Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:02, реферат
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее
десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали
себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей.
Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков.
Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе
врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней
для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не
совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная
тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу
мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и
носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих.
Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а
ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и
рыболовство, были изобретены сети и крючки.
сторон самых отдаленных точек.
Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство
сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства
человека над природой и господства его образа в искусстве.
Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения[8], то есть
погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры.
В Западной Европе и на юге России распространены дольмены[9]. Некогда на
северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.
Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами,
уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители
дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от
орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо.
Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после
себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие
позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало
вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре
поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие.
Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с
гравировкой.
Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21
метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены
рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга
– это уже кромлех.
Ранние формы верования.
К древнейшим по своему
фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в
условиях жизни первобытных людей.
Анимизм. Верования
в древнем человеческом
первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от
лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими
качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б.
Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура»
(1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии.
Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является
утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры
«философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела.
Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков
такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи
летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных
верований, с него начался процесс развития религиозных представлений,
обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения
первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia –
волшебство), представляющая
собой ряд символических
заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди
проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и
этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии.
Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как
главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я.
Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований.
Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в
значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с
развитием веры в сверхъестественное»[11].
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и
рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой
роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды
магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и
предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные
виды магии.
Психологический механизм
предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних
видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К
первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая.
Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например,
охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным,
зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски
запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах
Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи
запреты, суеверия, приметы, поверья.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь
фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних
сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах
человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и
когда человек был беспомощен перед силами природы.
Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных
верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная
магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов,
поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.
Многие виды магии
устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас
продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.
Магические представления определяли всю содержательную сторону
первобытного искусства,
которое можно назвать магико-
Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche –
талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым
приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями -
фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут
быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы
почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до
вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее
заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному
фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому
предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его
владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы
подвешивали к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен
поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным»
иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло
поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю
одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила.
Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и
соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя
именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его
умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем –
его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и
определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь
Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в
новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного
человека воздействовать на тотем различными магическими способами,
например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб,
птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно,
что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры
эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых
обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в
качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на
мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в
более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного
животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия
коренится в отдаленном
тотемном обряде.
Тридцать тысяч лет
остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных
культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во
всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит
прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса
(1858-1942):
Во многих случаях различия
между человеком
первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные
черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для