Петровские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители 18 столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры 18 век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

Оглавление

Введение 3



Петровские реформы и их влияние на образ жизни и мышление российского общества. Разделение культуры на дворянскую и народную……………………………………………………………………5



Влияние западноевропейских веяний на русскую моду и культурно-бытовой уклад………………………………………………………………………11


Искусство XVII в. в России: архитектура, живопись, театр, литература. Основные художественные стили эпохи …….......................................14


Наука и образование……………………………………………………..21


Заключение………………………………………………………………………23


Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

контра по культуре 2.docx

— 46.49 Кб (Скачать)

В царствование Петра в обиход вошел  юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом  года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября: “Указал великий государь впредь лета счислять  в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года”.  Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам:  в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.

В январе 1700 г. выходит царский указ  об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и  немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно.

Не менее трудно было Петру заставить  горожан брить бороду, считавшиеся  на Руси признаком мужественности и  символом православия. Непокорным боярам царь стриг бороды собственноручно.  Правда,  имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.

Во времена Петра 1 появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым – нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго  сохранял форму, скрывал лысину, и  придавал своему владельцу представительный вид.

Однако, как ни богаты и красивы  были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в  нарядное платье, напоминала изящную  фарфоровую статуэтку.                           

По-новому стало  исчисляться и  время суток.  Куранты, установленные  на Спасской башне в  начале 17 в. имели  циферблат с 17 делениями, вращался циферблат  и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов  в сутках колебалось от 7 до 17. При  Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24.  В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими,  с подвижными часовой и минутной стрелками,  и циферблатом с 12 делениями.

К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как простых, так и  знатных, зажиточных людей. Меняется на западный манер одежда, пища,  жилище. Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.  

 

Искусство XVII в. в России: архитектура, живопись, театр, литература.. Основные художественные стили эпохи

 

 Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя А. Кантемира (1708-1744), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Поэт – филолог В.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе “Новый краткий способ к сложению российских стихов” сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

Основоположником русской драматургии  был А.П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор  первых комедий и трагедий, директор российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества Г.Р. Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В известной оде “Фелица” показывается образ идеального монарха. Автор призывает “истину царям с улыбкой говорить”. Державин сочетает “высокие” и “низкие” стили, вносит элементы живой речи в русский язык.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизин (1744/45-1792). Его комедии, сатирически изображавшие нравы дворянского сословия, обличавшие невежество, тиранию, крепостное право как корень зла всех бед в стране, положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.

Н.М. Карамзин – автор повестей “Бедная Лиза”, “Деревня”, “Наталья, боярская дочь” был основоположником русского сентиментализма. Основное сочинение Карамзина “История Государства Российского” (в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науке и вместе с тем образец русской прозы. Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.

Архитектура. Строительство. 18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области архитектуры и строительства. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря “примеряло” себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Выдающимся зодчим Москвы того времени был Д.В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русского барокко. Наиболее значительное его творение – колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 году Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы: В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

Эпицентром передовых веяний в  архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов (Трезини, Растрелли), были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого “прусского образца” т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен, строившихся зданий, без существенного снижения прочности. Например, во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство, как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра 1 он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой.

Одновременно с Петербургом  строились загородные дворцы со знаменитыми  парковыми ансамблями, а также  Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел  уподобить Версалю, особенно его  центр с каскадами фонтанов и  скульптурной фигурой Самсона.

Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием  замыслов, сочетанием западного и  русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова – самое красивое здание 18 века в Москве, Михайловский замок в Петербурге).

По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет, Голицынская  больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянское собрание.

И.Е. Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора, Александро-Невской лавры и Таврического дворца.

Архитектура и строительство 18 века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.

Изобразительное искусство. В 18 веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Русская живопись развивалась на протяжении всего 18 века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего 18 века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер.

В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (ок. 1690 – 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала 18 века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета, общепонятный и вполне неповторимый (портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны, портрет Г.И.Головкина).

Крупнейший портретист того времени  Д.Т. Левицкий (1735-1822) создал великолепную серию парадных портретов – от портрета Екатерины 2 до портретов московских купцов.

Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей  характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа (портрет М.И. Лопухиной).

В 18 веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины 18 века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин и другие. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого мастера.

В конце 18 века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе – частное собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины 2. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.

Театр. Музыка. Балет. В 1702 году по велению  Петра был создан Публичный общедоступный  театр, рассчитанный на массовую публику. В начале 18 века продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра 1. Петровский официальный театр распался на несколько театров.

В середине 18 века во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъёмом национального самосознания.

В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.

В конце 18 века возник крепостной театр – дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых и Юсуповых). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актёров П. Жемчуговой, Т. Шлыковой-Гранатовой, М. Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

Балет в России зародился как  отдельные танцевальные номера в  антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 был утвержден  проект (Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 году дочь Петра  1 Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами балета были И.Еропкин, В.Балашов, Г.Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была А. Собакина.

Театр в России в 18 веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

В 18 веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. В последней трети 18 века формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением стала мелодрама “Орфей” композитора Е.И. Фомина. Ведущим музыкальным жанром становится опера (Д.С Бортянский – “Сокол”, “Сын-соперник”).

Информация о работе Петровские реформы