Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа
Данная тема достаточно актуальна сегодня. Множество людей интересуется культурой XIX века и в наши дни. Художественная культура, музыка живо обсуждаются и остаются главной темой многих разговоров. Писатели, художники, музыканты XIX века сделали большой вклад в развитие русской культуры.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д.
Введение
1. Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России
2. Просвещение во второй половине XIX века
2.1 Литература, музыка и искусство
2.2 Книгоиздательская деятельность
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России
2. Просвещение во второй половине XIX века
2.1 Литература, музыка и искусство
2.2 Книгоиздательская деятельность
Заключение
Список использованных источников
Введение
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное. Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.
Данная тема достаточно актуальна сегодня. Множество людей интересуется культурой XIX века и в наши дни. Художественная культура, музыка живо обсуждаются и остаются главной темой многих разговоров. Писатели, художники, музыканты XIX века сделали большой вклад в развитие русской культуры.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей.
При изучении культуры следует
иметь в виду и проявление специфических,
свойственных только ей закономерностей,
обусловленных историческими
Интерес к истории русской
культуры начал проявляться в
России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он
был связан с ростом национального
самосознания, общим интересом к
историческому прошлому нации, идейной
борьбой этого времени, со спорами
западников и славянофилов о судьбах
России. С середины 60-х годов культура
рассматривалась как
Главной участницей и идейной
вдохновительницей культурно-
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.
Краткий обзор авторов использованной литературы: Белый А., Яковкина Н.И., Милюков П.Н., Луков Н.М., Колин М.А.
1. Общие сведения
о культуре второй половины
Начало второй половины XIX
века было рубежом, разделившим две
эпохи в истории России не только
в экономическом и социально-
Новые условия жизни предъявляли
более высокие требования к культурному
уровню людей — возникла необходимость
не только в элементарной грамотности,
но и в более серьезных
Культурный процесс развивался не только «вширь», но и в «глубь», охватывая все новые социальные слои населения. Демократизация культуры стала определяющей доминантой этого периода.
Андрей Белый — русский
писатель, поэт, критик, стиховед, один
из ведущих деятелей русского символизма
двадцатого века серьёзно пытался осмыслить
культуру как категорию. Он зафиксировал
возникновение в обществе «проблемы
культуры в собственном смысле».
Открывая первый сборник своих теоретических
трудов «Символизм» (М., 1910) статьей
«Проблема культуры», он писал: «Вопрос
о том, что такое культура, есть
вопрос наших дней». По мнению поэта-мыслителя,
«разрешение этого вопроса не
может не внести переоценки в постановку
вопросов философии, искусства, истории
и религии»[ 1]. В докладе «Пути
культуры» он отмечает: «Понятие „культура“
отличается необыкновенной сложностью;
легче определить понятие „наука“,
„искусство“, „быт“; культура — цельность,
органическое соединение многих сторон
человеческой деятельности; проблемы
культуры в собственном смысле возникают
уже тогда, когда сорганизованы:
быт, искусство, наука, личность и общество;
культура есть стиль жизни, и в
этом стиле она есть творчество самой
жизни, но не бессознательное, а —
осознанное; культура определяется ростом
человеческого самосознания; она
есть рассказ о росте нашего „Я“;
она — индивидуальна и
Культура, являясь важнейшей
системой общественной жизни, аккумулировала
идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме
продолжала сохранять классовый
характер. Класс выступал носителем
и создателем идеалов, ценностных ориентации,
этических и эстетических норм жизни.
Поэтому, только будучи выразителем
общественного прогресса, этот класс
мог формировать
2. Просвещение во второй половине XIX века
Просвещение и наука во
второй половине XIX века развивались
в более благоприятных условиях
по сравнению с предшествующим временем.
Отмена крепостного права и другие
буржуазные реформы способствовали
ускорению экономического прогресса
и развитию общественного движения.
[6] Отличительной чертой общественно-культурной
жизни первых пореформенных десятилетий
было распространение просвещения.
В стране развернулось широкое движение
за создание народных школ, изменение
методов преподавания в них, предоставление
права на образование женщинам. Большую
работу по распространению образования
среди народа проводили комитеты
грамотности, общественные просветительские
организации, связанные с земствами.
Московский комитет грамотности, возникший
еще в 1845 г., впервые поднял вопрос
о введении всеобщего начального
образования. В 1861 г. при Вольном
экономическом обществе был создан
Петербургский комитет
Необходимо было не только
строить и открывать новые
школы, обустраивать уже существующие,
но и готовить для них педагогические
кадры. По мере развития просветительской
деятельности земств усиливается правительственное
противодействие этой деятельности,
стремление контролировать ее. В 1874 году
было издано «Положение о начальных
народны училищах», которое имело
целью ограничить участие общественности
в деле народного образования, сократить
административные функции земств и
уменьшить их влияние на учебную
работу, в то же время сохраняя за
ними обязанность по содержанию училищ
и учителей. Введение должностей инспекторов
народных училищ призвано было укрепить
эту тенденцию. Учебники и книги,
допускаемые в народные училища,
подвергались строгой цензуре ученого
комитета министерства народного просвещения.
Земская школа к тому времени
уже достаточно развилась и окрепла,
пользовалась достаточно сильной общественной
поддержкой. Это позволило ей быть
до конца XIX века лучшим образцом народной
школы и сыграть значительную
роль в просвещении масс крестьянства.
Таким образом, система начальной
школы включала разные типы учебных
заведений: школы земские, начальные
училища министерства просвещения,
частные школы; церковно-приходские,
переданные в 1862 году в ведение Синода;
различные ведомственные
Во второй половине XIX века
в связи с ростом потребности
городского населения в образовании
возникла необходимость в общедоступной
школе для широких слоев
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.
Развитие буржуазных отношений
в России второй половины XIX века предъявило
особые требования к высшему образованию
— в связи с реформами этого
периода необходимо было повысить образовательный
ценз многочисленной армии чиновников.
Остро встал вопрос о подготовке
специалистов с техническим образованием,
расширении научно-исследовательской
работы университетов, создании новых
высших учебных заведений. Университеты,
помимо сугубо научного профилирования,
давали и прикладные знания. На соответствующих
факультетах изучалась
К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего - химии, физики, естествознания и математики. Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но и прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу.
Информация о работе Общие сведения о культуре второй половины XIX века в России