Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:12, реферат
Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения (эсхатология, исихазм, ересь и др.), определили характер культурных процессов, присущих эпохе. Наиболее ярким проявлением историко-культурного процесса этого времени явилось развитие живописи. XIV век – время расцвета монументальной живописи Новгорода, а московская живопись ХIV- ХV в. вообще не знала себе равных на Руси. Произведения Андрея Рублева и Феофана Грека, Прохора с Городца и Даниила Черного – подлинные сокровища мирового масштаба.
Москва со второй половины ХIV в. становится центром формирования великорусской культуры, центром притяжения всего лучшего, что было создано самобытного в различных областях бывшей Киевской Руси.
Инженерный и эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей (Новгород,1490-1500 гг.; Нижний Новгород,1500-11 гг.; Тула, 1514-21 гг.; Коломна, 1525-31 гг. ).
На Соборной площади Кремля, на месте обветшавших и тесных храмов времен Ивана Калиты были возведены новые. При постройке Успенского собора (1475-79 гг.) итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, следуя образцу владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение, поразившее современников «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством». Композиция нового собора была взята за образец при строительстве Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524-25 гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 85 гг.), Софийского собора в Вологде (1568 – 70 гг.) и др. В 1505 – 09 гг. итальянец Алевиз Новый построил усыпальницу московских князей – Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Столь откровенное использование в отделке храма деталей, характерных для гражданского строительства, знаменовало усиление светских традиций в культовом зодчестве. Благовещенский собор (1484 –86 гг.) и церковь Ризположения (1484 – 86 гг.), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны с традициями псковского, владимирского и раннемосковского зодчества. Завершают ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1467 – 91 гг.), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посредине; и высокий столпообразный храм – колокольня Иоана Лествичника (Бон Фрязин, 1505 – 08 гг.), представлявшая собой башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов. Изящество постройки подчеркивали плоские лопатки на углах и легкие карнизы.
Сложение новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. В 1-ой половине ХVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма. Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 32 гг.). Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово – купольного храма. Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступающими притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи как торжественный памятник – монумент важному событию – рождению наследника престола. Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновения главы Иоана Предтечи в селе Дьякове также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.
Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 – 61 гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова, «что на рву». Архитектурный ансамбль церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, «построен , скорее, как бы для украшения, чем для молитвы». Светское начало в нем превалирует над культовым. Это высшая точка развития русского зодчества ХVI в.
Во 2-ой половине
ХVI в. в культовом строительстве
появилась консервативная
тенденция. Стоглавый
церковный собор 1551
года строго регламентировал
церковное строительство.
Зодчим было приказано
придерживаться канонического
образца Успенского
кремлевского собора,
шатровые постройки,
противоречащие византийским
образцам, были запрещены.
В результате появилось
на Руси множество тяжеловесных
повторений кремлевского
шедевра. Лишь в самом
конце столетия, при
Борисе Годунове,в архитектуре
вновь наметилась тяга
к разнообразию и изяществу
форм, повышенной декоративности (церковь
в резиденции Бориса
Годунова – селе Вяземы, 1598
– 99 гг. В целом, зодчество
ХVI в. по масштабам, разнообразию
и оригинальности творческих
решений принадлежит
к наиболее ярким этапам
в истории русской архитектуры.
В результате нашествия монголо-татар художественные центры Руси переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков., где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций. Эволюция живописи лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых, к тому же, сохранилось больше, чем в других городах. На развитие монументальной живописи Новгорода оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек
(30-е гг. ХIV в. – после 1405 г.). В ХV в. в монументальной живописи все более усиливалось давление официально-церковного канона.
В ХIV – ХV вв. новгородская иконопись, в отличие от фрески, развивалась медленно. К числу ранних икон, где уже оформляются черты местного стиля, относится икона «Отечество» (кон. ХIV – нач. ХV в. , ГТГ), трактующая Троицу в «новозаветном» варианте – не в виде трех ангелов, а антропоморфно, когда Бог-отец – это убеленный сединами старец, Бог-сын – отрок, Дух Святой – голубь. В ХV в. появился новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как историческая картина. Икона 2-й половины ХV в. «Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы» («Битва суздальцев с новгородцами»), посвященная победе новгородцев над превосходящими силами противника в 1169 г., свидетельствует об известной свободе новгородских иконописцев, интересовавшихся историей не только священной, но и собственной.
По размаху и разветвленности московская живопись того времени не знала себе равных. Здесь уже сложилась самобытная художественная традиция и это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру Феофану Греку, ставшему на рубеже ХIV - ХV вв. главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением Богородицы» на обороте (ГТГ). Наиболее достоверным творением самого Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора нач. ХV в. («Спас», «Богоматерь», «Иоан Предтеча» и др.). Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают Деисусу Благовещенского собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. Новый иконостас, в становлении которого , очевидно, большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон («чинов»). В ХVI в. в композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон. Так в ХIV – ХVI вв. сложился высокий иконостас – русское национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной символикой.
В искусстве А. Рублева наиболее заметен просветленный мотив, который трактовал Страшный суд в духе русского исихазма – с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как общественным ожиданиям (надежда на всеобщее прощение, характерная для значительной массы верующих), так и, вероятно, мироощущению самого художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а больше предугадавшего грядущий национальный подъем Руси. «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного не внушает чувства страха и возмездия. Это не суд кары, а конечное торжество добра. Апофеоз справедливости, выстраданной человечеством. В рамках традиционной иконографической схемы художники сумели создать новое художественное явление.
Самое совершенное произведение А. Рублева – икона «Троица» (ГТГ), происходящая из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Серьезно переосмыслив византийскую композицию, художник освободил икону от жанровых подробностей и сосредоточил все внимание на фигурах ангелов. Три ангела – это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества. Содержание «Троицы» не ограничивается богословскими идеями. В ХIV в. популярность культа Троицы на Руси была связана с конкретными историческими условиями. В Святой Троице, как нераздельной, осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице, как неслиянной, осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению.
В конце ХV в. в древнерусской живописи ведущую роль играло «рублевское» направление. Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т. п.).
Крупнейшим художником «рублевского» направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий (30-40-е гг. XVв. – ок. 1508 г.). Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502г.). Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.
Вместе с тем, в русской живописи ХVI в. появилось стремление к отвлеченному «мудрствованию», к истолкованию, в художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к перегруженности изображения деталями, символами (иконы «Видение Евлогия», «Видение Иоанна Лествичника», «Притча о слепце и хромце», ГРМ). Но одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества. Строгий церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами вменялся специальным старостам из «нарочитых мастеров». Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в главе 43 Стоглава: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу,не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную…».
Для иконописи ХVI в. характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона – картина «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство небесного царя» (сер. ХVI в., ГТГ), мало напоминает традиционный молельный образ. Это, скорее, живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути, историко-аллегорического жанра.
В ХVI в. менялся и
внешний облик русской
иконы. Практически
обязательной принадлежностью
становится серебряный
басменный , или чеканный,
оклад. Чтобы подчеркнуть
блеск окладов, лики
часто писались намеренно
темными невыразительными
красками. Те же изменения,
что и в иконописи, происходили
в монументальной живописи,
которая известна прежде
всего по московским
памятникам. Развитие
жанра исторического
портрета связано с
ростом интереса к исторической
тематике.
5. Прикладное искусство.
Традиционная книжная миниатюра претерпела в ХVI в. значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой и введением книгопечатания. В частности, появилась гравюра на дереве – ксилография. К числу лучших гравюр ХVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге И. Федорова – «Апостол» (1564 г.). Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.
Значительного совершенства достигло в ХVI в. художественное шитье. Крупные мастера этого дела работали в мастерской князей Старицких. Произведения этих мастеров характеризуются умело созданными композициями, прекрасным подбором цветов. Замечательные образцы их хранятся в ризнице Загорского историко-художественного музея. К концу ХVI в. наметилось стремление украшать шитье драгоценными камнями. Искусной вышивальщицей была Ксения Годунова, которой принадлежит несколько вещей, вышитых на бархате.
Имеется немного сведений о развитии музыки и театрального искусства в ХVI в. Тем не менее на основании некоторых данных можно судить об общем характере этих искусств того времени. Веками существовали и развивались народная музыка и песня, тесно связанные с эпосом. Наиболее распространенными музыкальными инструментами того времени были духовые деревянные инструменты – волынки, сопели, рожки, свирели, дудки; струнные – гудок, гусли, домра, балалайка; были и ударные – бубны и бряцала. Последние употреблялись главным образом в войске, где были еще трубы и сурны. По-видимому, именно в ХVI в. стали складываться мелодичные лирические песни, возникло характерное для русской музыкальной культуры сочетание вариантов-подголосков с основной мелодией.. Народная музыкальная культура оказывала определенное влияние и на церковную музыку. Церковь была вынуждена использовать элементы народной музыкальной культуры с целью привлечения народных масс к богослужениям. С ХVI в. стал распространяться колокольный звон. Вместе с тем с конца ХV в. в Россию стали проникать и западноевропейские музыкальные инструменты – органы, клавесины и клавикорды.
Дальнейшее распространение
получил в ХVI в.
народный театр. Как
ни боролась церковь
против скоморохов,
без них не обходились
народные празднества.
Большой популярностью
пользовались медвежий
цирк и кукольный театр
Петрушки. К сожалению,
мы слишком мало знаем
о конкретном содержании
произведений народного
театра – письменные
источники выходили
из среды господствующего
класса, враждебно относившегося
к народной культуре.
Как и в области музыкально-певческой
культуры, элементы
театральной культуры
пыталась использовать
в своих интересах церковь.
В богослужения вводились
некоторые действа –
представления отдельных
сцен из «священного
писания».