Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа
Данная тема достаточно актуальна сегодня. Множество людей интересуется культурой XIX века и в наши дни. Художественная культура, музыка живо обсуждаются и остаются главной темой многих разговоров. Писатели, художники, музыканты XIX века сделали большой вклад в развитие русской культуры.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д.
Введение
1. Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России
2. Просвещение во второй половине XIX века
2.1 Литература, музыка и искусство
2.2 Книгоиздательская деятельность
Заключение
Список использованных источников
2.1 Литература, музыка искусство
Литература.
Русская литература второй
половины XIX века продолжает традиции
Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается
сильное влияние критики на литературный
процесс, особенно магистерской диссертации
Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения
искусства к действительности".
Его тезис о том, что прекрасное
есть жизнь, лежит в основе многих
литературных произведений второй половины
XIX века. Отсюда происходит желание
вскрыть причины социального
зла. Главной темой произведений
литературы и, шире, произведений русской
художественной культуры становится в
это время тема народа, ее острый
социально - политический смысл. В литературных
произведениях появляются образы мужиков
- праведников, бунтарей и альтруистов-философов.
Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова,
Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского отличаются
многообразием жанров и форм, стилистическим
богатством. Отмечается особая роль романа
в литературном процессе как явления
в истории мировой культуры, в
художественном развитии всего человечества.
"Диалектика души" стала важным
открытием русской литературы этого
периода. Наряду с появлением "великого
романа" в русской литературе
появляются малые повествовательные
формы великих русских
Ушли из жизни в начале
80-х годов Тургенев и Достоевский,
отошел от художественного творчества
Гончаров. На литературном горизонте
появилась новая плеяда молодых
мастеров слова - Гаршин, Короленко, Чехов.
[7] В литературном процессе отразилось
напряженное развитие общественной
мысли. Вопросы общественного и
государственного устройства, быта и
нравов, национальной истории - по сути,
вся русская жизнь была подвергнута
аналитическому освещению. При этом
был обследован огромный материал,
поставлены великие, определяющие дальнейший
прогресс страны проблемы. Но вместе с
тем русская литература наряду с
так называемыми «проклятыми
вопросами» отечественной действительности
приходит к постановке и общечеловеческих
нравственных и философских проблем.
В 80-90 годы русская литература, как
и вся культурная жизнь России,
развивалась под знаком всё возрастающего
влияния Л. Н. Толстого. Гениальный писатель,
открывший новую эпоху в
При всем разнообразии творческих
подходов и методов писателей
второй половины XIX века их объединяла
единая ориентация на нравственное воздействие
произведений, на то, что литература
может способствовать общественному
прогрессу. Отсюда та страстность и
проповедничество русской беллетристики,
которые удивляли европейских писателей.
Но разве можно, «будучи людьми не
только живущими в России, но русскими»,
довольствоваться бесстрастным художеством,
когда «гигантские жернова
Искусство.
Острое чувство
Жизненной убедительностью,
яркой индивидуальностью, глубиной
и меткостью характеристик
Вершиной творчества передвижников
и началом нового этапа в развитии
русской национальной культуры является
искусство мастеров исторической живописи
И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические
полотна Суриков пишет на сюжеты,
позволяющие раскрыть мощную силу народа,
передать достоверность исторических
событий и приблизить прошлое
к современности. Атмосфера сложных
противоречий и социальных конфликтов
петровского времени отразилась
в картине Сурикова "Утро стрелецкой
казни", которую художник трактует
как народную трагедию. В другом
историческом полотне ("Боярыня Морозова")
Суриков создает сложный
Музыка
В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А. Балакирев. Н.А. Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П. Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П. Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А. Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В. Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.
Острые социальные конфликты
60-70 годов XIX века отразились в музыке
М.П.Мусоргского. Композитор обращается
к историческим событиям, сюжетам, позволяющим
раскрыть противоречия российской жизни,
трагедию народа, грозный размах освободительной
борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания
Мусоргского: "Прошедшее в настоящем
- вот моя задача". Особенно это
относится к его операм "Борис
Годунов" и "Хованщина", в которых
события прошлых веков
Другой, московский, центр
музыкального искусства второй половины
XIX века представлен произведениями
П.И.Чайковского, который в своем
творчестве развивал интонации городского
романса, продолжая традиции М.И.Глинки
и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского
отличается богатством музыкальных
жанров: Балеты "Лебединое озеро",
"Щелкунчик", "Спящая красавица",
оперы "Иоланта", "Евгений Онегин",
шесть симфоний, вальсы и романсы,
фортепьянные произведения.[10] Двумя
вершинами творчества Чайковского
являются опера "Пиковая дама"
и "Шестая симфония". В музыкальной
трагедии "Пиковая дама" прослеживается
связь с общественным движением
России второй половины XIX века, тема преступления
и наказания. Композитор вносит изменение
в сюжет и психологические
характеристики героев. У Пушкина "Герман"
- фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная
драматургия оперы, отличающаяся стройностью
и динамичностью, построена на принципе
конфликтного развития. Тема трех карт
- тема денег - входит в конфликт с
лейтмотивом судьбы Германа и
темой любви. Эти темы находятся
в контрастном развитии, борьбе и
взаимопроникновении, которые раскрывают
эволюцию внутреннего мира героя. Философская
проблема смысла жизни - основная тема
Шестой "Патетической" симфонии Чайковского.
В ней звучит конфликт человека с
окружающей действительностью, его
стремление к свету, к радости, любовь
к жизни и неизбежность самоотверженной
борьбы за их торжество. Контрастные
темы исполнены трагическим
2.2 Книгоиздательская деятельность
Развитие буржуазных отношений
в России во второй половине XIX века,
распространение просвещения, прогресс
отечественной науки оказали
непосредственное и сильное влияние
на положение русской печати и
издательского дела. Общественное движение
начала б0-х годов побудило правительство
приступить к пересмотру цензурного
устава, что также должно было содействовать
развитию книгопечатания. В 1862 году было
упразднено Главное цензурное управление,
функции его были переданы одному
из ведомств министерства внутренних
дел, преобразованному в Главное
управление по делам печати. [2] В 1865
году был издан новый цензурный
устав, несколько облегчивший
Русская журналистика второй
половины XIX века имела ряд общих
черт с газетной прессой того периода,
но в то же время журналы в отличие
от газет, преследующих цель сообщения
наиболее свежей информации, более
глубоко отражали картину общественных
воззрений и запросов, политических
убеждений и художественных исканий
60-90-х годов XIX века. В 60-е годы ведущую
роль играли журналы общественно-
Тяга к знаниям у
жителей России выразившаяся в книгоиздательской,
журнальной и газетной деятельности,
положительно повлияла и на развитие
библиотек, сеть которых начала быстро
возрастать во второй половине XIX века.
Если в первой половине XIX века русское
общество пользовалось книгой в значительной
степени из частных собраний, то
во второй половине XIX века на первый план
выходят библиотеки: общественные,
публичные, и читателями становятся
люди самой разной сословной принадлежности.
Не только в столичных, но и в ряде
губернских и уездных городов
создавались публичные
Заключение
В ХIХ в. произошел стремительный влет русской культуры. Особо значительными были успехи в литературе, но велики были достижения и в других областях. Русская живопись развивалась своим самобытным путем, оставаясь почти незнакомой европейскому зрителю. Но лучшие достижения зарубежной живописи находили отклик и дальнейшее развитие в творчестве русских художников. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений.
Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале ХХ века в Отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
Информация о работе Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России