Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа
Целью данной работы является анализ произведений портретного жанра, созданных в эпоху Возрождения. Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:
- изучение эпохи Возрождения как важнейшей части истории развития портретного жанра в тесной связи с общественно-экономическим укладом;
- выявление основных линий развития портретного жанра в эпоху Возрождения;
ознакомление с творчеством титанов эпохи Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................
I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........
1. Социально-экономические условия эпохи Возрождения..........................
2. Развитие искусства в эпоху Возрождения...................................................
3. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения........................................................................................................
4. Развитие портретного жанра .........................................................................
II. Титаны эпохи Высокого Возрождения.............................
1. Леонардо да Винчи.........................................................................................
2. Рафаэль Санти.................................................................................................
3. Микеланджело Буонарроти...........................................................................
4. Тициан Веччелио............................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................
Блестящий живописец, талантливый рисовальщик и архитектор Рафаэль поражал необычайно легкой и свободной линией, динамической штриховкой и пластической силой своих рисунков. Рафаэлю, как никому другому, удалось воплотить идеал Высокого Возрождения – совершенного человека. Он находит его в образе Мадонны.
Созерцая их, каждый раз как бы заново открывают для себя Рафаэля. Зрителям хорошо известны самое раннее и самое позднее произведения этого цикла — маленькая «Мадонна Конестабиле» в Эрмитаже и «Сикстинская мадонна» Дрезденской галереи. «Мадонну Конестабиле» Рафаэль написал в юности, и это действительно юное произведение |— по редкостной чистоте, целомудренности настроения, по священнодейственной старательности работы,— но его никак нельзя назвать незрелым. Деликатная, тончайшая техника почти миниатюрной живописи, композиция, рисунок достойны гениального художника. Композиция вписана в круг, вернее, в полусферу, так как Рафаэль строит композицию не только закругляющимися очертаниями, но и круглящимися объемами. Круглый формат «тон-до» он и впоследствии особенно любил и часто к нему обращался. Обратим внимание на певучий мягкий абрис склоненной головы, плеч и рук мадонны. Рафаэль не ищет, как Боттичелли, изысканной трепетности линий и форм, — напротив, он преодолевает, обобщает прихотливую дробность форм натуры и приводит их к спокойному, величавому единству. У его мадонн всегда гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром.
К тому времени он был автором многих грандиозных композиций, обрел размах и маэстрию кисти, стал знаменитостью. В его искусстве начинали возникать черты, предвещающие поздний Ренессанс и даже барокко — черты драматизма с налетом некоторой импозантности. Так как это мало было свойственно природе дарования Рафаэля, то произведения, где он отдал дань таким поискам (как, например, «Преображение»), не принадлежат к числу его лучших вещей, хотя именно они потом стали предметом восхищения и всяческого подражания для академистов.
Третья горная вершина Ренессанса - Микеланджело Буонарроти. Его долгая жизнь - жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. Ромен Роллан говорит: «Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит Микеланджело. Вот человек, поистине одержимый гением. Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель, и державшим его в кабале». Микеланджело был ваятель, архитектор, живописец и поэт. Но более всего и во всем — ваятель; его фигуры, написанные на плафоне Сикстинской капеллы, можно принять за статуи, в его стихах, кажется, чувствуется резец скульптора. Скульптуру он ставил выше всех других искусств и был в этом, как и в другом, антагонистом Леонардо, считавшим царицей искусств и наук живопись.
Микеланджело-художник до последнего вздоха боготворил человеческую красоту. И ему чудилось в ней нечто грозное, роковое — высший предел на границе небытия. «После многолетних исканий и уже приближаясь к смерти, мудрый художник приходит к воплощению в твердом горном камне наиболее совершенной идеи живого образа. Потому что высокое и редкое находишь всегда поздно и длится оно недолго. Точно так же и природа, когда она, блуждая в веках от одного лика к другому, достигает в твоем божественном лице высшего предела прекрасного, тем самым истощается, стареет и должна гибнуть.
Поэтому наслаждение красотой соединено со страхом, питающим странной пищей великое к ней влечение. И я не могу ни сказать, ни помыслить, что при виде твоего облика так тяготит и возносит душу. Есть ли это сознание конца мира или великий восторг».
Не всякому было дано так ощутить трагедию заката большой культурной эпохи, как Микеланджело. Наступившая в Италии феодально-католическая реакция через какое-то время стала буднями жизни, новые поколения художников уже не видели в ней особенной трагедии, а принимали ее как данность, как привычную обстановку — главным образом при дворах герцогов и королей, — вероятно, и не замечая, какое роковое клеймо накладывает на них «преступный и постыдный» век, как мельчит и искажает таланты. Художники второй половины XVI века продолжали чтить своих великих ренессансных предшественников и считали, что следуют их заветам. На самом деле они следовали им эпигонски, усваивая обрывки внешних форм и бессознательно доводя их до карикатуры, потому что исчезло содержание, когда-то рождавшее и животворившее эти формы.
Никто в живописи до и после Тициана не воспевал с таким вдохновением, как он, сияющую красоту женщины, пленительную, полуденную красоту, как бы олицетворяющую радость бытия, земное счастье.
Перед нами художник, овладевший стихией цвета, окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший новую страницу в истории живописи. Художник, давший миру самое радостное, торжественно-праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни закат гуманизма, ни дума о смерти даже в самые старческие годы. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете. Мудрость, полная искушенность и сознание своей творческой мощи дышат в этом гордом лице с орлиным носом, высоким лбом и взглядом, одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они выступают на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства, памятник, созданный им самим во славу этого искусства.
Живопись Тициана поражала своей жизненностью, умением передать форму предметов не линией, а цветом, пятном, динамичными, насыщенными внутренним движением мазками.
Творчество
Тициана и его младших
Традиции Возрождения по-настоящему продолжали те, кто обращался с этими традициями куда менее почтительно и противопоставлял им нечто новое. В широком же смысле — вся европейская художественная культура последующих столетий питалась достижениями Ренессанса. Надо сказать, что эти великие достижения имели и свою изнанку, свою негативную сторону, которая обнажилась не столько в самом Ренессансе, сколько впоследствии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 22.
2 Ивлев С.А. Художественная культура Нового времени. – М.: ООО «Фирма МХК», 2001. – с. 180.
3 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: "Искусство", 1985. - с. 275.
4 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985. – с. 275.