Автор: Мария Васильева, 11 Сентября 2010 в 20:36, контрольная работа
Введение
1. Возникновение и особенности первобытной культуры
2. Ранние формы верований
3. Первобытное искусство. Архитектура и строительство.
Заключение
Список литературы
Введение
1. Возникновение и особенности первобытной культуры
2. Ранние формы верований
3. Первобытное искусство. Архитектура и строительство.
Заключение
Список литературы
по дисциплине «Культурология»
Содержание
Введение | 3 |
1. Возникновение и особенности первобытной культуры | 4 |
2. Ранние формы верований | 11 |
3.
Первобытное искусство. |
13 |
Заключение | 17 |
Список литературы | 18 |
Сочетание слов «культура» и «первобытный» у многих вызовет удивление. О чем, собственно, идет речь? Что это за культура? Где и когда она существовала? Ответ очень простой: везде, где жил человек, и всегда, в пределах человеческой истории.
Прошлое не умирает. Оно остается с живыми и в живых, определяя сами формы дальнейшей жизни, через память, традиции, системы духовных ценностей, способы миропонимания, обряды и многое другое. Тридцать тысяч лет архаичной культуры не могли исчезнуть, они с нами, в нас, в этом и заключается актуальность данной темы.
Цель работы - рассмотреть особенности архаичного типа культуры.
Исходя из цели, формируются задачи работы:
1.рассмотреть возникновение первобытной культуры, первобытного искусства.
2.раскрыть
особенности первобытной
Методической
основой для написания
1. Возникновение и особенности первобытной культуры.
Под
первобытной культурой принято
понимать архаичную культуру, которая
характеризует верования, традиции и искусство
народов, живших более 30 тыс. лет тому назад
и давно умерших, либо тех народов (например,
затерянные в джунглях племена), которые
существуют сегодня, сохранив в нетронутом
виде первобытный образ жизни. Первобытная
культура охватывает преимущественно
искусство каменного века, это до- и бесписьменная
культура.
Первобытное
искусство — искусство эпохи первобытного
общества. Оно возникло в позднем палеолите
около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения,
условия и образ жизни первобытных охотников
(примитивные жилища, пещерные изображения
животных, женские статуэтки). У земледельцев
и скотоводов неолита и энеолита появились
общинные поселения, мегалиты, свайные
постройки; изображения стали передавать
отвлеченные понятия, развилось искусство
орнамента. В эпохи неолита, энеолита,
бронзового века у племен Египта, Индии,
Передней, Средней и Малой Азии, Китая,
Южной и Юго-Восточной Европы сложилось
искусство, связанное с земледельческой
мифологией (орнаментированная керамика,
скульптура). У северных лесных охотников
и рыболовов бытовали наскальные изображения,
реалистические фигурки животных. Скотоводческие
степные племена Восточной Европы и Азии
на рубеже бронзового и железного веков
создали звериный стиль.
Первобытное
искусство — только часть первобытной
культуры, куда помимо искусства входят
религиозные верования и культы, особые
традиции и обряды. Поскольку о них уже
шла речь, рассмотрим первобытное искусство.
Подлинное
возникновение искусства антропологи
связывают с появлением homo sapiens, которого
иначе именуют кроманьонским человеком.
Кроманьонцы (так назвали этих людей по
месту первой находки их останков — гроту
Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся
от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми
высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого
телосложения. У них был вытянутый узкий
череп и отчетливый, чуть заостренный
подбородок, который придавал нижней части
лица треугольную форму. Почти во всем
они походили на современного человека
и прославились как отличные охотники.
У них была хорошо развита речь, так что
они могли согласовывать свои действия.
Они мастерски изготовляли всевозможные
орудия на разные случаи жизни: острые
наконечники для копий, каменные ножи,
костяные гарпуны с зубцами, превосходные
рубила, топоры и т. д.
Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический (ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.
Более
того, эти гетерогенные структуры
взаимно усиливают друг друга, динамизируют
целостную социокультурную
Имеются социокультурные системы, которые находятся в изоляции и постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е. такие, где нет аксиологического плюрализма {культурная гомогенность) и нет социальных групп с различными интересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой процесс консервирует целостную социокультурную систему.
Между
гетерогенной системой, характерной
для европейского круга культур,
и гомогенной системой, типичной для
первобытных культур, находится
большая группа промежуточных социокультурных
систем, иллюстрацией которых является
древняя Греция и императорский Китай.
С первой системой их связывает дифференциация
интересов отдельных социальных групп,
переходящих в определенных случаях в
открытый антагонизм, с другой - существование
монолитной, повсеместно принятой совокупности
основных ценностей. О промежуточных социокультурных
системах можно сказать, что они гомогенны
культурно, но гетерогенны социально,
и поэтому социальный плюрализм дополняется
культурной однородностью. и Первобытная
социокультурная система обладает своей
динамикой развития, которая сводится
к воспроизведению существующей системной
структуры. Эта система при отсутствии
действия внешних факторов не подвержена
никаким существенным изменениям, повторяя
периодически ритуалы обновления, позволяющие
устранить накапливающиеся напряжения,
и регенерируя свой социальный состав
при помощи церемоний инициации. Описания
и анализ первобытной культуры показывают,
что в поведении человека добывание пищи,
размножение и самозащита неразрывно
связаны. Жизнь собирателя и охотника
была принудительной игрой по жестоким
правилам, регулируемой этими тремя основными
функциями человеческого поведения.
Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.
Третья
особенность первобытной
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.
Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Постоянное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судьбы, отношения к врагу или божеству, приводило к специфическому двигательному побуждению, которое и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени.
В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализи-рованное умозрение.
Известно, что содержание культуры представляет собой продукт творческой деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом может быть описана и в терминах этологии^. Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружающего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия, учитывающий его биологический, социальный и идеологический аспекты. Из трудов по этологии животных и человека известно, какую существенную роль играет поведение в формировании и развитии ритуалов.
Сама
система ритуалов в значительной
степени воспроизводит в модифицированной
форме на определенном языке систему поведения.
Эта этологическая система порождает
систему мифа как некую универсальную
систему, определяющую ориентацию человека
в природе и обществе. В системе мифа закрепляются
и регламентируются представления человека
об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные
проблемы мироздания. Отечественные исследователи
С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах
народов мира» следующее о мифе: «неспособность
провести различие между естественным
и сверхъестественным, безразличие к противоречию,
слабое развитие абстрактных понятий,
чувственно-конкретный характер, метафоричность,
эмоциональность - эти и другие особенности
первобытного мышления превращают миф
в очень своеобразную символическую (знаковую)
систему, в терминах которой воспринимался
и описывался весь мир». Указанные особенности
архаического мышления связаны с тем,
что само мышление осуществляется благодаря
использованию зафиксированного в памяти
человека знания, которое неотъемлемо
от мифотворческого восприятия пространства)
времени, причинности с его слитностью
субъекта и объекта.