Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:14, реферат
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого
бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек,
для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после
смерти.
Наиболее персоналистический и человеческий, человечный характер носит учение
Н. Федорова о воскрешении. Он требует возвращения жизни всем умершим предкам,
не соглашается, чтобы кто-либо из умерших был рассматриваем как средство для
грядущего, для торжества каких-либо безличных объектных начал. И речь идет о
воскрешении целостного человека. Это не должно быть пассивным ожиданием
воскресения мертвых, а активным участием, т.е. воскрешением.
Кошмарная идея ада связана была со смешением вечности и бесконечности. Но
совершенно нелепа идея вечного ада. Ад есть не вечность, никакой вечности
нет, кроме вечности божественной. Ад есть плохая бесконечность, невозможность
выйти из времени в вечность. Это есть кошмарный призрак, порожденный
объективацией человеческого существования, погруженного во время нашего эона.
Если бы существовал вечный ад, это было бы окончательной неудачей и
поражением Бога, осуждением миротворения, как дьявольской комедии.
Тема бессмертия человека заняла свое место в материалистическом
мировоззрении. Материализм, всегда стремившийся понять мир без каких-либо
субъективистских в него привнесений, с таких позиций развивал и данную тему.
Однако материалисты античности исповедовали не столько стихийную диалектику,
сколько механицизм, особенно в форме атомизма.
Идеалистическая
система доказательств
включает в себя немало и рациональных доводов. Например, Сократ говорил, что
подобно тому, как сон противоположен бодрствованию и переходы между ними суть
пробуждение и засыпание, противоположностью жизни является смерть, а
переходом между ними - умирание и оживление. Поскольку же природа не должна
хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживлением. И Сократ заключает:
”Поистине существуют и оживление, и возникновение живых из мертвых.
Существуют и души умерших, и добрые между ними испытывают лучшую долю, а
дурные - худшую”. Сократ также верит и в переселение душ.
Китайский философ Ян Чжу (ок.440 - 360 до н.э.) говорил, что смерть равняет
всех: ”При жизни существуют различия - это различия между умными и глупыми,
знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество смрада и
разложения, исчезновения и уничтожения. Умирают и десятилетний, и столетний;
умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый”.
Ян Чжу категорически отрицал возможность личного бессмертия: ”Согласно
законам природы, нет ничего, что не умирало бы. Долгая жизнь человеку ни к
чему. Если человек раз уже о чем-то слышал и, если он уже прошел через все
это, то и сто лет покажутся ему достаточным сроком, чтобы все ему крайне
надоело: ни тем более ли горькой показалась бы ему долгая жизнь?”. Если за
свою долгую жизнь человек не осуществил своего назначения, она не будет
достойной и правильной, проживи он хоть 10000 лет. Но Ян Чжу решительно
против преждевременного пресечения жизни: ”Раз уже человек живет, то он
должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению и
исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти.
Когда же придет смерть, то и к ней следует отнестись легко, предоставив ее
естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы
оставить свободу исчезновению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом
промежутке между рождением и смертью? ”.
Согласно учению черваков (древнеиндийская школа философии), существование
мира обусловлено самопроизвольными комбинациями материальных элементов, и
потому нет необходимости допускать бытие бога - творца. Можно обойтись без
веры в бессмертие души. То, что люди называют душой, на самом деле есть
обладающее сознанием живое тело. Существование души вне тела недоказуемо,
поэтому и бессмертие ее доказать нельзя. После смерти организм снова
разлагается на первоначальные элементы, соответствующей комбинацией которых
он был. Человек в реальном мире испытывает и наслаждения, и страдания.
Устранить последние полностью нельзя, однако их можно свести к минимуму, а
первые, наоборот, к максимуму. Религиозные же понятия о добродетели и пороке
- выдумка авторов священных книг.
Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: ”Огонь
живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью,
земля - воды смертью. Огня смерть - воздуха рождение, и воздуха смерть - воды
рожденье. Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из
смерти воздуха - огонь, и наоборот”. В этот круговорот он включает и душу,
которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня.
Смерть и бессмертие он рассматривал как единство противоположностей:
”Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут,
жизнью друг друга они умирают”.
Среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение
занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление,
как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать этого; они
не осознают и не предвидят, что придет день и они погибнут. Перед животными
не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и
вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают. Вывод из
такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Истина
относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и от
легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и от
самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они
могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чем
те, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения.
Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и
религиозно-пессиместические (когда бессмертными считались только боги), и
религиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную
жизнь). Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и
вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное
блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с
преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то
по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего
исторического развития человечества.
Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода
озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле
неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и
расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит
человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и
вдохновляющую философию жизни.
От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы
считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям
значительность и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не
сможет уничтожить и наш конец - смерть.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
2. Человек:
Мыслители прошлого и
бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
3. Вишев
И.В. Проблема личного
4. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
5. Ламонт
К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат,
1984
Смысл человеческого существования
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит,
если мир абсурден, вера в смысл
жизни также абсурдна, но он
определяет смысл жизни в
2. поиск абстрактного
всеобщего смысла жизни- в
Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом.
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»
смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу.
Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует
Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.
Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.