Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:14, реферат
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого
бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек,
для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после
смерти.
назначению. Смерть смертного, временного совсем не трагична. Трагична смерть
личности в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий
замысел о человеке. Личность не рождается от отца и матери, личность творится
Богом. Человек в этом мире есть смертное существо. Но он сознает в себе образ
и подобие Божье, личность, сознает себя принадлежащим не только к природному,
но и к духовному миру. И потому человек почитает себя принадлежащим не только
к природному, но и духовному миру. И потому человек почитает себя
принадлежащим к вечности и стремится к вечности. Человек бессмертен и вечен,
как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное
существо не естественно и фактически, он есть духовное существо, когда он
осуществляет себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность,
овладевает его природными элементами. Бессмертным оказывается вид, род, а не
индивидуум. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.
Фихте или Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая
личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому
духу, мировому разуму и т.п.
Материализм, позитивизм и т.п. учения примиряются со смертью, узаконивают
смерть и вместе с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь на могилах
покойников. Отношение к смерти стоическое или буддийское бессильно перед ней
и означает победу смерти, но оно благороднее родовых теорий, совершенно
забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение к смерти всегда
печально и меланхолично, в нем всегда есть печаль воспоминания, не имеющего
силы воскрешать. Только духовное отношение к смерти победно. Только
христианство знает победу над смертью. Христианство учит не столько об
естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о
воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами
смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического факта смерти и
означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о бессмертии, ни в
орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство прямо смотрит в
глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не
примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он
принадлежит и
смертоносному времени и
существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и смерть через смерть
побеждается воскресением. Но смерть побеждается не природными, а
сверхприродными силами.
Ужас смерти есть не только ужас смерти личности, но и ужас смерти мира. Есть
личный Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис- есть откровение о
смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не только человек,
не только народы и культуры, но и все человечество в целом, и весь мир, вся
тварь. Апокалипсис есть не подлежащий рационализированию парадокс времени и
вечности. Конец нашего мира наступает во времени, еще в нашем времени. Но он
также есть конец нашего времени, и потому он за его пределами. Конец мира,
как и каждого отдельного человека, есть событие и имманентное, и
трансцендентное. Ужас и тоска и вызываются этим непонятным для нас
совмещением имманентного и трансцендентного, посюстороннего и потустороннего,
времени и вечности. Для каждого из нас и для всего мира наступает катастрофа,
скачок через бездну, непостижимый выход из времени, в самом времени
совершающийся. Если бы наш греховный мир в нашем греховном времени был
бесконечным, не знал конца, то это был бы такой же злой кошмар, как и
бесконечное продолжение во времени жизни отдельного человека. Это было бы
торжеством бессмыслицы. Страшный суд над личностью и миром во внутреннем
своем понимании есть не что иное, как обретение смысла, как установка
ценностей и качеств.
Парадокс времени и вечности существует также и для судьбы личности.
Бессмертная и вечная жизнь объективируется, натурализуется, и тогда говорят о
ней как о загробном существовании. Но бессмертная, вечная жизнь, не
объективированная и не натурализованная, взятая изнутри, есть жизнь
принципиально иного качества, чем вся природная и даже сверхприродная жизнь,
она есть жизнь духовная, в которой вечность наступает уже во времени. Вечная
жизнь может раскрыться в каждом мгновении, в глубине мгновения как вечное
настоящее. Вечная жизнь не есть будущая жизнь, а жизнь настоящего, жизнь в
глубине мгновения. В этой глубине мгновения происходит разрыв времени.
Поэтому этически ложна та установка, которая ждет вечности в будущем, как
загробного существования, ждет смерти во времени, чтобы приобщиться к вечной
божественной жизни. В будущем, в сущности, никогда не наступит вечности, в
будущем есть лишь дурная бесконечность. Так можно представить себе лишь ад.
Вечность и вечная жизнь наступает не в будущем, а в мгновении, т.е. выходе из
времени, в перекрещении вечной проекции жизни во времени.
Смерть существует
извне как некоторый
будущем, и она означает овременение бытия, проекцию жизни в будущем. Но
преодоление смерти и победа над ней означает не забвение и не отсутствие
чувствительности к ней, а принятие ее внутрь духа, когда она перестает уже
быть натуральным фактом во времени и становится обнаружением смысла, идущего
из вечности. Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и
цивилизаций, как и смерть исторических форм государства, общества и бытового
уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о том, что они
не исполнены и искажены. Смерть наступает для жизни, которая не реализует
себя по божественному смыслу и божественной правде. Смерть - не только
торжество бессмыслицы, результат греха и возобладание темных сил, но и
торжество смысла, напоминание о божественной правде, недопущение неправды
быть вечной.
3. Проблема бессмертия
Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой жизни, и
лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает. Иногда он хочет
убедить себя, что забыл, не позволяет себе думать о том, что важнее всего.
Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в
отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в
течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет
двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть есть явление еще внутри
жизни, а не по ту сторону, самое потрясающее явление, пограничное с
трансцендентным.
Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и всякое
углубление жизни ставит все тот же вопрос. Было построено много типов
религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении
реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии
души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с
Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское
учение о воскресении целостного человека; притупление остроты проблемы смерти
через слияние с коллективной жизнью на земле и через возможность земного
счастья. Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь
части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее
дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на
отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет
его во власти времени.
Человек может перейти в
существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности,
а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не
означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей.
Отворачивание от темы о бессмертии через обращенность к грядущему счастью
человечества говорит о неразрешимости этой темы и о вражде к ее постановке.
Только христианское учение о воскресении целостного человека отвечает на
поставленный вопрос,
но с ним связано много
3.1 Бессмертие божественного в человеке
Вопрос о смерти и бессмертии неразрывно связан с сознанием личности, с личной
судьбой. Если потерять острое сознание личности и забыть о ее единственной и
вечной судьбе, то можно утешить себя тем, что жизнь в природе, в роде вечно
возрождается и бессмертна. Человек, как личность, борется со смертью во имя
бессмертия. Биологи говорят, что смерть- есть цена, которую должно уплатить
за высокое дифференциальное развитие. Более философски это выражает Зиммель,
когда говорит, что жизнь получает форму, потому что живущее умирает. Но это
значит, что умирает то, что наиболее требует бессмертия. Парадоксально это
нужно выразить так, что наиболее подвержено смерти бессмертное. Так это с
натуралистической точки зрения, так это в объективированном мире.
Человек бессмертен потому, что в нем есть божественное начало. Но бессмертно
не только божественное в человеке, бессмертен весь состав человека, которым
овладевает дух. Духовное начало и есть то начало в человеке, которое
сопротивляется окончательной объективации человеческого существования,
ведущей к смерти, окончательному погружению в смертоносный поток времени.
Исключительная поглощенность своим личным бессмертием, как и своим
собственным спасением, есть трансцендентный эгоизм. Идея личного бессмертия,
выделенного из всеобщей эсхатологической перспективы, из мировой судьбы,
противоречит любви. Но любовь есть главное духовное орудие в борьбе с
царством смерти. Антиподы любовь и смерть между собой связаны. Любовь
открывается с наибольшей силой, когда близка смерть. И любовь не может не
победить смерть. Истинно любящий - есть победитель над смертью.
Бессмертие есть не человеческое и не божественное только дело, а дело
богочеловеческое, дело свободы и дело благодати, дело, совершающееся снизу и