Портрет в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ произведений портретного жанра, созданных в эпоху Возрождения. Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:
- изучение эпохи Возрождения как важнейшей части истории развития портретного жанра в тесной связи с общественно-экономическим укладом;
- выявление основных линий развития портретного жанра в эпоху Возрождения;
ознакомление с творчеством титанов эпохи Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................
I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........
1. Социально-экономические условия эпохи Возрождения..........................
2. Развитие искусства в эпоху Возрождения...................................................
3. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения........................................................................................................
4. Развитие портретного жанра .........................................................................
II. Титаны эпохи Высокого Возрождения.............................
1. Леонардо да Винчи.........................................................................................
2. Рафаэль Санти.................................................................................................
3. Микеланджело Буонарроти...........................................................................
4. Тициан Веччелио............................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

Курсовая_работа_1.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Курсовая работа по курсу "История мировой культуры"

 

ПОРТРЕТ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................

I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........

1. Социально-экономические условия  эпохи Возрождения..........................

2. Развитие искусства  в эпоху Возрождения...................................................

3. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства  эпохи Возрождения........................................................................................................

4. Развитие портретного  жанра .........................................................................

II. Титаны эпохи Высокого Возрождения.............................

1. Леонардо да Винчи.........................................................................................

2. Рафаэль  Санти.................................................................................................

3. Микеланджело Буонарроти...........................................................................

4. Тициан Веччелио............................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «культура» употребляется  для характеристики исторических эпох (доколумбова эпоха в Америке, античность, Ренессанс и т.д.), отдельных стран (культура Древнего Египта, Древней Индии, Киевской Руси и т.д.), и тогда оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Важнейшей частью культуры является искусство. Искусство не только отражает реальную жизнь – оно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы.

Искусство – эмоциональное  мировоззрение, оперирующее неосознанными образными аналогиями, соответствующими уровню усвоения природы. Ориентация на природу обусловлена, во-первых, большой зависимостью от нее; во-вторых, малой подвижностью общества, изменения которого невозможно заметить на протяжении тысячелетий. Как форму искусства можно рассматривать и ранние мифы и ритуалы, но в основном это мировоззрение существовало в формах неосознанной деятельности1.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Эпоха Возрождения характеризовалась  многими очень значительными  переменами в умонастроениях людей  по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской  культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanus - человеческий).

Возрождению в культурном прогрессе принадлежит особое место. Дело не только в том, что в истории  человечества не много найдется эпох, отмеченных столь же кипучей интенсивностью культурного, особенно художественного, творчества, таким обилием блистательных талантов, таким богатством великолепных достижений. Не менее поражает другое: прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансного искусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей.

В чем же секрет этой поразительной  жизненной силы? Секрет - в глубочайшей  человечности этого искусства, в  пронизывающем его гуманизме. После  тысячелетия средневековья Возрождение  явилось первой могучей попыткой духовного раскрепощения человека, освобождения и всестороннего развития скрытых в нем колоссальных творческих возможностей. Искусство, рожденное этой эпохой, несет в себе бессмертные этические ценности. Оно воспитывает, развивает гуманные чувства, оно пробуждает в человеке Человека.

Энгельс охарактеризовал  Возрождение как величайший прогрессивный  переворот из всех, пережитых до того времени человечеством . Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует  об отходе от многих важнейших принципов  феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.

 Целью данной работы является анализ произведений портретного жанра, созданных в эпоху Возрождения. Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:

- изучение эпохи Возрождения  как важнейшей части истории  развития портретного жанра в  тесной связи с общественно-экономическим  укладом;

  • выявление основных линий развития портретного жанра в эпоху Возрождения;
  • ознакомление с творчеством титанов эпохи Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля.

Предмет исследования – прослеживание эволюции портретного жанра.

Объект исследования – произведения портретного жанра художников эпохи Высокого Возрождения.

Научно-теоретическое  значение курсовой работы состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы открывают новые подходы к рассмотрению творческой деятельности художников Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля.

Материалы о портретных произведениях художников эпохи Высокого Возрождения позволяют проследить эволюционные изменения портретного жанра от начала до конца эпохи Возрождения.

Практическая значимость работы - собранные и систематизированные материалы по истории развития портретного жанра могут быть использованы в преподавании курса «Мировая художественная культура» в средней, специальной и высшей школе.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

                  

 

I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

1. Социально-экономические  условия эпохи Возрождения

 

XV и XVI века  были временем больших перемен  в экономике, политической и  культурной жизни европейских  стран. Бурный рост городов  и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно выдвигаются на первый план города.

Некогда могущественнейшие  силы средневекового мира - империя  и папство - переживали глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.

Переходный  характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.

Зародившись в  городах Италии это обновление захватило  затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло  невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Термин Возрождение (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры, еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о возрождении искусства Италии.

Это понятие  возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья  представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший  за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Хронологические границы развития искусства Возрождения  в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывает по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как открытие мира человечества.

Искусство Возрождения  делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века, первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

В литературе часто  употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

 

2. Развитие  искусства в эпоху Возрождения

 

В изобразительном  искусстве безличное цеховое  ремесло уступает место индивидуальному  творчеству.

В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются  крупные мастера - Никколо и Джовани  Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически  связано с общеевропейской средневековой культурой, Развитие проторенессансных тенденций протекало неравномерно. Их расцвет приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века.

С середины столетия в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики. Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он получил распространение в Северной Италии и Тоскане - области средней Италии, расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем Проторенессанса.

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы.

Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

Новые веяния проникают  и в живопись Италии. В течение  некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима.  Римская школа выдвинула  одного из крупнейших мастеров Проторенессанса - Пьетро Каваллини (ок.1250-ок.1330) Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи.

В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские  памятники, которыми в его время был еще богат Рим. Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи византийской или греческой манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм. Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла.

Ведущая роль в итальянской  живописи перешла к флорентийской  школе. Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства. Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).

Но самым радикальным  реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса  Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). В своих  работах Джотто подчас достигает  такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор.

Информация о работе Портрет в эпоху Возрождения