Первобытная культура

Автор: Мария Васильева, 11 Сентября 2010 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Введение
1. Возникновение и особенности первобытной культуры
2. Ранние формы верований
3. Первобытное искусство. Архитектура и строительство.
Заключение
Список литературы

Оглавление

Введение
1. Возникновение и особенности первобытной культуры
2. Ранние формы верований
3. Первобытное искусство. Архитектура и строительство.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
  1. Ранние  формы верований.
 

      Первобытное общество прошло несколько ступеней развития. Это отразилось в эволюции древних религиозных воззрений, в последовательном изменении ранних форм верований.

      Понятие “ранние формы верований” далеко не однозначно. В литературе их называют по-разному: первобытными, примитивными, естественными, языческими, анимистическими. Терминологическая путаница существует в силу того, что недостаточно разработана научная классификация религиозных верований и культов. Обычно все верования и обряды относят к двум основным типам религии: религии доклассового общества и религии классовых обществ.

      Вопрос  о происхождении и классификации  древних форм верований сложен, ибо последние существуют как самостоятельно, так и в переплетении с национальными и мировыми религиями. Не будем рассматривать теории буржуазного религиоведения по вопросам генезиса, эволюции и систематизации ранних форм верований (Э. Тэй-лор, Д. Фрезер, М. Мюллер, Р. Маретт, Р. Кодрингтон, А. Фирканд и Др.), так как они в достаточной степени проанализированы в работах советских ученых Ю. П. Францева, С. А. Токарева, И. А. Крывелева, А. Д. Сухова, а остановимся лишь на некоторых аспектах этих проблем.

      Формы религиозных верований можно выделять теоретически и конструировать, используя разные основания и критерии. С. А. Токарев, например, за критерий классификации ранних форм верований берет их социальную основу и в силу этого не считает фетишизм и анимизм формами религии'. Однако большинство советских религиоведов обоснованно полагают, что в религии главным элементом является вера в сверхъестественное. При определении формы религии надо исходить из этого критерия и проводить классификацию религиозных феноменов по предмету верований. Вот почему в качестве ранних форм верований следует рассматривать фетишизм, тотемизм, анимизм.

      Правда, некоторые религиоведы под сверхъестественным понимали лишь веру в душу и на этом основании отказывались признавать фетишизм самостоятельной формой религии, считая его разновидностью анимизма (Э. Тэйлор, Ф. Ратцель, Л. Я. Штернберг идр.).Ряд ученых вслед за Э. Дюркгеймом полагали, что первобытный человек не отличал естественное от сверхъестественного, а поэтому последнее не может являться критерием определения религии.

      Однако  такой подход, как уже отмечалось, неверен по существу. Первобытный  человек действительно не отличал  теоретически сверхъестественное от естественного, но практически он их всегда различал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Первобытное искусство. Архитектура и строительство. 

      Переход человека к новому образу жизни и  иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с  формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного  века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

      Судить  об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

      Мы  помним, какими живыми, яркими были изображения  зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.

      Люди  древнего каменного века не знали  орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это — условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

      Та  же связь с природными формами  обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

      Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.

      Первобытная архитектура.

      К памятникам протоархитектуры относят  известные уже в неолите мегалитические сооружения (от греч. - большой камень). Они воздвигались во многих регионах мира, имели различные формы и  назначение. Монолиты-менгиры представляют собой отдельно стоящие камни высотой до 20 м, их параллельные ряды называются алиньеманы. Дольмен – это два или более крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Самая сложная мегалитическая конструкция – кромлех – состоит из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. В период разложения первобытнообщинных отношений возникает монументальная архитектура. Появляются сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, построенные, как, например, в Древней Месопотамии и Египте, для нужд крупных вождей. Уникальным мегалитическим сооружением является Стоунхендж.  

      Архитектура - это искусство проектирования, строительства зданий, организации  окружающей человека среды.

      Когда говорят об архитектуре, подразумеваться может три ее основных вида. Это архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения), ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства, градостроительство (создание новых городов, поселков, реконструкция старых городских районов).

      Создание  архитектурных объектов – сложный, многоэтапный процесс, включающий в  себя разработку концепции, проектирование, изготовление проектной документации, различные строительные работы, работы по оформлению интерьера.

      Процесс проектирования – это ядро всех архитектурных работ. Основа, которого это создание уникальной архитектурной  концепции, эксклюзивного дизайна.

      Архитектурное проектирование состоит из двух основных этапов. Первый – это разработка концепции здания. На этом этапе осуществляется планировка участка. Затем уже происходит совмещение планировки участка, внутренней планировки, делаются чертежи этажей, включающие вспомогательные, технические и технологические помещения, вертикальные связи между этажами, вертикальные, а также горизонтальные разрезы здания (но пока без точных расчетов), эскиз фасада (изометрия).

      Второй  этап - проектная отработка выбранной  концепции (планы, фасады, разрезы в  полном объеме выбранного варианта проекта). На основе разработанной концепции здания, а так же точно сформированного технического задания производится отработка планов, фасадов, разрезов в полном объеме выбранного варианта проекта.

      Результатом процесса проектирования становится архитектурный проект - минимально необходимый для строительства.

      Строительство - древнейшая сфера человеческой деятельности. Едва научившись изготовлять простейшие орудия труда, первобытный человек  начал возводить первые сооружения для жилища. 

      Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны. 

      Принято считать, что строительство возникло тогда, когда наши далекие предки покинули пещеры и ощутили необходимость  в крыше над головой. Материалы, из которых они сооружали свои хижины, были весьма просты и немногочисленны: жерди, ветки, разные древесные остатки и глина. При этом они умудрялись возводить жилые постройки на сваях. 

                                                      Заключение.

      Таким образом, напрашивается аналогия: новое  европейское искусство фактически повторило путь художественного развития первобытной эпохи.  
     Смешной кажется в наше время традиционная точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было не до искусства, он был слишком поглащен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил и биологически, по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный, а в среднем - большими. Его вкус был безукоризненным. Он еще не стал подобно нам пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были для него столь же естественными, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было с ним всегда от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей нашего времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Список литературы

  1. Токарев С.А.; ранние формы религий, М.,1980
  2. Алексеев В. П., Першин А.И. История первобытного общества, М., 2002
  3. Борзова Е. П. История мировой культуры.-3-е изд./Е.П. Борзова.- СПб., 2004
  4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/М.В. Соколова.- М., 2004
  5. Культурология для технических вузов. Ростов н/Д., 2001
  6. Багновская Н.М. Культурология : учебное пособие /Н.М. Багновская. – М., 2005
  7. Пигалев А.И. Культурология. – 7-е изд., - Волгоград, 2006

Информация о работе Первобытная культура