Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 19:46, курсовая работа
Цель работы – проанализировать питание украинского населения Омского Прииртышья в XX – начале XXI в. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда исследовательских задач.
Выявить виды традиционных блюд, определив связь хозяйственной деятельности и пищевого комплекса украинцев Омского Прииртышья.
Определить роль и значение пищи в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Домашняя и столовая утварь украинцев Омского Прииртышья 6
ГЛАВА II. Повседневные блюда в системе питания украинцев западной Сибири (на примере Омской области)
ГЛАВА III. Пища в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья 22
3.1. Система питания в период обрядов и праздников календарного цикла 23
3.2. Система питания в период обрядов и праздников семейного цикла
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 44
С течением времени в материальной культуре любого народа происходят изменения, и это обусловлено прежде всего повышением уровня жизни населения и внедрением новых технологий. Традиционная утварь украинцев Омского Прииртышья также подверглась изменению в середине XX в. и сегодня уже составляет лишь часть музейных коллекций.
Поэтому можно сделать вывод, что сегодня в селах и деревнях Омской области, где преимущественно проживает украинское население, уже редко используют утварь XX в. Утварь – такой же компонент материальной культуры, как и пища, но изменения в ее сфере происходят быстрее и носят глобальный характер. С течением времени часть предметов кухонной утвари потеряла свою популярность либо совершенно вышла из употребления. Например, гле′чики и кувши′ны, которые ранее служили незаменимым сосудом для хранения молочных продуктов, сейчас зачастую используются как экспонаты коллекций быта украинских крестьян в музеях Омска и Омской области.
ГЛАВА II
Повседневные блюда в системе питания украинцев западной Сибири ( на примере Омской области )
В качестве объекта этнографического исследования пища украинцев Омского Прииртышья стала изучаться сравнительно недавно. Первые исследования традиционной украинской пищи юга Омской области были проведены в середине 1980-х гг. в рамках этнографических экспедиций Омского государственного университета. Был проведен мониторинг основных повседневных и праздничных блюд. С каждым годом все чаще появляются труды на основе материалов, собранных фольклорно-этнографическими экспедициями центров народного творчества. Но подобные труды затрагивают тему питания в рамках исследования песенной культуры, а также изучения традиционных украинских обрядов.
Источниковую базу
данного исследования
В конце XIX - начале XX
в. территорию Сибири, в том числе
Омское Прииртышье, стали заселять
переселенцами из других
Основу хозяйства украинцев наряду с животноводством составляло растениеводство, хотя в каждой губернии отдавалось предпочтение какой-то определенной зерновой культуре, вкусовые предпочтения украинцев из разных губерний могли отличаться друг от друга. Такой выбор был связан, прежде всего, с местом выхода крестьянина. «Рожь преобладала на всей территории Украины, кроме южных степных районов, где предпочтение отдавалось пшенице». Но поскольку сибирская земля объединила переселенцев сразу из нескольких губерний, то крестьяне выращивали и рожь, и пшеницу, и кукурузу, и гречиху, а также просо, ячмень, овес. При помощи ветряных мельниц получали пшеничную, ржаную, кукурузную и гречневую муку. Самой популярной мукой была пшеничная, затем ржаная, кукурузная и менее популярной мукой являлись гречневая и ячменная. Хотя, на Украине, крестьяне некоторых губерний часто прибегали к гречневой муке и иногда даже заменяли ей пшеничную или ржаную. Из этой муки готовили традиционное блюдо «гречаники» (блины), но в Сибири это блюдо не прижилось.
Мука для украинца
имела большое значение, поэтому
иногда хозяйки готовили из
той муки, которая имелась в
наличии. Ведь мука – это важнейший
ингредиент в украинской
Пшеничную муку в
качестве основы приготовления
хлеба практически не
Самыми популярными повседневными мучными блюдами у украинцев Омского Прииртышья были и остаются галушки, вареники, пампушки и затирка. Не было ни одной семьи, которая бы не готовила эти мучные блюда.
Но в зависимости от благосостояния крестьяне могли кушать эти блюда каждый день, через несколько дней или вообще по праздникам. Самым простым блюдом являлась затирка. Ее крестьяне могли кушать каждый день, если в семье была мука, но не у каждой хозяйки получалось приготовление этого простого блюда. Информатор Прасковья Ивановна Лысенко из села Одесского Одесского района Омской области, чьи предки переселились из Полтавской губернии, призналась, что это блюдо пробовала готовить много раз, но ни разу не получалось. Хотя рецепт
приготовления прост: в миске растирали муку с водой пока не образовывались шарики размером с горошину или фасоль. Их варили в кипятке или молоке. 3атирка считалась готовой, когда тесто всплывало. Чаще всего затирку зажаривали шкварками (мелко нарезанным обжаренным салом). Рецептов приготовления затирки было много, каждая хозяйка экспериментировала.
Понятие «вареники» сегодня знакомо не только в украинских семьях, это блюдо готовят и другие народы мира. Тесто для вареников делали из пшеничной, ржаной, гречневой муки или их смеси. Как правило, для приготовления крутого теста на вареники требовалось 2 яйца, соль, вода и мука. А вот начинка была самая разнообразная. Но наиболее распространенными начинками был «сир» (творог), картофель и жареная капуста.
Менее распространенной
начинкой была жареная мука. Переселенцы
с Полтавской губернии
Галушки в украинских селах Омской области готовили, как правило, из пшеничной муки. Полученное крутое тесто рвали (рваные галушки), щипали (щипаные галушки) или резали (резаные галушки) - в каждой семье был свой способ приготовления. Сваренные на воде (или овощной похлебке) галушки заправляли шкварками с луком.
Булочки «пампушки»
были немыслимы без борща. Это
блюдо из ржаной или пшеничной
муки старались готовить
Можно выделить также
кашеподобные виды украинских
традиционных мучных блюд, которые
готовили украинские
Практически каждый
информатор отметил, что мамалыга
была неотъемлемой частью
Другой основой традиционных
блюд украинцев Сибири
На украинскую свадьбу специально звали женщину, которая умела готовить маленькие голубцы. Это объяснялось тем, что до появления тарелок, все блюда на праздничном столе располагались в больших мисках, из которых гости брали еду деревянной ложкой. Этика поведения за столом присутствовала, поэтому женщины, которые готовили пищу для свадебного стола, заботились о том, чтобы гостям было комфортно за столом вовремя трапезы. Сегодня голубцы не входят в меню свадебных обедов, но в повседневном питании «лялечки» (именно так называли в быту маленькие голубцы) до сих пор готовят. Выбор такого бытового названия для блюда связан с тем, что повариха, заворачивая фарш в капустный лист (свежий или «пелюстку»), оставляла небольшое отверстие, чтобы мясо напиталось жиром во время приготовления в печи, и голубцы получились сочными. Капусту также использовали для приготовления первых блюд: ее добавляли в борщ, а суп «капустняк» своим названием говорит о том, что капуста в нем – главный компонент.
Другая овощная культура, помогающая разнообразить меню украинца – картофель. Его добавляли в борщ и капустняк, он служил начинкой в варениках и пирожках, из него получали крахмал. Но были и самостоятельные блюда из картофеля – драники и картопляники. Рецепт приготовления этих блюд схож, главное отличие состоит в том, что основой драников был сырой картофель измельченный на терке, а основой картопляников отваренный картофель. Сегодня в украинских семьях практически не готовят картопляники, а рецепт драников дополняют тертая морковь, лук, а также болгарский перец. Хозяйки экспериментируют с этим блюдом, получая новые вкусовые ощущения от давно знакомых блюд.
Не только поле
и огород служили главным
Чтобы мясо было
всегда свежее, в украинских селах
была своеобразная
Практически вся свиная туша шла на приготовление традиционных блюд. Исключением служили уши и хвост, которые отдавали после разделки туши детям. Информаторы отмечают, что дети всегда присутствовали на обряде закола свиньи. Они сидели или даже танцевали на туше, когда она упревала после закола.
Свиную голову и
ножки использовали для
Информация о работе Пища в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья