Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:57, доклад
Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно.
Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) — около двух, a Homo sapiens — примерно 100 тысяч лет назад.
Древнейший город — Иерихон — возникает около 10 тысяч лет назад, а первые древние государства образовываются на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.
Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.
ПЕРВОБЫТНАЯ
КУЛЬТУРА
самый древний тип культуры, определяющий
бытие людей на протяжении почти всей
их истории.
Чёткие временные рамки существования
первобытного общества определить довольно
сложно.
Существа группы HOMO появились около четырёх
миллионов лет назад, HOMO habilis (способные
изготавливать орудия труда) — около двух,
a Homo sapiens — примерно 100 тысяч лет назад.
Древнейший город — Иерихон — возникает
около 10 тысяч лет назад, а первые древние
государства образовываются на рубеже
IV-III тысячелетий до н.э.
Первобытный образ жизни сохраняется
и в наше время у некоторых народов Африки,
на островах Тихого океана.
Исходя из этого, можно утверждать, что
эпоха первобытной культуры является
наиболее продолжительной в человеческой
истории.
Несмотря на региональные и географические
особенности жизни первобытных племен,
существуют характерные черты, объединяющие
их культуру.
Важнейшей отличительной особенностью
первобытной культуры является синкретизм
(греч. suncretis — объединение) — неделимость,
недифференцированность её форм, признак
её неразвитого состояния.
Ещё одна особенность — отсутствие письменности,
обусловившее медленные темпы накопления
информации в обществе, а отсюда — и медленные
темпы культурного и социального развития.
На ранних стадиях первобытного общества,
когда язык был довольно примитивным,
а возможности вербальной коммуникации
— небольшими, главным информационным
каналом культуры, основным средством
обучения и общения, помимо естественно-биологической
активности, выступала трудовая деятельность.
Действия, приносившие полезный эффект,
становились образцами для подражания,
передавались из поколения в поколение
и превращались в устойчивый ритуал, обычай.
Мир смыслов, в которых жил человек на
первых этапах своей истории, определялся
ритуалами. Ритуальные действия становились
своеобразными символами, знание которых
отражало уровень овладения культурой
и социальную значимость личности.
Действия «по образцу» определяли поведение
каждого индивида, что исключало его творческую
самостоятельность.
Индивидуальное самосознание в этих условиях
развивалось медленно и почти полностью
сливалось с коллективным.
Проблем нарушения установленных норм
поведения, непослушания, противоречий
между личными и общественными интересами
не существовало.
Индивид не просто должен был вести себя
«как все» — он не мог отступать от ритуальных
требований, определявших его поведение.
Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов
играли табу — обязательные запреты, оберегавшие
жизненно важные для рода правила коллективной
жизни (порядок распределения пищи, запрет
кровно-родственных половых связей, неприкосновенность
вождя).
Культура, таким образом, начинается с
введения запретов, направленных на предупреждение
асоциальных проявлений животных инстинктов,
но сдерживающих личную инициативу.
С развитием языка формируется и приобретает
возрастающее значение новый информационный
канал — устное вербальное общение. Это
сопровождается развитием мышления и
индивидуального самосознания. Индивид
перестает отождествлять себя с коллективом,
у него возникает возможность высказывать
различные мысли по поводу происходящих
событий, хотя самостоятельность мышления
продолжительное время остается ещё довольно
ограниченной. На этом этапе духовной
основой первобытной культуры становится
мифологическое сознание.
Его особенность заключается в том, что
человек переносит на окружающий мир свойства,
которые он замечает в самом себе: предметы
природы представляются ему живыми, одухотворёнными
существами, также имеющими свою волю,
мысли, желания, ощущения.
В мифах неизбежно сочетаются реальность
и вымысел. Тем не менее в них всё становится
понятным.
Несмотря на недостаточность реальных
знаний, языковая символика мифов вливается
в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе
и тайный — для магических ритуалов; он
доступен лишь посвященным — колдунам,
магам).
В свою очередь, мифотворчество порождает
новые магические ритуалы.
Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности
людей и выступают как основные «тексты»
первоначальной культуры. Их устная трансляция
обеспечивает единство взглядов всех
членов племенного сообщества на окружающий
мир.
Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество
и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков»,
верящих в другие мифы.
Поэзия мифов — первая форма литературного
творчества.
Но мифологическая символика воплощается
не только в языковую форму — она отражается
также в обрядах, песнях, танцах, рисунках,
татуировках, оружии, домашней утвари.
В мифах закрепляются практические знания
и навыки хозяйственной деятельности.
Благодаря их передаче из поколения в
поколение накопленный на протяжении
многих веков опыт сохраняется в социальной
памяти и образует тот первичный уровень
знаний и способов мышления, с которого
начинается развитие философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах,
населяющих мир, зарождается религиозное
мировоззрение. Их неразрывное единство,
получившее название синкретического
культурного комплекса, способствовало
закреплению и передаче первичных знаний
и навыков, упорядочивало систему представлений
об окружающем мире, регулировало и направляло
социальные и психические процессы, выступало
средством борьбы с хаосом в самом человеке
и человеческом обществе.