Общественно-исторические условия и основные идеи научно-психологической мысли в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве, во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. В идеологии Возрождения мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос.

Оглавление

Введение…………………………….………………………………….….3;
1. Общая характеристика эпохи Возрождения…………………………5;
2. Гуманистическая мысль в эпоху Возрождения……………………...9;
3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………………13;
Заключение……………………………………………………………….16;
Список литературы……………...……………………………………….17.

Файлы: 1 файл

Контра.docx

— 34.87 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение…………………………….………………………………….….3;

  1. Общая характеристика эпохи Возрождения…………………………5;
  2. Гуманистическая мысль  в эпоху Возрождения……………………...9;
  3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………………13;

    Заключение……………………………………………………………….16;

     Список  литературы……………...……………………………………….17.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Ситуация  в Западной Европе в XIV – XV вв. складывалась следующим образом. Несомненным элементом капиталистической системы организации хозяйства, возникшим в рамках феодализма, была мануфактура. Но денежный капитал первоначально мало поддерживал мануфактуры. Деньги крупных ростовщиков, церквей, выполнявших функции кредитных касс, не вкладывались в организацию производства капиталистического типа. Они, наоборот, шли на усиление элементов феодальной организации, хотя наживались в конечном  счете за счет товарного обмена, ремесленного и мануфактурного производства и торговли. 

     Капиталы, полученные в  результате  ростовщической деятельности мало вкладываются в развитие производства собственно капиталистического типа.  В частности, в Германии, торгово-ростовщические капиталы лишь в незначительной степени затрачиваются на поддержание мануфактур, типографий, плавилен и других раннекапиталистических предприятий; львиная их доля ссужается церковным и светским феодалам, императору и членам немецкого епископата. Такая же картина наблюдалась и в других странах Западной Европы, в том числе и Италии. На деньги  ростовщиков содержатся наемные княжеские армии и другие орудия позднефеодального неэкономического принуждения.

     Мануфактуры XIV-XV вв. в основном не превратились в капиталистические предприятия. Во многих случаях они просто разорились и прекратили свое существование.

     Непосредственные  производители  в период позднего средневековья находились в тяжелом  положении. У лиц, находящихся в  личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть  производимого продукта; большие  налоги за пользование землей и непомерные платежи за  сырье.

     Социальный  гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети  населения Европы – все это  вытесняет последние надежды  на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством  от религий востока и широко  представленного в Ветхом Завете признания ценности земного бытия, идеи долгой и  счастливой жизни  как награды за добродетель.

     Почву для распространения идеи Возрождения  и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве, во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. В идеологии Возрождения мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации от подобного понимания мистицизма не остается и следа. Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Общая характеристика эпохи Возрождения

     Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от  Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

     Сами  деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.

     Эпоха Возрождения – это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и  отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек  – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности  в общественной жизни.

     Одной из характерных черт духовной атмосферы  этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда  укреплял ее на земле.

     Светский  характер присущ и такому яркому явлению  культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею  блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

     В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное  наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным  идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно  перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве  индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как  индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое  и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в  нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом  все потенции собственного развития. Представление о человеке как  малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

       Следствием возросшего интереса  к классической культуре стало  также изучение  античных текстов  и использование языческих прототипов  для воплощения христианских  образов, собирательство камей,  скульптур и прочих древностей, а также восстановление  римской  традиции портретных бюстов. Возрождение  античности, собственно, дало название  всей эпохе, ведь  «ренессанс»   и переводится как «возрождение».

     Обучение  и научные исследования больше не были  исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились  естественно-научные и медицинские эксперименты.

     В архитектуре ведущую роль стали  играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали  своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.

     Художники  и  скульпторы  стремились  в  своем творчестве  к  естественности,  к  реалистичному  воссозданию  мира  и человека. Изучались  классические  статуи  и  анатомия  человека.  Художники начали использовать перспективу, отказавшись  от  плоскостного  изображения. Объектами искусства  стали  человеческое  тело (в т.ч. обнаженное),  классические  и  современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются  Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

     В музыке, проникающейся гуманистическим  мироощущением, развивается вокальная  и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной  и инструментальной музыки. Эпоха  завершается появлением новых музыкальных  жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.

     В  Италии  зарождались  капиталистические  отношения, и дипломатия стала использоваться  как  инструмент  в  отношениях между городами-государствами. Научные  и  технические  открытия,  такие,  как изобретение  книгопечатания,  способствовали  распространению  новых   идей. Постепенно новые  идеи овладели всей Европой.

        Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

           Наконец, если философия  Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского  рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.  Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой  религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм

     заключался  в том, что соединение с Богом  происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя  духа, достигаемого аскетическим образом  жизни и специальными молитвами.  

     Гуманизм  переменил точку зрения. Человек  был поставлен в центр как  существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм  как фокус мировоззрения  гуманистовозначал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Гуманистическая мысль в эпоху Возрождения

     Термин  «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще  в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон ( 106-43 до н.э.). Для него  humantias – это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения,  и таковыми  являются и по сегодняшний день. 

     Родоначальником гуманизма единодушно считается  поэт и философ Франческо Петрарка  (1304-1374). В его творчестве  - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую  Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

     В упомянутом трактате проявляется принципиально  новый  подход к оценке античного  наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое  подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот  античной культуры и в то же время  переосмыслить и в чем-то превзойти  ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию.

     Первый  гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке, и во всем его  творчестве звучит призыв переориентировать  философию на этот достойный объект познания. 

     Своими  рассуждениями Петрарка   заложил  основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи  личность осознает себя по-разному. Средневековый  человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Информация о работе Общественно-исторические условия и основные идеи научно-психологической мысли в эпоху Возрождения