Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:24, контрольная работа
Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий.
3.3 Социальные теории
эпохи Возрождения
Поворот Ренессанса
к человеку, освободившемуся от диктата
теологии, был заметен и в области
социальных и политических теорий.
Новые концепции государства
и права исходили из других предпосылок
по сравнению со Средними веками: вместо
одностороннего и однозначного религиозного
объяснения они основывались на положении
о естественном характере человека, на
его земных интересах и потребностях.
С Никколо Макиавелли
(1469-1527) начинается новая эпоха политического
мышления. Политическая философия Макиавелли
носит научный и эмпирический характер,
она основана на его собственном опыте
и ставит своей задачей указать средства
для достижения намеченных целей, независимо
от того, признаются эти средства хорошими
или дурными.
В конце XV - начале XVI
вв. Италию потрясали постоянные войны,
которые тормозили
Самое знаменитое произведение
Макиавелли – «Государь» - было написано
в 1513 году и посвящено Лоренцо
Медичи. Цель трактата – раскрыть на
основании опыта истории и
современных для автора событий,
как завоевывается княжеская
власть, как она удерживается и
как теряется. Образцом правителя
для Макиавелли являлся Чезаре Борджа,
которого «можно поставить в пример всем,
кто достиг власти милостью судьбы и с
помощью чужого оружия». Правитель не
должен быть связанным какими-либо априорными
схемами, правовыми предписаниями, религией
или своим собственным словом. Он должен
руководствоваться реальными фактами,
может быть жестоким, хитрым, грешным,
беспощадным: «Государь, если он желает
удержать в повиновении подданных, не
должен считаться с обвинениями в жестокости».
«Излишне говорить, сколь похвальна в
государе верность данному слову, прямодушие
и неуклонная честность. Однако мы знаем,
что в наше время великие дела удавались
лишь тем, кто не старался сдержать данное
слово и умел, кого нужно, обвести вокруг
пальца; такие государи в конечном счете
преуспели куда больше, чем те, кто ставил
на честность».
Следует заметить, что
более крупное сочинение
В эпоху Возрождения
возникали и социалистические представления
об идеальном государстве. Часто
эти идеи носили утопический характер,
так как отражали объективно несуществующие
общественные условия и силы тогдашнего
общества. Одним из наиболее значимых
«утопистов» Возрождения был
Томас Мор (1478-1535). Бессмертную славу
Мору принесла его «Утопия», написанная
в форме диалога. В первой части
работы дается критика английского
общественного устройства, во второй
представляются устройство и жизнь
на вымышленном острове Утопия. «Утопия»
не представляла социальной программы
для реализации, а посредством намеков
постоянно указывала на социальные недуги
и методы их лечения.
Ключевым пунктом
«Утопии» является отсутствие частной
собственности: «Я твердо убежден в
том, что распределение средств
равномерным и справедливым способом
и благополучие в ходе людских
дел возможно только с совершенным
уничтожением частной собственности;
но если она останется, то у наибольшей
и наилучшей части человечества
навсегда останется горькое и
неизбежное бремя скорбей». Кроме
того, в Утопии все граждане равны
между собой. Жители Утопии занимаются
сельским хозяйством и кустарными промыслами;
работают не по принуждению в течение
6 часов в день. Такая организация
делает всех граждан счастливыми: «Тут
не существует неравномерного распределения
продуктов, нет ни одного нуждающегося,
ни одного нищего, и хотя никто ничего
не имеет, тем не менее все богаты».
Другие государства «представляются ни
чем иным, как неким заговором богачей,
ратующих под именем и вывеской государства
о своих личных выгодах».
Томас Мор является
одним из основателей утопического
социализма. Свои мечты о новом
обществе он не считал неосуществимыми,
хотя и осознавал трудности их
реализации. Он полагал, что при помощи
образованного правителя его
идеи можно реализовать в ближайшем
будущем. «Утопия» - протест человека,
измученного насилием несправедливого
общества, который никогда не будет
заглушен [ 12, c.316-319; 4, c.339-341; 1, c.101-102 ].
Жан Боден (1530-1596) был
свободен как от крайностей реализма Макиавелли,
так и от утопизма Мора. Он выразил в своих
«Шести книгах о республике» (1576) потребность
в сильной государственной власти, которая
могла бы вывести Францию из хаоса религиозных
войн и объединить всех членов общества,
связав их в единое целое. Но этот суверенитет
не достижим методами, рекомендуемыми
Макиавелли которые грешат имморализмом
и атеизмом, его можно установить на справедливых
началах, апеллируя к разуму и естественным
законам. Государство у Бодена представляет
собой содружество, фундаментом которого
является семья, сохраняет общественное
имущество, основывающееся на частной
собственности. Боден признает имущественное
неравенство в обществе как естественное
и необходимое. Государство он определяет
как правовую власть над социальными вопросами,
власть, которой принадлежит решающая
сила. Абсолютизм Бодена имеет точные
объективные границы в виде этических
норм (справедливости), законов природы
и божественных законов, и эти пределы
для него обязательны. Верховная власть,
которая не уважает эти законы, уже не
власть, а тирания.
Интересны и взгляды
Бодена на религию. В работе «Colloquium heptaptlomere»
(«Разговор семерых») он описывает спор
между семью последователями разных религий.
Основная мысль работы состоит в том, что
существует естественный фундамент, общий
для всех религий, о есть то, что объединяет
различные религии, сильнее того, что разъединяет
[ 12, c.320-321; 4, c.337-338 ].
Важный вклад в
развитие социальной мысли Ренессанса
внес Томмазо Кампанелла (1568-1639). Он выражает
мысль о необходимости больших преобразований,
направленных на установление справедливого
общества. В отличие от Мора. Он полностью
убежден в возможности реализации этой
идеи путем восстания. Он был участником
заговора, замышлявшегося для ниспровержения
испанского владычества и установления
имущественного и социального равенства.
После раскрытия заговора Кампанелла
пригова-ривается к пожизненному заключению.
Социальная программа
Кампанеллы изложена в его книге
«Город Солнца», написанной в тюрьме.
Повествование в ней ведется
от лица морехода, посетившего остров
Тапробану со столицей Город Солнца. Государственное
устройство Солнечного города, как и «Утопии»
Мора, основано на отсутствии частной
собственности. В Городе Солнца существует
разделение труда (умственный труд отделен
от физического). Государством управляет
самый одаренный гражданин – Метафизик,
опирающийся на трех помощников, а те,
в свою очередь, на более узких специалистов
(всего в городе сорок начальников). Смена
постов может происходить по решению
общего городского собрания, которое проходит
дважды в месяц, а Метафизик и три его заместителя
могут сменяться только тогда, когда появятся
люди, превосходящие их своими способностями.
В отличие от «Утопии», труд «соляриев»
составляет 4 часа в день; в Городе Солнца
нет рабов, еще сохранившихся в «Утопии»
[ 5, c.38-42; 4, c.341-342 ].
Развитие социально-
Заключение
Философия Возрождения
– особый этап в истории западноевропейской
философии, характеризующийся утверждением
новой, специфической формы
Возрожденческий гуманизм
открыл целую эпоху напряженной
борьбы философии со схоластикой
за право не быть служанкой богословия,
за новый стиль и облик самого
философствования, возрождающий свободный
диалог, спор в движении к истине.
Гуманисты обратились к первоисточникам
как древнехристианской, так и
языческой традиции. Христианство у
них предстает в качестве всеобщей
этической нормы, продолжающей и
совершенствующей, но не отвергающей
достижения античной культуры.
Эпоха Возрождения
была временем первых выступлений зарождавшейся
буржуазии против экономических
и политических рамок феодализма,
что вызвало интерес к
Философия Возрождения
стала чрезвычайно важным этапом
в становлении философии Нового
времени, заложив основы для последующей
еще более радикальной критики
схоластики и формирования новой
картины мира и человека. Предложенная
ей схема устройства мироздания была
еще во многом наивной и даже фантастической
по сравнению с более строгой
механистической концепцией мира Нового
времени. Философию Ренессанса отмечал
переходный характер, однако многие из
ее новаторских идей были развиты
всей философской и
Список использованной
литературы
1.
Антология мировой философии.
Т.2. - М.: 1990.
2.
Введение в философию. В 2 ч.
Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова.
– М.: Политиздат, 1989.
3.
Горфункель А.Х. Философия
4.
История философии в кратком
изложении/ Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.:Мысль,
1991.
5.
История философии: Запад – Россия
– Восток (книга вторая: Философия XV-XIX
веков). – М.: «Греко-латинский кабинет»
Ю.А.Шикалина, 1996.
6.
Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для
аспирантов/ Под ред. И.И.Кального. -
СПб.: Издательство «Лань», 2003.
7.
Канке В.А. Философия.
8.
Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т.
2. – М.:, 1980.
9.
Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.
10. Новейший
философский словарь. – Мн.: Книжный
двор, 2003.
11. Б.Рассел.
История западной философии. - Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2002.
12. Дж.Реале,
Д.Антисери. Западная философия от истоков
до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО
ТК «Петрополис», 1994.
13. Спиркин
А.Г. Философия. – М.: Гардарики,
2002.
14. Философия/
Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова.
- М.: ЮНИТИ, 2001.
15. Философия/
Под ред.О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики,
2002.
16. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов. Ч.1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.