Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:14, реферат
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого
бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек,
для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после
смерти.
Эрих Фром: «быть или иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.
Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.
Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего.
Человек есть то, сколько он стоит.
Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
Аспекты проблемы смерти:
1.Как определить, что данный человек уже умер?
2.Может быть имеет смысл определить, что этому человеку уже пора умереть?
3.Непримеримость человеческого сознания, гордого человеческого духа с фактом своей физической смерти.
Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а ценность упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения у людей.
Шкала ценностей:
1.шкала биологическая–феномен
самопорождения жизни, ее
Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения.
2.Акцентирует внимание
на специфику человеческой
3.Идея обретения
бессмертия. Волнует всех зрелых
людей. Различные категории
бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.
Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для тоталитарных обществ
Упование на растворение
тела и духа в космическом бессмертии–
Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические концепции
Достижение различных состояний, смерть–возможный прорыв в другие миры.
Средневековая философия: жизнь человека–мука, настоящая жизнь наступит после смерти.
Древний мир: жизнь–это пир–кровавый или веселый.
Эпоха рационализма: человек–механизм, его задача–не умереть раньше времени, нужно вовремя его отремонтировать.
Эпоха просвещения:
в своей жизни
Экзистенциальная философия: преддверие смерти заставляет человека всерьез ощутить ценность своей жизни.
Христианство: стремление к жизни вечной, которая наступит после жизни телесной.
Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое отношение к смерти, человек более легко может стать причастным к смерти человека. Та религия, которая постоянно разрастается.
Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтобы умереть и воскреснуть.
Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев, прервать цепь возрождений, не возрождаться в этом виде.
Марксистская философия:
смерть–естественный конец
Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.
Смысл жизни имеет биологическое происхождение:
1.Жизнь для себя, подпитывается инстинктом самосохранения.
2.Жизня для семьи–
3. Жизнь для вида, для коллектива.
Проблема: право на жизнь и право на смерть
Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь, все живое должно жить.
Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе»
Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми, которые обречены на смерть. Человек должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.
Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.
Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который решил уйти из жизни, приносит страдания близким, возникают проблемы: кто это сделает, «дурной пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет спасти..
Содержание:
1. Постановка проблемы и ее основные решения
2. Проблема смысла жизни в русской религиозной
философии
3. Тема бессмысленности жизни в философии
экзистенциализма
1. Постановка проблемы и ее основные решения
Перед нами центральная проблема мировоззрения.
Однако, как показывает опыт, далеко не
все понимают сущность проблемы: многие
путают проблему смысла с проблемой цели
и отвечают на вопрос о смысле жизни, например,
так: «Смысл моей жизни – получить высшее
образование (вырастить детей, выйти замуж,
заработать много денег и т. п.). Очевидно,
что одно и то же действие или цель могут
иметь разный смысл. Существует известная
притча о возчиках камней: на вопрос: «Что
ты делаешь?» три возчика дают разные ответы.
Первый ответил: «Не видишь, что ли? – Камни
вожу». Второй сказал: «Деньги зарабатываю».
А третий сказал: «Храм строю!». Так и любая
цель,
которую мы преследуем в своей жизни, может
иметь для нас различный смысл. Например,
один хочет поступить в вуз, чтобы получить
специальность, дру-
гой – чтобы получить знания, третий –
чтобы продолжить семейную династию и
т. д.
Итак, смысл жизни – это не просто цель
жизни, а высшая, конечная цель жизни и
одновременно предельное основание нашей
жизни. Поиск смысла жизни – это поиск
ее безусловного значения, это попытка
установления связи между своей индивидуальной
жизнью и каким-либо универсумом: Богом,
космосом, родом и т. д. Поэтому решение
проблемы смысла жизни напрямую зависит
от решения другой философской проблемы
– сущности человека. Решение проблемы
сущности человека уже предрешает и ответ
на вопрос о смысле жизни (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сущность человека Представление о смысле
его жизни
Духовная Духовное совершенствование,
раскрытие
в себе абсолютного начала, служение Богу
Социальная Служение обществу,
жить на благо других людей
Разумная Служение Истине,
постижение мира и себя
Биологичекая Жить ради себя,
ради удовольствий и счастья
Творческая Творить Красоту,
преобразовывать мир
Сущности нет Смысла жизни нет либо
личность сама выбирает смысл жизни
Как видно из этой таблицы, проблема смысла
жизни имеет конечное
число своих рациональных решений, несмотря
на то, что в обыденном созна-нии существует
мнение, что у каждого человека свой смысл
жизни: сколько людей – столько и решений.
Конечно, эту проблему каждый человек
решает сам, но число решений не бесконечно.
Более того, если о вкусах не спорят, то
по проблеме смысла жизни мыслящие люди
все-таки склонны спорить, не удовлетворяясь
чисто субъективной уверенностью в своей
правоте. Найти смысл какого-либо слова
– это, значит, найти его истинное значение,
то есть его общезначимое – для всех людей
– содержание. Так и нахождение смысла
жизни предполагает нахождение того, что
объединяет (может объединить) всех людей
– Высшую ценность, Абсолют. Тоска по единству
с мировым целым лежит в основе страдания
от суеты и бессмысленности жизни. (Ведь
всякий раз, когда мы видим хаотическое
нагромождение чего-либо, не могущее быть
выстроенным в некую единую картину, мы
говорим, что это бессмыслица). Бессмысленна
жизнь, не имеющая связи (субъективной
или объективной) с каким-либо Целым. Поэтому
проблема смысла жизни – это проблема
поиска истинной жизни.
В обыденном сознании существует еще один
предрассудок относительно нашей проблемы:
многие считают, что над этой проблемой
надо задумываться не в молодости, а в
старости. Некоторые считают, что эту проблему
вообще нельзя разрешить. Однако если
человек на вопрос о смысле жизни отвечает:
«Не знаю, еще не решил», это не значит,
что у него нет смысла жизни – все его
поступки и действия совершаются на какой-то
основе. Если он не осознает предельной
основы своих поступков, то это свидетельствует
не о неразрешимости проблемы, а о неглубине
его самосознания.
Некоторые считают, что над этой проблемой
вообще думать не стоит или даже думать
об этом вредно. В этом случае человек
становится заложником своего времени
и его стереотипов: если он на уровне сознания
не решит проблему смысла жизни самостоятельно,
то он будет бессознательно следовать
тому решению, которое уже есть в данной
культуре и усваивается человеком через
систему воспитания и образования как
единственно возможное.
2. Проблема смысла жизни в русской религиозной
философии
Проблема смысла жизни – одна из наиболее
значимых проблем русской религиозной
философии. В начале ХХ века вышел сборник
статей ряда выдающихся русских философов,
посвященный этой проблеме. В 1994 г. он был
переиздан. Рассмотрим некоторые концепции
этого сборника – «Смысл жизни: Антология
русской религиозной философии».
Критика эвдемонизма В. В. Розановым
Василий Розанов – русский писатель, публицист,
философ. В своей статье «Смысл жизни»
он выступает с критикой эвдемонизма –
концепции, которая в качестве высшей
ценности человеческой жизни и в качестве
смысла жизни выдвигает счастье. Ориентация
на счастье характерна не только для эпохи
Розанова, но и для современной эпохи,
поэтому рассуждения Розанова представляют
для нас особый интерес.
В. В. Розанов подробно анализирует то
содержание, которые люди обычно вкладывают
в понятие «счастье». Он приходит к выводу,
что счастье означает, как правило, достижимость
целей, удовлетворенность желаний, отсутствие
страданий. Его можно выразить в предметных,
определенных характеристиках, чего не
скажешь о ценностях духовных. Поэтому
ориентация на счастье предполагает рассмотрение
человека как биологического, а не как
духовного существа. (При духовном понимании
сущности человека страдание не отрицается,
как в эвдемонизме, а считается необходимым
путем к высшему состоянию человека, страдание
ценится выше счастья.)
Более того, как показывает В. Розанов,
счастье является состоянием, которое
нельзя достичь; горизонтом, до которого
нельзя дойти: за одной достигнутой целью
следует другая, за удовлетворенными желаниями
возникают новые и т. д. Не достичь на земле
такого состояния, когда человек скажет:
все, мне хватит, больше никаких благ мне
не надо. Поэтому погоня за счастьем обрекает
человека на вечное недовольство собой,
миром и людьми.
Почему же идея счастья так популярна?
Обратившись к всемирной истории, В. В.
Розанов обнаруживает, что эта идея неизменно
обретала популярность в кризисные эпохи
социокультурного развития. «По-видимому,
человек усомнился в существовании для
него каких-либо высших целей, после того
как он несколько раз и так неудачно пытался
жить для этих других целей», – пишет он.
Таким образом, возвеличивание ценности
счастья есть следствие пессимизма, духовного
кризиса, следствие утери человеком связи
с мировым целым.
Идеалу счастья В. Розанов противопоставляет
идеал радости. Идеал счастья связан с
рациональным восприятием мира. Однако,
как считает В. Розанов, разделяя здесь
позиции православия, не умом надо принять
мир, а душа должна умилиться и возрадоваться.
Тогда придет «веселие духовное», душу
посетит чувство гармонии и удовлетворенности.
Это чувство, этот «внутренний свет» всегда
присутствует в душе человека, но только
нужно сделать его явным.
Счастье зависит от внешних обстоятельств,
радость – от внутренней жизни. Ориентация
на счастье характеризует внешнюю жизнь
человека, т. е. чувственную, материальную,
земную. Ориентация на радость – внутреннюю
жизнь, т. е. духовную, нематериальную,
небесную. Это прямо противоположные тенденции,
одна – разрушительно, а другая – творчески,
созидающе действующие на человеческую
душу. Как пишет В. Розанов: «Свидетельствует
история: еще никогда радующийся человек
не пожелал умереть, как это слишком часто
желал человек наслаждающийся».
В. Розанов не отрицает возможности и необходимости
реальной деятельности по совершенствованию
и преобразованию условий жизни. Однако,
как и все религиозные мыслители, считает,
что преобразовать мир может только духовно
преображенный человек.
Е. Н. Трубецкой: смысл жизни как достижение
полноты бытия
Е. Н. Трубецкой – известный русский религиозный
философ, последователь философии всеединства
В. С. Соловьева. Проблема смысла жизни
– одна из центральных проблем его творчества,
в различных своих работах он рассмотрел
религиозное, философское и художественное
ее решение. Мы обратимся к его концепции
как к достаточно характерной для русской
религиозной философии вообще.
Статья «Смысл жизни» была написана в
1918 году. Россия лежит в развалинах и угрожает
гибелью всемирной культуре, отмечает
Трубецкой, но именно в такие эпохи потребность
ответить на вопрос о смысле жизни чувствуется
сильнее, чем когда-либо.
Е. Н. Трубецкой исходит из того, что в жизни
человека и человечества существуют две
линии жизни: горизонтальная (плоская,
земная) и вертикальная (восходящая, небесная).
Все существовавшие в истории человеческой
мысли попытки ответить на вопрос о смысле
жизни, согласно Е. Н. Трубецкому, лежали
на этих двух путях.
Поиски ответа на горизонтальной линии
жизни приводили к натуралистическим
(языческим) концепциям, возвеличивающим
природного, телесного человека и ориентировавшим
его на материальные ценности.
Поиски на вертикальной линии жизни образовывали
мистические концепции смысла жизни, отрицающие
все натуральное в жизни человека и ориентирующие
его исключительно на духовные ценности.
Однако, как считает Е. Н. Трубецкой, оба
эти решения не приносят человеку удовлетворения:
натуралистические концепции оставляют
нереализованными духовные потребности
человека, мистические концепции пренебрегают
телесными, материальными потребностями.
Человек же есть единство души и тела.
Поэтому истинное решение проблемы смыла
жизни должно лежать глубже – по ту сторону
противопоставления души и тела, верха
и низа.
Только на пересечении двух линий жизни,
на их объединении человек обретает свою
целостность и полноту бытия. Пересечение
горизонтальной и вертикальной линии
жизни образует крест: путь, ведущий к
полноте бытия, – это крестный путь, путь
скорби и страдания. Но только через этот
путь человек может обрести радость бытия.
Страдание оправдано, так как между ним
и радостью есть внутренняя связь, аналогично
тому, как рождение нового человека искупает
и оправдывает родовые муки роженицы.
Данное понимание смысла человеческой
жизни соответствует сути христианского
учения, которое пророчествует о грядущем
воссоединении неба и земли, бога и мира,
духа и материи.
Таким образом, смысл человеческого бытия
состоит в реальном принятии и воплощении
Креста как символа единения Мира и Духа.
Это обретение полноты бытия и есть главная
задача человеческой жизни, завещанная
человеку Богом.
3. Тема бессмысленности жизни в философии
экзистенциализма
В истории философии существуют концепции,
утверждающие бессмысленность человеческой
жизни. В новейшей философии такую позицию
занимали представители атеистического
направления в экзистенциализме, в частности
французский философ и писатель ХХ века
А. Камю. Рассмотрим идеи его знаменитого
философского эссе «Миф о Сизифе».
А. Камю начитает свое эссе с тезиса: основной
вопрос философии – это проблема самоубийства,
то есть проблема – стоит ли жизнь, чтобы
ее прожить?
По мнению А. Камю, основой жизни является
положительный ответ на вопрос о ее смысле,
и наоборот, отрицание наличия у жизни
какого-либо смысла приводит человека
к самоубийству. Однако, как считает А.
Камю, «логических самоубийц», если не
считать литературных персонажей, попросту
не бывает. Убить себя только на основе
философского вывода о бессмысленности
жизни нельзя: идея бессмысленности жизни
– это только идея и, как всякая идея, содержит
в себе момент сомнения: она не может тотально
захватить человека и привести его к самоубийству.
Самоубийства в реальной жизни, конечно,
происходят, но, считает А. Камю, их подлинной
причиной может быть равнодушие близкого
человека, нанесенная кем-то обида или
что-то еще, но не чистая философская идея.
Более того, в противовес общепринятой
точке зрения А. Камю считает, что человек,
не видящий в своей и в человеческой жизни
вообще какого-либо смысла, более далек
от самоубийства, чем человек, верящий
в наличие смысла. Самоубийцами становятся
именно те, кто верит в смысл! Дело в том,
что в качестве смысла жизни люди выдвигают
и пытаются достичь какой-либо Абсолют:
Истину, Добро, Красоту, Справедливость
и т. п. Однако в мире, где нет бога, абсолюты
недостижимы. Поэтому любая деятельность
человека в мире абсурдна, как абсурдна
(то есть бесполезна и бессмысленна) работа
героя греческой мифологии Сизифа, который
приговорен богами вечно вкатывать в гору
огромный камень, с тем чтобы катить его
вновь и вновь, так как камень не может
удержаться на вершине горы и скатывается
вниз.
Абсурд не в мире и не человеке, а в их взаимодействии,
то есть в человеческой деятельности,
которая всегда направлена на какую-то
цель, в конечном счете – на абсолют. Человек,
верящий в смысл жизни, наивен: он не сделал
из тезиса «бога нет» всех необходимых
выводов, он питает иллюзии религиозного
сознания. Он винит себя в том, что его
камень (у каждого – свой) в очередной
раз сорвался. Он склонен отчаиваться
– вплоть до самоубийства. Он не понимает,
что дело не в том, что у него не хватило
сил, таланта или мужества в достижении
Цели, а в том, что человеческая ситуация
в мире изначально безнадежна: в мире,
в котором нет Бога, любой камень обязательно
сорвется! Человеческая деятельность,
его жизнь в целом – это всегда сизифов
труд. Личность, осознающую это и не строящую
никаких иллюзий, А. Камю называет абсурдным
человеком. Первым абсурдным человеком
был, разумеется, Сизиф.
Итак, жизнь бессмысленна, а деятельность
человека абсурдна. Казалось бы, А. Камю
приходит к самым что ни на есть пессимистическим
выводам. Но он и здесь разрушает привычные
стереотипы: жизнь бессмысленна, но это
– хорошо! «Сизифа следует представлять
себе счастливым», – пишет он. Дело в том,
что целеустремленный человек (устремленный
к реализации смысла своей жизни) склонен
видеть не мир, в котором он живет, а только
свою цель: многообразие жизни и мира ускользает
от него. Он склонен не замечать и не ценить
того, что в виде случайного дара попадает
ему в руки: он ценит и замечает только
результаты своих усилий – он часто оказывается
неблагодарным. К тому же он пребывает,
по преимуществу, в мрачном расположении
духа: все идет не так, как он хотел. Когда
же человек расстается с Планами и Целями,
ему наконец открывается полнота жизни,
многообразие мира, он получает удовольствие
от самого процесса деятельности, а не
от его результата. На место этического
недовольства миром и людьми приходит
эстетическое созерцание жизни.
А. Камю описывается четыре варианта жизни
абсурдного человека: жизнь Дон-Жуана,
Воина, Лицедея, Творца. Для всех их не
важен результат их деятельности, поэтому
они получают удовольствие от самого процесса.
Они счастливы, созерцая многообразие
мира: не качество, а количество вдохновляет
их. Например, Дон-Жуан знает, что Настоящей
Любви нет, что Совершенной Женщины он
не найдет. Поэтому он благодарен судьбе
за ту любовь, которая выпала ему в жизни.
Поэтому он не склонен укорять своих женщин
за их несовершенство, а наоборот, склонен
замечать индивидуальные достоинства
каждой женщины. И женщины отвечают ему
благодарностью за это. Он не ищет никакого
Идеала, поэтому он пребывает в реальности.
Он не сокрушается, что любовь уходит (камень
сорвался!), он живет дальше и знает, что
будет новая любовь – пусть такая же несовершенная
и недолговечная, как все предыдущие.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2003. - 608 с.
2. Философия. Конспект лекций_Алексеев
В.О_2008 -160 с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция,
с изменениями и дополнениями — М., 2005.
— с. 672.
4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб.
и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина,
В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
5. Введение в философию: Учеб. пособие
для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика,
2003. - 623 с.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие
/ В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой.
– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
Список литературы
1. Агацци Э. Человек как предмет философии
// Вопросы философии. - 1989, 2.
2. Айер А. Дж. Человек как предмет научного
исследования // Философские науки. - 1991,
1.
3. Бердяев Н. А. Эрос и личность. - М., 1989.
4. Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990.
5. Буржуазная философская антропология
XX в. - М., 1986.
6. Гельвеций А. К. О человеке. - М., 1974.
7. Дубинин Н. Н. Что такое человек. - М., 1984.
8. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
9. Культура, человек, картина мира. - М.,
1987.
10. Каримский А. М. Социальный биологизм.
- М., 1981.
11. Карпинская Р. С., Никольский С. А. Социобиология.
- М., 1988.
12. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра.
- М., 1991.
13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 42.
14. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и
на Земле // Вопросы философии. - 1990, 6.
15. Моуди Р. Жизнь после смерти. - М., 1990.
16. Новгородцев П. И. Об общественном идеале.
- М., 1991.
17. О человеческом в человеке. - М., 1987.
18. Проблема человека в западной философии.
- М., 1988.
19. Социальная философия: Учеб. пособие
для вузов. Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко.
- М., 1995.
20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.
- М., 1987.
21. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии.
- 1990, 6.
22. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М.,
1989.
23. Фромм Э. Духовная сущность человека
// Философские науки, 1990, 1.
24. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности
// Вопросы философии. - 1989,
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности etc.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.
До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».
XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно как и в античной философии, вновь появиляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Идеалистические и
особенно христианские религиозные
учения, позволяют сделать достаточно
логичные построения для нахождения смысла
человеческого существования. В работах
русских философов начала XX века Бердяева, Франка,Соловьев
Особо следует отметить
роль экзистенциальной философии, которая
берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Я
Смысл
человеческого существования
Жизнеспособность человека покоится на
воле к жизни, предполагает постоянное
личностное усиление. Зрелой и развитой
формой учения является интеллектуальная
работа. Человек- существо потенциально
неограниченное, в силу этого наши потребности
должны быть ограничены каким-то пределом.
Вопрос «Почему живет человек» постоянно
ставится человечеством. Многие философы
отрицают наличие смысла жизни. Жизнь
человека- постоянное усилие, которое
сопровождается злом и страданием, Зло
не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей представляет
себе смысл жизни как предмет бесконечных
и мучительных поисков. «Мы в мире- как
собаки и кошки в наших библиотеках»Вл.
Соловьев: «смысл жизни заключается все
добре». С точки зрения отдельно взятого
человека, проблема смысла жизни рассматривается,
как элемент уникальной внутренней духовной
жизни.
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден,
вера в смысл жизни также абсурдна, но
он определяет смысл жизни в бунте этого
абсурда. Бунт- это есть уверенность в
подавляющей силе судьбы, но без смирения.
Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание
индивидом цели смысла жизни–сложный
процесс, далеко не все могут их сформулировать.
«Блаженны нищие духом»
2. поиск абстрактного всеобщего смысла
жизни- в религиозной философии. Русский
философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен
и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая
жизнь человека, но человеческий разум-
это прорыв бессмысленности».
Смысл жизни нужно искать во внутреннем
мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие
Бога 2. Должна быть потенциальная возможность
для меня лично, для индивида приобщиться
к Богу. Я должен быть уверен в том, что
я могу, если захочу, заполнить свою жизнь
Богом.
Представление атеистического направления-
марксистская философия. Смысл жизни человека
видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией,
когда жизнь оказывается средством к жизни.
Человеку мало: когда он живет чтобы есть
и ест чтобы жить»
смысл жизни изначально присущ жизни,
он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл
жизни не имеет временных рамок. Данная
позиция характерна для религиозного
толкования смысла жизни. Цель смысла
жизни- служение высшему началу.
Смысл жизни- за пределами настоящей жизни.
Светская интерпретация религиозного
толкования. Наше поколение живет для
того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует
Смысл жизни создается самим субъектом.
Жизнь не имеет смысла, который происходил
бы из прошлого и будущего, создается самим
человеком.
Проблема смысла жизни имеет еще одно
прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл
проблемы человеческого бытия многие
философы видят, что в жизни человека соперничают
2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка
на обладание.
Эрих Фром: «быть или иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние
блага, которые нам присущи: знания, мысли,
чувства, переживания- внешние усилия
не властны.
Обладания- имущество, слава, почести,
доблести- то, что мы не можем себе постоянно
гарантировать.
Большинство мыслителей утверждали, что
более ценной является установка на бытие.
Обладание- необходимое условие существования
счастливой жизни. Обладание- приятное,
но необязательное условие. Обладание-
не нужно, отрекались от всего внешнего.
Человек есть то, сколько он стоит.
Преимущество установки на бытие в плане
психологического комфорта более приемлемо,
так как человек, ориетированный на обладание,
живет в постоянном страхе перед его утратой.
Примирение позиций на бытие и на обладание
послужило развитием предпринимательства
в Западной Европе (Лютеранская церковь)
Проблема жизни и смерти в духовном опыте
человека
Аспекты проблемы смерти:
1.Как определить, что данный человек уже
умер?
2.Может быть имеет смысл определить, что
этому человеку уже пора умереть?
3.Непримеримость человеческого сознания,
гордого человеческого духа с фактом своей
физической смерти.
Ситуация глобального цивилизационного
кризиса, который может привести к гибели
всего человечества: цена человеческой
жизни возросла, а ценность упала. Сейчас
осознание своей смертности вызывает
сильнейшие эмоциональные потрясения
у людей.
Шкала ценностей:
1.шкала биологическая–феномен самопорождения
жизни, ее саморазвитие.
Право на жизнь для любого живого существа
в силу его рождения.
2.Акцентирует внимание на специфику человеческой
жизни. Человеческая жизнь принципиально
отличается от жизни всего другого. Жизнь
и смерть не связаны с человеческим разумом,
с оценками его современниками и потомками.
3.Идея обретения бессмертия. Волнует всех
зрелых людей. Различные категории людей
определяют бессмертие по-разному:
бессмертие в генах потомства–увековечить
себя в своих детях.
Мумификация тела с расчетом на его вечное
хранение–характерна для тоталитарных
обществ
Упование на растворение тела и духа в
космическом бессмертии–характерно для
восточных религиозных и философских
течений
Результаты человеческого творчества–произведения,
идеологические концепции
Достижение различных состояний, смерть–возможный
прорыв в другие миры.
Средневековая философия: жизнь человека–мука,
настоящая жизнь наступит после смерти.
Древний мир: жизнь–это пир–кровавый
или веселый.
Эпоха рационализма: человек–механизм,
его задача–не умереть раньше времени,
нужно вовремя его отремонтировать.
Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться
духовными ценностями.
Экзистенциальная философия: преддверие
смерти заставляет человека всерьез ощутить
ценность своей жизни.
Христианство: стремление к жизни вечной,
которая наступит после жизни телесной.
Ислам: исходит из факта того, что все подчинено
воле Аллаха, более легкое отношение к
смерти, человек более легко может стать
причастным к смерти человека. Та религия,
которая постоянно разрастается.
Общее для христианства и ислама: человек
живет для того, чтобы умереть и воскреснуть.
Буддизм: человек живет для того, чтобы,
умерев, прервать цепь возрождений, не
возрождаться в этом виде.
Марксистская философия: смерть–естественный
конец всего живого, обмен между органической
и и неорганической природой.
Жизнь сама является смыслом, страдание–это
тоже жизнь.
Смысл жизни имеет биологическое происхождение:
1.Жизнь для себя, подпитывается инстинктом
самосохранения.
2.Жизня для семьи–подпитывется половым
инстинктом
3. Жизнь для вида, для коллектива.
Проблема: право на жизнь и право на смерть
Все, рожденное женщиной–человек, имеет
право на жизнь, все живое должно жить.
Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь
человека ценна сама по себе»
Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми,
которые обречены на смерть. Человек должен
иметь право на достойную смерть–позиция
патерналистов.
Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.
Патерналисты: эвтаназия недопустима,
человек, который решил уйти из жизни,
приносит страдания близким, возникают
проблемы: кто это сделает, «дурной пример»,
вдруг изобретут лекарство и человека
можно будет спасти..
Введение