Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 19:46, курсовая работа
Цель работы – проанализировать питание украинского населения Омского Прииртышья в XX – начале XXI в. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда исследовательских задач.
Выявить виды традиционных блюд, определив связь хозяйственной деятельности и пищевого комплекса украинцев Омского Прииртышья.
Определить роль и значение пищи в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Домашняя и столовая утварь украинцев Омского Прииртышья 6
ГЛАВА II. Повседневные блюда в системе питания украинцев западной Сибири (на примере Омской области)
ГЛАВА III. Пища в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья 22
3.1. Система питания в период обрядов и праздников календарного цикла 23
3.2. Система питания в период обрядов и праздников семейного цикла
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 44
БОУСПО ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
«О ЧЕМ ЗВЕНИТ САМОВАР –
ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОГО ЗАСТОЛЬЯ»
Исследовательская работа
Выполнила:
Белоусова Юлия
студентка гр. 312
Научный руководитель:
Хомякова Анна Емельянова
Омск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Домашняя и столовая утварь
украинцев Омского Прииртышья
ГЛАВА II. Повседневные блюда в системе питания
украинцев западной Сибири (на примере
Омской области)
ГЛАВА III. Пища в обрядах и праздниках украинцев
Омского Прииртышья
3.1. Система питания в период обрядов
и праздников календарного цикла
3.2. Система питания в период обрядов и праздников семейного цикла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение культуры питания этноса сегодня занимает далеко не последнюю роль в российской этнографии. Это связано с тем, что пища не только иллюстрирует культуру жизнеобеспечения народа, но служит источником изучения культуры народа в целом. Этнографическое изучение культуры питания подразумевает не только исследование хозяйственной деятельности народа как основы получения продуктов питания, технологии и рецептов приготовления блюд, но и рассмотрение пищи главным образом как явления материальной и духовной жизни этноса. Традиционные блюда отражают вкусовые предпочтения в повседневной жизни народа, а также являются важным компонентом праздников и обрядов.
Исследователь С. А. Арутюнов отмечал: «Пища – это тот элемент материальной культуры, в котором более других сохраняются традиционные черты, с ним более всего связаны представления народа о своей национальной специфике, и в то же время он легче и быстрее других поддается заимствованиям, вариациям, модификациям и новациям». Поэтому не случайно традиции питания того или иного этноса сегодня все чаще выступают в качестве объекта исследования.
Актуальность изучения традиционной пищи украинцев Омского Прииртышья обусловлена тем фактом, что украинцы, как и другие восточные славяне на территории Сибири, являются переселившимися этническими группами, а любые изменения в жизни этноса отражаются на его культуре, приводя к определенной трансформации. Но в условиях социальных, экономических, политических изменений жизни украинского этноса в эпоху массового переселения и аграрной реформы П. А. Столыпина, дальнейшей трансформации этнической идентичности переселенцев пища оказалась наиболее устойчивой по сравнению с другими сферами материальной, соционормативной и духовной культуры. Но, несмотря на свою определенную стабильность, с течением времени, с появлением новых этнокультурных контактов с другими народами, внедрением новых технологий, пища также подвержена изменениям. Пока сохраняются традиционные черты культуры питания, необходимо фиксировать основные способы добычи, приготовления национальных блюд, а также их непосредственное участие и символическое значение в обрядах и праздниках сибирских украинцев.
Украинские переселенцы стали массово прибывать на территорию Сибири в конце XIX – начале XX в. из различных губерний Российской империи (Екатеринославской, Киевской, Одесской, Полтавской, Харьковской и др.), что отразилось на системе питания данной этнической группы. В Омском Прииртышье система питания украинцев трансформировалась, что было вызвано региональными особенностями культуры переселенцев, усилением межэтнических взаимодействий, а также природно-географическими условиями Сибири.
На территории Сибири проживает одна из самых многочисленных групп украинского населения. Ее численность в 2010 г. в Сибирском федеральном округе (далее – СФО) составила 225 850 человек, из них в Омской области проживает 51 841 украинец (2,7 % населения области.
Основные районы компактного проживания украинцев Омской области охватывают южную часть данного региона. Это Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Таврический, Шербакульский муниципальные районы Омской области.
Исследования по традиционной пище украинцев юга Омской области впервые стали проводиться студентами исторического факультета Омского государственного университета (далее – ОмГУ) в рамках этнографических экспедиций 1976–1981 гг. Итогом экспедиций стали собранные ценные данные по материальной культуре украинцев: исследована домашняя утварь, хозяйство, обрядность, а также материалы опроса среди респондентов на знание основных национальных блюд украинской кухни.
Пища народов Сибири стала активно изучаться этнографами ОмГУ в 1970-х гг.: проводились полевые работы в сибирских селах, исследовалась традиционная культура как пришлых народов Сибири, так и старожильческого населения.
Объект исследования – традиционная пища украинцев Омского Прииртышья XX – начала XXI в.
Предмет исследования – особенности питания украинцев Омского Прииртышья на протяжении указанного периода.
Цель работы – проанализировать питание украинского населения Омского Прииртышья в XX – начале XXI в. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда исследовательских задач.
Территориальные рамки исследования охватывают один из регионов компактного расселения украинцев в Западной Сибири – Омское Прииртышье, т. е. современную территорию Омской области. В работе рассматривается пища украинского населения, проживающего в сельских населенных пунктах южных районов Омской области.
Методологическая основа исследования. В основу работы положено исследование Ю.Н.Ефремовой, посвященное изучению традиционной пищи украинцев Омского Прииртышья.
В работе использованы следующие методы исследования:
описательный, структурно-типологический, а также системный анализ. Описательный метод позволил систематизировать все имеющиеся материалы по теме исследования. Структурно-типологический метод применялся при классификации утвари, напитков и блюд из зерновых.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована при изучении регионального компонента по предмету «Народная художественная культура» (разделы Календарные и семейно-бытовые обряды). При изучении регионального компонента по предмету этнография, при создании музейных экспозиций и исторической реконструкции.
ГЛАВА I.
Домашняя и столовая утварь украинцев Омского Прииртышья.
Для приготовления и обработки пищевых продуктов омские украинцы использовали чугуно′к / чавуне′ц, горшо′к (для приготовления блюд в печи), сковороду′ (для жарки блюд в печи или на плите), ухва′т / рога′ч (для изъятия из печи чугуна или сковороды), ча′йник, самова′р (металлическую емкость для кипячения воды или приготовления чая), си′то (для просеивания муки), макi′тру (круглый широкий глиняный горшок для перетирания мака, подготовки опары), дiжу′ (круглую деревянную кадку для замеса теста), но′чву (квадратное деревянное корыто для замеса теста), шумо′вку (большую плоскую ложку с частыми дырочками для выемки некоторых блюд на тарелку), толку′шку (деревянное приспособление для приготовления картофельного пюре), сту′пу (для очистки зерна от оболочки и получения круп), тё′рку (для мелкой резки овощей), маслобо′йку / олi′йню (для сбивания сливочного масла), скри′ню (деревянный ящик для посола сала), сепара′тор (для переработки молока), мясору′бку (для измельчения мяса и приготовления колбас), колбасны′чку (приспособление для заполнения кишки мясом при изготовлении колбасы), ручные жернова′ / жо′рна (мельничный камень для получения круп или муки).
Столовая утварь включала в себя кружку (гу′ртку), ложку (ло′жку), вилку (ви′лку), миску (ми′ску), нож (нiж), солонку (сiльни′чку), тарелку (тарi′лку), половник (черпа′к).
Миски широко использовались для употребления жидких кушаний (супов, похлебок), были выполнены главным образом, из керамики, реже из металла или дерева. На смену мискам во второй половине XX в. пришли тарелки заводского качества, изготовленные из керамики, стекла, фарфора, в XXI в. тарелки также стали изготовлять из пластика для одноразового использования.
Половники и ложки долгое время изготовлялись мастерами из дерева, во второй половине XX в. их заменили алюминиевые, а затем и стальные. С переходом на алюминиевые ложки в украинских селах стали появляться алюминиевые вилки (до этого момента украинцы не использовали вилки для употребления пищи), кружки.
Домашняя утварь для хранения и доставки продуктов питания была менее разнообразной, но довольно функциональной и включала в себя коромы′сло (деревянное приспособление дугообразной формы для удобного переноса на плечах двух ведер воды), бо′чки (деревянные емкости для перевозки воды и засолки зимнего запаса овощей), корча′гу (большой глиняный сосуд для хранения сыпучих и жидких продуктов), гле′чик / кри′нку (глиняный горшок для хранения напитков и молочных продуктов), ко′роб (плетеная корзина для хранения яиц), туе′с, корзи′ну (плетеный сосуд для сбора ягод и грибов).
Предметы, которые служили утварью для хранения продуктов питания украинцев Омского Прииртышья, можно разделить на предметы глиняные и деревянные. Как правило, за глиняную посуду отвечали гончарные артели, но они существовали не во всех южных районах Омской области, поскольку не везде была глинистая почва для изготовления керамики. Несмотря на то, что дерево было для украинцев более доступно, чем глина, глиняная утварь пользовалась большей популярностью. В конце XIX – начале XX в. первые украинцы-переселенцы в Омский уезд Акмолинской области привезли с собой всю домашнюю утварь, в том числе и керамическую посуду. Но керамическая посуда была недолговечна, поэтому на месте переселения появились гончарные мастерские. Глиняную утварь мастера изготавливали при помощи гончарного круга, обжигали и покрывали глазурью коричневого цвета. Свою ручную работу гончары продавали на рынках либо развозили по населенным пунктам. Любой желающий мог приобрести посуду сразу либо сделать заказ и получить его позже. Особого разнообразия в глиняной утвари вплоть до второй половины XX в. не было. Для хранения молока и молочных продуктов, растительного масла использовали гле′чики (иной вариант названия – кринка / крынка) и кувшины, для хранения сливочного масла, меда и жира – горшки.
Деревянную утварь украинцы использовали для длительного хранения продуктов питания, а также для переноса и хранения питьевой воды. Крупу, муку и зерно хранили в маленьких деревянных ка′дях – сосудах цилиндрической формы из досок, стянутых металлическими или деревянными обручами. Питьевая вода хранилась в деревянных бондарных ведрах. Свиное сало засаливали и хранили в деревянных ящиках (скри′нях). Считалось, что если из ящика с засоленным салом побежала жидкость, сало впитало соль и готово к употреблению. Кроме сала запасы украинцев включали квашеную капусту, соленые огурцы, грибы и помидоры. В начале XX в. огороды были большими, урожай был богатым, поэтому маленькие кади не подходили для хранения запасов. Все разносолы хранили в деревянных дубовых бо′чках. Бочки были внешне похожи на кади, но отличались по своим свойствам. В отличие от стоячих кадок бочки были удобны для транспортировки: закрытую бочку можно было перекатывать с одного места на другое без особых усилий. Весной, когда зимние запасы солений заканчивались, крестьяне заливали бочку водой и оставляли ее отмокать. Затем уже чистую бочку сушили и ремонтировали, если это было необходимо, чтобы использовать ее вновь.
Плетеная утварь также присутствовала в домашнем хозяйстве украинцев Омского Прииртышья. Прежде всего, это были ко′роб и корзи′на. До второй половины XX в. крестьяне часто использовали короб для хранения яиц. Корзины применялись в основном для сбора ягод, грибов, сбора и хранения овощей. Коробы плели из щепок, а материалом для корзин служила лоза ивы (ракиты). Дно старались сделать прочным, поэтому плели его из толстых щепок или веток, а основу выполняли из более тонких. Хозяин мог самостоятельно сделать корзину для хозяйственных нужд даже без использования инструментов.
Со второй половины XX в. изменения в сфере кухонной утвари стали наиболее заметны. В связи с тем, что огороды уже не были такими большими, необходимость в больших дубовых бочках для хранения солений исчезла, нужна была новая посуда. Поэтому в 60–70-х гг. XX в. стали появляться стеклянные банки для засолки огурцов, помидоров, грибов, которые используются и сегодня для этих нужд. Керамические гле′чики были заменены стеклянными бутыля′ми, которые было удобно транспортировать на полевые работы, закрыв горлышко кукурузным початком или бумагой. XXI в. внес свои изменения в сферу бытовой утвари для хранения продуктов питания: на смену стеклянным емкостям пришли картонные пакеты (тетрапа′ки) для хранения молока и молочных продуктов, пластиковые бутылки и банки для хранения подсолнечного масла, меда, майонеза и других продуктов. А для хранения сыпучих продуктов (муки, круп, сахара, соли и др.) сейчас существует много разнообразной посуды из пластика, стекла и металла. На смену коробу и корзине (посуде для хранения яиц и овощей) пришел холодильник.
Информация о работе Пища в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья