Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема достаточно актуальна сегодня. Множество людей интересуется культурой XIX века и в наши дни. Художественная культура, музыка живо обсуждаются и остаются главной темой многих разговоров. Писатели, художники, музыканты XIX века сделали большой вклад в развитие русской культуры.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д.

Оглавление

Введение
1. Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России
2. Просвещение во второй половине XIX века
2.1 Литература, музыка и искусство
2.2 Книгоиздательская деятельность
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 35.31 Кб (Скачать)

 

2.1 Литература, музыка  искусство 

 

Литература.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается  сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации  Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения  искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание  вскрыть причины социального  зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской  художественной культуры становится в  это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления  в истории мировой культуры, в  художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого  периода. Наряду с появлением "великого романа" в русской литературе появляются малые повествовательные  формы великих русских писателей (посмотрите, пожалуйста, программу  по литературе). Хочется также отметить драматические произведения А.Н.Островского  и А.П.Чехова. В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция  Н.А.Некрасова, проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. В 80-90 годах  русской литературы коснулись глубокие изменения.

Ушли из жизни в начале 80-х годов Тургенев и Достоевский, отошел от художественного творчества Гончаров. На литературном горизонте  появилась новая плеяда молодых  мастеров слова - Гаршин, Короленко, Чехов. [7] В литературном процессе отразилось напряженное развитие общественной мысли. Вопросы общественного и  государственного устройства, быта и  нравов, национальной истории - по сути, вся русская жизнь была подвергнута  аналитическому освещению. При этом был обследован огромный материал, поставлены великие, определяющие дальнейший прогресс страны проблемы. Но вместе с  тем русская литература наряду с  так называемыми «проклятыми  вопросами» отечественной действительности приходит к постановке и общечеловеческих нравственных и философских проблем. В 80-90 годы русская литература, как  и вся культурная жизнь России, развивалась под знаком всё возрастающего  влияния Л. Н. Толстого. Гениальный писатель, открывший новую эпоху в национальном художественном творчестве, неустанно  ищущий философ, создавший собственное  учение и имевший последователей, он отличался необыкновенной жизненной  активностью.

При всем разнообразии творческих подходов и методов писателей  второй половины XIX века их объединяла единая ориентация на нравственное воздействие  произведений, на то, что литература может способствовать общественному  прогрессу. Отсюда та страстность и  проповедничество русской беллетристики, которые удивляли европейских писателей. Но разве можно, «будучи людьми не только живущими в России, но русскими», довольствоваться бесстрастным художеством, когда «гигантские жернова эпохи  захватили и перемалывают всю  жизнь?»,- писал А.А. Блок.[4]

Искусство.

Острое чувство гражданственности  стало свойственно не только произведениям  литературы, но и было характерной  чертой изобразительного искусства  пореформенной России. Самым ярким  явлением второй половины XIX века стало  создание Товарищества передвижных  художественных выставок и артелей  художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием  жанров: от сатирических, построенных  по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство  и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова. В творчестве передвижников большую  роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как  связанный непосредственно с  повседневной жизнью. Тема народных страданий  находит свое место в искусстве  русского художника В.Г.Перова ("Тройка", "Проводы покойника", "Последний  кабак у заставы"). В его произведениях  обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В  эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова. Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю  нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного  общественного деятеля. Среди работ  Перова хочется отметить портреты драматурга А.Н.Островкого и писателя Ф.М.Достоевского, в которых художник проникает  в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской  литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое в  изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными  являются портреты Л.Н.Толстого и П.М.Третьякова, на которых он запечатлел сложность  духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников  и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое  к современности. Атмосфера сложных  противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни", которую художник трактует как народную трагедию. В другом историческом полотне ("Боярыня Морозова") Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный  физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы. Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина "Иван грозный  и сын его Иван", замысел  которого возник как отклик на событие  современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия  и преступности самодержавия как  формы правления. Недаром эта  картина Репина была арестована и  не разрешалась к показу в Третьяковской  галереи. Глубиной характеристик отличаются портреты М.П.Мусоргского, П.Стрепетовой, Л.Н.Толстого, В.Стасова, принадлежащих  кисти Репина. Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи  русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление  реалистического пейзажа (А.Саврасов "Грачи прилетели", Ф.А.Васильев "Оттепель", Н.Н.Шишкин "Рожь"), лирического и задушевного (И.И.Левитан "Март", "Золотая осень", "Весна. Большая вода"), социально - философского (Левитан "Владимирка", "Над  вечным покоем").

Музыка

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи  с демократическим движением  эпохи. В России возникают два  музыкальных центра. Один из них  находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В  нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А. Балакирев. Н.А. Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским  офицером), А.П. Бородин - профессором  химии, сделавший более 30 открытий в  этой области, М.П. Мусоргский - медицинским  прапорщиком, а Ц.А. Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого  музыкального кружка был критик В. Стасов. В своем творчестве эти композиторы  шли по линии развития интонации  русского знаменного напева, утверждая  народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к  музыкальной культуре других народов.

Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим  раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной  борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это  относится к его операм "Борис  Годунов" и "Хованщина", в которых  события прошлых веков предстают  перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный  замысел А.С.Пушкина, использовав  вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия.[8] Основой драматургии  оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ  в трактовке Мусоргского предстает  как великая личность, одушевленная великой идеей. В творчестве Н.А.Римского-Корсакова  ощущается поэзия и самобытная красота  русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность  народа, его мечты о свободе, его  представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место  в операх отводится музыкальным  пейзажам. Мелодической красотой и  разнообразием музыкальной палитры  исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря  из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка"). Героические  образы русского народного эпоса  составляют основу творчества А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая  поэма о Древней Руси, в которой  по, мнению В.Стасова, ощущается "великая  сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью  и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь  Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).

Другой, московский, центр  музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского, который в своем  творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского  отличается богатством музыкальных  жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.[10] Двумя  вершинами творчества Чайковского  являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной  трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением  России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение  в сюжет и психологические  характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная  драматургия оперы, отличающаяся стройностью  и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с  лейтмотивом судьбы Германа и  темой любви. Эти темы находятся  в контрастном развитии, борьбе и  взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя. Философская  проблема смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической" симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с  окружающей действительностью, его  стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной  борьбы за их торжество. Контрастные  темы исполнены трагическим звучанием  и высоким гуманизмом, верой композитора  в духовные силы личности.

2.2 Книгоиздательская  деятельность

Развитие буржуазных отношений  в России во второй половине XIX века, распространение просвещения, прогресс отечественной науки оказали  непосредственное и сильное влияние  на положение русской печати и  издательского дела. Общественное движение начала б0-х годов побудило правительство  приступить к пересмотру цензурного устава, что также должно было содействовать  развитию книгопечатания. В 1862 году было упразднено Главное цензурное управление, функции его были переданы одному из ведомств министерства внутренних дел, преобразованному в Главное  управление по делам печати. [2] В 1865 году был издан новый цензурный  устав, несколько облегчивший издательскую деятельность. По новому уставу освобождались  от предварительной цензуры столичная  периодическая печать и русские  оригинальные сочинения. Изменения  в русской жизни, вызванные буржуазными  реформами 60-х годов и породившие в обществе активное обсуждение социальных и политических, экономических и  культурных проблем, непосредственно  и сильно отразилось в прессе того времени, определив ее содержание и  характер. Большинство изданий, особенно газеты, приобрели более или менее  определенную политическую направленность, выражали убеждения или интересы той или иной социальной группы. Общественная тяга к печатному слову  и либеральное движение побудили правительство приступить к пересмотру цензурного устава. Устав 1865 года относился  и к периодическим изданиям.

Русская журналистика второй половины XIX века имела ряд общих  черт с газетной прессой того периода, но в то же время журналы в отличие  от газет, преследующих цель сообщения  наиболее свежей информации, более  глубоко отражали картину общественных воззрений и запросов, политических убеждений и художественных исканий 60-90-х годов XIX века. В 60-е годы ведущую  роль играли журналы общественно-политического  и литературно-критического направления - «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Уделяя большое  внимание освещению таких общественно  значимых проблем, как проведение в  жизнь буржуазных реформ, крестьянского  и позднее рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом  литературные, основательно знакомили  читателей с произведениями русских  и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной  жизнью; с 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные  статьи. [9]

Тяга к знаниям у  жителей России выразившаяся в книгоиздательской, журнальной и газетной деятельности, положительно повлияла и на развитие библиотек, сеть которых начала быстро возрастать во второй половине XIX века. Если в первой половине XIX века русское  общество пользовалось книгой в значительной степени из частных собраний, то во второй половине XIX века на первый план выходят библиотеки: общественные, публичные, и читателями становятся люди самой разной сословной принадлежности. Не только в столичных, но и в ряде губернских и уездных городов  создавались публичные библиотеки. Министерство народного просвещения  дало разрешение открыть для общего пользования библиотеки уездных  училищ. Публичные библиотеки, особенно в провинции, играли главную роль в распространении книги. Так. в 1860 году их было 38. а в 1861 году — 43. Крупнейшим и ценнейшим книгохранилищем  страны являлась Публичная библиотека в Петербурге.

 

Заключение 

 

В ХIХ в. произошел стремительный  влет русской культуры. Особо значительными  были успехи в литературе, но велики были достижения и в других областях. Русская живопись развивалась своим  самобытным путем, оставаясь почти  незнакомой европейскому зрителю. Но лучшие достижения зарубежной живописи находили отклик и дальнейшее развитие в творчестве русских художников. Многие отечественные  ученые были почетными членами европейских  академий и научных учреждений.

Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале ХХ века в Отечественной  литературе и изобразительном искусстве  зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние  на развитие европейской и мировой  культуры.

Информация о работе Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России