Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:14, реферат
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого
бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек,
для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после
смерти.
Согласно учению черваков (древнеиндийская школа философии), существование мира обусловлено самопроизвольными комбинациями материальных элементов, и потому нет необходимости допускать бытие бога - творца. Можно обойтись без веры в бессмертие души. То, что люди называют душой, на самом деле есть обладающее сознанием живое тело. Существование души вне тела недоказуемо, поэтому и бессмертие ее доказать нельзя. После смерти организм снова разлагается на первоначальные элементы, соответствующей комбинацией которых он был. Человек в реальном мире испытывает и наслаждения, и страдания. Устранить последние полностью нельзя, однако их можно свести к минимуму, а первые, наоборот, к максимуму. Религиозные же понятия о добродетели и пороке - выдумка авторов священных книг.
Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: ”Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля - воды смертью. Огня смерть - воздуха рождение, и воздуха смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха - огонь, и наоборот”. В этот круговорот он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство противоположностей: ”Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.
Заключение
Среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать этого; они не осознают и не предвидят, что придет день и они погибнут. Перед животными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают. Вывод из такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и от легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чем те, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения.
Мечта людей
о личном бессмертии родилась в глубине
веков. Она имела и религиозно-
Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию жизни.
От рождения
до смерти мы можем жить нашей жизнью,
работать ради того, что мы считаем
дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем
придать нашим действиям
Список литературы
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
2. Человек:
Мыслители прошлого и
3. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.
4. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
5. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984
Жизнеспособность человека лежит на воле к жизни, предполагает неизменное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности обязаны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- неизменное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
крупная часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет нескончаемых и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения раздельно взятого человека, неувязка смысла жизни рассматривается, как элемент неповторимой внутренней духовной жизни.
Альберт Камю решает делему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Означает,
если мир абсурден, вера в смысл
жизни также абсурдна, но он
описывает смысл жизни в бунте
этого бреда. Бунт- это есть
уверенность в подавляющей
2. поиск абстрактного
всеобщего смысла жизни- в
Смысл жизни необходимо находить во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. обязана быть возможная возможность для меня лично, для индивидума приобщиться к Богу. Я обязан быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом.
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку не достаточно: когда он живет чтоб есть и ест чтоб жить»
смысл жизни вначале присущ жизни, он укрыт в её глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Мишень смысла жизни- служение высокому началу.
Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтоб жило другое поколение и тд.–прогрессирует
Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошедшего и грядущего, создается самим человеком.
неувязка смысла жизни имеет еще одно чтение в рамках трудности бытия. Смысл трудности человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.
Эрих Фром: «быть либо иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.
Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.
большая часть мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- нужное условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не необходимо, отрекались от всего внешнего.
Человек есть то, сколько он стоит.
Преимущество установки на бытие в плане психологического удобства более приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в неизменном ужасе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)
Аспекты трудности погибели:
1.Как найти, что данный человек уже погиб?
2.Может быть имеет
смысл найти, что этому
3.Непримеримость
Ситуация глобального
цивилизационного кризиса, который
может привести к смерти всего
человечества: стоимость человеческой
жизни возросла, а ценность упала.
Сейчас осознание собственной
Шкала ценностей:
1.шкала биологическая–феномен
самопорождения жизни, её
Право на жизнь для хоть какого живого существа в силу его рождения.
2.Акцентирует внимание на специфику человеческой жизни. Человеческая жизнь принципиально различается от жизни всего другого. Жизнь и погибель не соединены с человеческим разумом, с оценками его современниками и потомками.
3.мысль обретения бессмертия. Тревожит всех зрелых людей. Разные категории людей определяют бессмертие по-различному:
бессмертие в генах потомства–увековечить себя в собственных детях.
Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для тоталитарных обществ
Упование на растворение
тела и духа в космическом бессмертии–
Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические концепции
Достижение разных состояний, смерть–возможный прорыв в остальные миры.
Средневековая философия: жизнь человека–мука, реальная жизнь наступит после погибели.
старый мир: жизнь–это пир–кровавый либо радостный.
эра рационализма: человек–механизм, его задача–не умереть ранее времени, необходимо впору его отремонтировать.
эра просвещения: в собственной жизни управляться духовными ценностями.
Экзистенциальная философия: преддверие погибели принуждает человека всерьез почувствовать ценность собственной жизни.
Христианство: рвение к жизни вечной, которая наступит после жизни телесной.
Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое отношение к погибели, человек более просто может стать причастным к погибели человека. Та религия, которая постоянно разрастается.
Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтоб умереть и воскреснуть.
Буддизм: человек живет для того, чтоб, умерев, прервать цепь возрождений, не возрождаться в этом виде.
Марксистская философия:
смерть–естественный конец
Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.
Смысл жизни имеет биологическое происхождение:
1.Жизнь для себя,
подпитывается инстинктом
2.Жизня для семьи–
3. Жизнь для вида, для коллектива.
неувязка: право на жизнь и право на погибель
Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь, все живое обязано жить.
Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе»
неувязка эвтаназии: как быть с теми людьми, которые обречены на погибель. Человек обязан иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.
Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.
Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который решил уйти из жизни, приносит страдания близким, появляются трудности: кто это сделает, «дурной пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет спасти..