Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:24, контрольная работа
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители 18 столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры 18 век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.
Введение 3
Петровские реформы и их влияние на образ жизни и мышление российского общества. Разделение культуры на дворянскую и народную……………………………………………………………………5
Влияние западноевропейских веяний на русскую моду и культурно-бытовой уклад………………………………………………………………………11
Искусство XVII в. в России: архитектура, живопись, театр, литература. Основные художественные стили эпохи …….......................................14
Наука и образование……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Введение 3
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители 18 столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры 18 век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже 17 и 18 столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура 18 века не отвергала своего прошлого.
Петровские реформы и их влияние на образ жизни и мышление российского общества. Разделение культуры на дворянскую и народную
Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.
Петр понимал, что без знаний,
опыта и помощи Европы не
обойтись, поэтому всячески старался
привлечь западных
Россия конца 17 начала 18 вв. была вожделенной для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они сюда в надежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности. Приезжали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие находили в России вторую родину, заводили семью, а главное – трудились на благо России. Наверное, не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.
Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор
надеялся осуществить дерзкие планы
– расширить границы
Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России, и затронуло все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоев населения.
Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.
Что было особенно важным, что Российская
академия находилась на содержании государства,
в то время как иностранные
академии вынуждены были сами изыскивать
средства для существования. Петр
ассигновал на Академию наук 25 тысяч
рублей в год и обещал академикам
“довольное жалованье”, квартиру, дрова,
свечи. Самих же академиков приглашали
из-за границы. В их числе были ученые
с мировым именем – математики
Леонард Эйлер и Даниил Бернулли.
Впоследствии Эйлер, автор более 800
работ, признавался: ”я всем обязан
своему пребыванию в Петербургской
Академии”. В состав Академии помимо
научно-исследовательской
Образование Петр ставил во главу
всех реформ. В Москве одна за другой
открывались школы –
При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах – горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти 18 века создаются государственные начальные общеобразовательные школы – цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы.
В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников.
В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и неслуживших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.
В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.
В 1722 г. была введена “Табель о
рангах”, в соответствии с которой
различались три вида службы : военная,
штатская и придворная. Первые две
делились на 14 рангов или классов. На
военной службе низшим чином считался
фендрик, позже прапорщик или
корнет, высшим – генерал-фельдмаршал.
На гражданской – коллежский регистратор
и действительный тайный советник,
или канцлер. Петр стремился пополнять
ряды дворян за счет талантливых выходцев
из других сословий. Недворянин, дослужившийся
до прапорщика в армии, автоматически
получал потомственное
При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к населению доставлять “ каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие , какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году.
В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие , значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени, тиражом – около 1000 экземпляров. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.
В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник “Арифметика, сиречь наука числительная”, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.
Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.
В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая и древние.
“Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал”. Таково первое сообщение в “Ведомостях” о строительстве Петербурга. Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость, крепость называлась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской, произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла.
В мировой истории
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи.
В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства – Петропавловская крепость и ее собор, Александро-Невский монастырь, Петербург и Петергоф. В начале 18 в. В России сформировались основные принципы зодчества нового времени – ордерность, “регулярность”. Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.
Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.
Реформы в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской , жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современник
Влияние западноевропейских веяний на русскую моду и культурно-бытовой уклад.
Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения начиная с петровской эпохи. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.
С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на “Вы”, “Милостивый государь”, “Господин”. Письма заканчивали подписями: “Ваш покорный слуга”, “Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.