Синкретизм первобытной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Файлы: 1 файл

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры.docx

— 187.69 Кб (Скачать)

    №1 Синкретизм первобытной культуры.

Синкретизм первобытной  культуры означает нерасчлененность в  эту эпоху различных сфер и  явлений культуры. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.

Синкретизм различных  сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание  пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным  образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью  магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими  ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны  только объективные условия. Для  древних искусство метать копье  и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели  большое значение. Но всего этого  здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия - само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.

№2.Изобразительные формы первобытности.

Наскальные рисунки  наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растениякровь) и дресный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации.

    №3.Виды поселений первобытной эпохи.

К концу первобытной  эпохи появился  новый

вид архитектурных  сооружений  –  крепости.  Чаще  всего  это  сооружения  из

огромных грубо  отесанных  камней,  которые  сохранились  во  многих  местах

Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со  второй  половины  1

тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

      Поселения   делят  на  укрепленные  (стоянки,  селища)  и   укрепленные

(городища). Селищами  и  городищами обычно называют  памятники  бронзового  и

железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового

веков. Термин  «стоянка»  очень  условен.  Сейчас  он  вытесняется  понятием

«поселение». Особое  место  занимают  мезолитические  поселения,  называемые

къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят  они как длинные

кучи отбросов устричных  раковин). Название это  датское,  так  как  в  Дании

были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны  они

встречаются на Дальнем  Востоке. Раскопки поселений  дают  сведения  о  жизни

древних людей.

      Особый  вид поселений – римские   террамары[5] – укрепленные поселения

на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель,  вид  ракушечника.

В отличие от свайных  поселений каменного века римляне  строили  террамары  не

на болоте или  озере, а на сухом  месте,  а  потом  все  пространство  вокруг

строений заполняли  водой для защиты от врагов.

      Погребения  делятся на два основных  вида:  надмогильными  сооружениями

(курганы,  мегалиты,  гробницы)  и  грунтовые,  то   есть   без   каких-либо

надмогильных сооружений.  В  основании  многих  курганов  ямной  культуры[6]

выделялся кромлех[7] - пояс из каменных блоков  или  плит,  поставленных  на

ребро. Размер  ямных  курганов  очень  внушительный.  Диаметр  их  кромлехов

достигает 20 метров, а высота  иных  сильно  оплывших  насыпей  даже  сейчас

превышает 7 метров. Иногда  на  курганах  возвышались   каменные  надгробья,

надмогильные статуи, каменные бабы –  каменные  изваяния  человека  (воинов,

женщин).  Каменная  баба  составляла  с   курганом   неразрывное   целое   и

создавалась с расчетом на высокий  земляной  пьедестал,  на  обзор  со  всех

сторон самых отдаленных точек. 

    №4. Сущность религиозно-мифологического мировоззрения древних египтян.

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[30]

В Египте была впервые  сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона. 

№5. Особенности архитектуры Древнего Египта.

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенный строительного леса. Дерева было также  мало, как и в других оазисах  африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого  качества, и тростник. Все это  во многом определило то, что основными  строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские  дома строили из грязи, добываемой в  Ниле. Ее оставляли на солнце, что  бы она высохла и стала пригодной  для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась  удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте  старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство, крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание  древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой или же для скрепления давших трещину монолитов

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и  иллюстрированными фресками и резными  фигурками, раскрашенными разными  цветами. Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например —  скарабей, священный жук, или солнечный  диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые  листы, заросли папируса, цветы лотоса. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы  сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и  смерть фараонов, правивших древним  государством. 

    №6. Законы изобразительного искусства древних египтян.

Древнеегипетское  искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого  фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского  общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками  были осмыслены и претворены в  стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора  и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе  и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой  скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в  фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). 

    №7. Особенности крито-микенской культуры Древней Греции.

Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или миной-ской — по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. 
 
Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. 
 
Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры -дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. 
 
В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.
 

Информация о работе Синкретизм первобытной культуры