Организация досуга пожилых людей и людей пенсионного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей досуга людей пенсионного возраста.
Объект исследования: категория людей пожилого возраста.
Предмет исследования: досуговая деятельность пожилых людей.
База исследования: «дом ветеранов имени Л.У.Соболенко»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I.1. Положение людей пенсионного возраста в социальном обществе……..…………………………………………………………………….5
I.2.Специфика досуговой деятельности людей пенсионного возраста……….9
ГЛАВА II.1. «Историческая справка «дома ветеранов имени Л.У.Соболенко»………………………………………………………………….17
II.2Практическая организация досуга людей пенсионного возраста в «доме ветеранов имени Л.У.Соболенко»……………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая финал.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

- учёт региональных, национальных, религиозных, профессиональных  особенностей в организации досуга.

     По  результатам проведенного опроса можно сделать некоторые выводы. Рассмотрим каждый вопрос в деталях.

  1. Насколько Вы довольны проведением досуга в нашем учреждении?
 

       

     На  данный вопрос, 100% проживающих ответили, что довольны организацией досуга в доме ветеранов.

  1. Какие формы досуга Вы предпочитаете?

     

      25

     Ответы  продемонстрировали большой разброс в досуговых предпочтениях, что свидетельствует о том, что значительная часть пожилых людей изначально ориентируется на интегрирование в нормальную социокультурную жизнь. Они охотно готовы вступить в контакт с организаторами досуговых мероприятий и принимают условия задаваемые, интерактивными технологиями (в первую очередь это касается репетиционной и исполнительской деятельности, различных видов прикладного творчества, цветоводства, общения с друзьями). При этом они не просто следуют предполагаемым образцам действий, но склонны проявить определенную инициативу, связанную с закреплением имеющихся умений, навыков или перенесением их в другие ситуации.

     3. Каков мотив Вашего участия в досуговом объединении?

            Из полученных данных видно, что проживающие в доме-интернате пожилые люди стараются самореализовать себя и получить новый для себя объем информации, знаний, умений и навыков. Именно это мотивирует их ходить в Дом ветеранов.

          4. Достаточно ли Вам своего свободного времени для реализации своих талантов, увлечений, способностей? 

       

     82% опрошенных ответили, что им вполне достаточно времени для реализации своих талантов и увлечений в доме ветеранов. 

      26

     8. В чем Вы видите  причины препятствующие полностью реализовать свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности

     

     Среди ответов на вопрос о причинах, препятствующих самореализации в сфере досуга, преобладающими вариантами были «состояние здоровья»  и «поздно проявлять творческую активность». Можно сделать вывод, что у опрошенных, давших такие ответы сложился прочный психологический стереотип отчужденности, но они прилагают усилия на его преодоление.

     9. Какие события,  происходящие в  стране и мире, Вас интересуют  больше?

     На  данный вопрос 65% проживающих ответили, что больше всего интересует политика, 25% - культура, 5% - экономика и 5% не интересуют ни какие события, происходящие в стране и мире.

12. Чем привлекает  Вас личное участие  в организации  досуга?

     О мотивации досуговой активности пожилых людей красноречиво свидетельствуют  ответы на вопрос « Чем привлекает Вас личное участие в организации досуга?». На первых местах оказываются такие мотивы, как «Ощущаю что нужна людям» (20 %), «интересно, приносит удовлетворение» (26,5 %), «даёт возможность проявить способности» (30%). Получение новых знаний, информации, умений и навыков (24,5%).

     По  результатам анкетирования можно  сделать следующие выводы:

  1. Пожилые люди чувствуют себя комфортно.
 

      27

  1. У них достаточно свободного времени для реализации своих возможностей и талантов.
  2. Пожилые люди довольны мероприятиями и организацией проведения досуга.
  3. Опрошенные полной жизнью и максимально используют все доступные возможности реализации их потребностей.

     Таким образом, примечателен сам факт размышления  представителей старшего поколения  над элементарными условиями, способными приблизить их к стандартам цивилизованной досуговой деятельности. Возможность продлить жизненную и досуговую активность, с пользой реализовать свой жизненный и профессиональный опыт делают пожилых людей более уверенными в себе, самостоятельными и независимыми.

     Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное  время, какие возможности для  этого создает общество. Активно  занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более  полнокровной. Выход на пенсию означает, что еще 10 – 20 лет человек может плодотворно и творчески жить, приносить пользу окружающим. Есть немало примеров тому, что только уйдя на заслуженный отдых, люди неожиданно для себя открывали какие-то таланты, способности. Некоторые вдруг стали писать стихи, рисовать картины, изучать иностранные языки, философию, проявили себя специалистами в области садоводства, рукоделия, прикладного искусства и т.д. Наглядным примером служат проводимые выставки работ пенсионеров, фестивали песен, конкурсы на лучшее поэтическое произведение. Ежегодно устраиваются выставки садово-огородной продукции.

              За 2010 год «Дом ветеранов» посетило 13460 человек. В настоящее время в «Доме ветеранов» работают 23 клуба и творческих объединений.

              Можно вполне уверенно сказать, что работа с ветеранами проводится успешно и полноценно. В обоих филиалах данного учреждения проходят разнообразные занятия, репетиции, заседания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

           28 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Из выше перечисленного можно сделать вывод, что пожилые люди и люди пенсионного возраста имеют большое количество различных проблем. С выходом на пенсию у пожилых людей изменяются привычные жизненные стереотипы, возникают не только материальные, но и психологические трудности. Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия. Значительно меняется образ жизни людей. В то же время пожилые люди вносят многогранный вклад в социальное развитие России, приветствуют позитивные изменения в современном обществе,

проявляют интерес  к социальной, культурной и экономической  жизни, поддерживают солидарность поколений  и являются хранителями духовных и нравственных ценностей, сохраняют  способность к посильной трудовой деятельности, готовность передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные на обеспечение их жизнедеятельности.

          Образ жизни пожилых людей  во многом определяется тем,  как они проводят свободное  время, какие возможности для  этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полноценной.

         Именно Культурно-досуговая деятельность, имеющая большое количество форм и методов развития личности способна решить проблемы пожилых и людей пенсионного возраста.

         Осуществлением досуговой деятельности  пожилых людей на сегодняшний день осуществляет множество социальных институтов, таких как театр, цирк, филармония, музеи, парки, библиотеки. Также данной деятельностью занимаются «Дома ветеранов». И нужно отметить, что они отлично справляются со своими задачами.

     Эффективность досуговой деятельности как целостной системы в значительной мере зависит от таких факторов, как финансовая и материальная база учреждения, модель организации в нём свободного времени, его кадровый, морально-психологический, информационно-методический и социально – демографический ресурсы. Успеху организации досуговой деятельности в «домах ветеранов» способствуют поддержка администрации, активность самих проживающих и согласованность работы подразделений учреждения.

     При организации культурно-досуговой  деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать множество аспектов. И при правильном составлении досуговой деятельности можно достичь наивысших результатов. 
 
 
 
 
 
 

           29

     Список  использованной литературы:

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Медицина. М., 1989 г.
  2. Жарков А.Д. Технология социально-культурной деятельности. МГУКИ. М., 1998 г.
  3. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л.
  4. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?
  5. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста.
  6. Марковина С.Г. Особенности адаптации пожилых.
  7. Щавель С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров.
  8. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  9. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  10. Александрова Н. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. - 2002. - № 3-4.
  11. .Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998.
  12. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  13. Баринова Ж.В. Медико-социальная помощь и социально-психологическая адаптация пожилых людей.
  14. Бахтияров Р.Ш., Гнездилов А.В., Дятченко О.Т. и др. Психологические и социальные аспекты реабилитации онкологических больных пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  15. Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003.
  16. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  17. Карсаевская Т.В. Старость: Социально-философский аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  18. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.

30

Информация о работе Организация досуга пожилых людей и людей пенсионного возраста