Ренессанса отмечал  переходный характер, однако многие из ее новаторских идей были развиты  всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.

Список использованной литературы 

  

1.         Антология мировой философии.  Т.2. - М.: 1990. 

2.         Введение в философию. В 2 ч.  Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова.  – М.: Политиздат, 1989. 

3.         Горфункель А.Х. Философия эпохи  Возрождения. М.:,1980. 

4.         История философии в кратком  изложении/ Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.:Мысль, 1991.  

5.         История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX веков). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шикалина, 1996. 

6.         Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред. И.И.Кального. -  СПб.: Издательство «Лань», 2003. 

7.         Канке В.А. Философия. Исторический  и систематический курс. – М.: Логос, 2002. 

8.         Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т. 2. – М.:, 1980. 

9.         Макиавелли Н. Государь. М.: 1990. 

10.      Новейший  философский словарь. – Мн.: Книжный  двор, 2003. 

11.      Б.Рассел. История западной философии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. 

12.      Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК «Петрополис», 1994. 

13.      Спиркин  А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. 

14.      Философия/ Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001. 

15.      Философия/ Под ред.О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. 

16.      Хрестоматия  по истории философии: Учеб. Пособие  для вузов. Ч.1. – М.: Гуманитарный  издательский центр «Владос», 1997.

Информация о работе Социальные теории эпохи Возрождения