2.
Созидание коллективов.
Коллективы возникают
потому, что мифы обеспечивают
специфическую в каждом
конкретном случае координацию
восприятия и поведения
многочисленных разрозненных
индивидов. В качестве
примера здесь можно
назвать коллективы
самого разного рода:
от рабочей бригады
на заводе или хоккейной
команды до целого народа,
борющегося за независимость.
Каждый из этих коллективов
формируется как коллектив
благодаря определенному
мифу: мифу о конвейерном
производстве и его
эффективности, хоккейному
мифу, мифу о свободе
и независимости народа.
Эти мифы также историчны:
не так давно не существовало
«конвейерного» мифа,
всего сто с лишним лет
насчитывает хоккейный
миф, еще в середине
прошлого столетия не
было мифа о свободе
и независимости как
праве образовать собственное
этническое государство.
Создание коллективных
мифов — безусловно,
одна из ключевых задач
современных производителей,
поскольку связи с общественностью
и реклама продуцируют
массовую потребительскую
культуру, где, например,
все стройные женщины
питаются йогуртами,
а благополучные семьи
хранят продукты в холодильниках
«Бош». Всё вышеперечисленное
— не более чем мифы,
с помощью которых обыватель
сажается на крючок
потребления.
3.
Формирование идентичности.
Обеспечивая специфическую
для коллектива
координацию восприятия
и поведения, миф формирует
коллективную идентичность.
Она реализуется через
ценности и нормы, которые
есть, с одной стороны,
орудия единения коллективного
субъекта с объектом,
а с другой — орудие
соединения представления
с поступком. Например,
в России на протяжении
последних десяти лет
пытаются создать миф
о «среднем классе»
— благополучной умеренно-консервативной
части общества, идеология
которой опирается на
карьеру, семейные ценности
и потребление.
4.
Воспроизведение
коллективной идентичности.
Сохранение мифа представляет
собой условие сохранения
коллективной идентичности,
и его исчезновение
ведет к распаду соответствующих
коллективов. Например,
следствием исчезновения
со временем мифа о независимой
государственности
станет исчезновение
соответствующей коллективной
идентичности точно
так же, как исчезали
в истории многие коллективные
идентичности вслед
за исчезновением соответствующих
мифов.
5.
Формирование и
структурирование
пространства. Каждый
миф формирует
свое собственное пространство,
в котором можно выделить
центр, периферию и разные
степени отдаленности
от центра. Как правило,
периферия — это пространство
борьбы с другими мифами.
Пространственное структурирование
особенно ярко проявляется
в геополитических суждениях.
Можно сказать, что геополитика
— это миф высшего уровня,
определяющий необходимость
пространственного
выражения других мифов,
в первую очередь, национальных.
Последние обеспечивают
реализацию геополитических
идей, гарантируя идентичность
коллективного субъекта
и его неразрывную связь
с объектом, то есть
территорией. В то же
время эти мифы энергитизируют
коллективность, обеспечивая
единство мышления и
действия.
Какую
же роль играли мифы
и мифотворчество в истории человеческого
общества и человеческой
культуры?
Они
по-своему объясняли
мир, природу, общество,
человека.
Они
в своеобразной, очень
конкретной форме устанавливали связь
между прошлым, настоящим
и будущем человечества.
Они
являлись каналом, по
которым одно поколение
передавало другому
накопленный опыт, знания,
ценности, культурные
блага, знания.
3.
Основные типы мифов.
- Мифы
этиологические (букв. «причинные», т.е.
объяснительные) - это мифы, объясняющие
появление различных природных и культурных
особенностей и социальных объектов. В
принципе, этиологическая функция присуща
большинству мифов и специфична для мифа
как такового. Практически под этиологическими
мифами понимаются прежде всего рассказы
о происхождении некоторых животных и
растений (или их частных свойств), гор
и морей, небесных светил и метеорологических
явлений, отдельных социальных и религиозных
институтов, видов хозяйственной деятельности,
а также огня, смерти и др. Подобные мифы
широко распространены у первобытных
народов. Как особую разновидность этиологических
мифов можно выделить мифы культовые,
объясняющие происхождение обряда, культового
действия.
- Мифы
космогонические (большей частью менее
архаические, чем этиологические) повествуют
о происхождении космоса в целом и его
частей, связанных в единой системе. В
космогонических мифах особенно отчётливо
актуализуется характерный для мифологии
пафос превращения хаоса в космос. В них
непосредственно отражаются космологические
представления о структуре космоса (обычно
трёхчастной вертикально и четырёхчастной
горизонтально), описывается его вегетативная
(мировое древо), зооморфная или антропоморфная
модель. Космогония обычно включает разъединение
и выделение основных стихий (огонь, вода,
земля, воздух), отделение неба от земли,
появление земной тверди из мирового океана,
установление мирового древа, мировой
горы, укрепление на небе светил и т. п.,
затем создание ландшафта, растений, животных,
человека.
Мир может возникнуть
из первоэлемента, например, из мирового
яйца или из антропоморфного первосущества-великана.
Различные космические объекты могут быть
найдены, даже похищены и перенесены культурными
героями, порождены биологически богами
или их волей, их магическим словом.
- Частью
космогонических мифов являются мифы
антропогонические - о происхождении человека,
первых людей, или племенных первопредков
(племя в мифах часто отождествляется
с «настоящими людьми», с человечеством).
Происхождение человека может объясняться
в мифах как трансформация тотемных животных,
как отделение от других существ, как усовершенствование
(самопроизвольное или силами богов) неких
несовершенных существ, «доделывание»,
как биологическое порождение богами
или как изготовление божественными демиургами
из земли, глины, дерева и т. п., как перемещение
неких существ из нижнего мира на поверхность
земли. Происхождение женщин иногда описывается
иначе, чем происхождение мужчин (из другого
материала и т. п.). Первый человек в ряде
мифов трактуется как первый смертный,
ибо уже существовавшие ранее боги или
духи были бессмертны.
- Мифы
астральные - о Звёздах и планетах. В архаических
мифологических системах звёзды или целые
созвездия часто представляют в виде животных,
реже деревьев, в виде небесного охотника,
преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов
заканчивается перемещением героев на
небо и превращением их в звёзды или, напротив,
изгнанием с неба не выдержавших испытания,
нарушивших запрет (жён или сыновей жителей
неба). Расположение звёзд на небе может
трактоваться и как символическая сцена,
своеобразная иллюстрация к тому или иному
мифу. По мере разработки небесной мифологии
звёзды и планеты строго прикрепляются
(отождествляются) к определённым богам.
На основе строгого отождествления созвездий
с животными в некоторых ареалах (на Ближнем
Востоке, в Китае, у части американских
индейцев и др.) складывались закономерные
картины движения небесных светил. Представление
о воздействии движения небесных светил
на судьбу отдельных людей и всего мира
создало мифологические предпосылки для
астрологии.
- Мифы
солярные и лунарные в принципе являются
разновидностью астральных. В архаических
мифологиях Луна и Солнце часто выступают
в виде близнечной пары культурных героев
или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя
и ребёнка. Луна и Солнцетипичные персонажи
дуалистических мифов, построенных на
противопоставлении мифологических символов,
причём Луна (Месяц) большей частью маркирована
отрицательно, а Солнце - положительно.
Они представляют оппозицию и двух тотемных
«половин» племени, ночи и дня, женского
и мужского начала и т. д. В более архаических
лунарных мифах месяц представляется
чаще в виде мужского начала, а в более
развитых - женского (зооморфного или антропоморфного).
Небесному существованию Луны и Солнца
(как и в случае со звёздами) иногда предшествуют
земные приключения пары мифологических
героев. Некоторые специально лунарные
мифы объясняют происхождение пятен на
Луне («Лунный человек»). Собственно солярные
мифы лучше представлены в развитых мифологиях,
в архаических - популярны мифы о происхождении
Солнца или об уничтожении лишних солнц
из первоначального их множества. Солнечное
божество тяготеет к тому, чтобы стать
главным, особенно в древних обществах,
возглавляемых обожествлённым царём-жрецом.
Представление о движении солнца часто
ассоциируется с колесом, с колесницей,
в которую впряжены кони, с борьбой против
чудовищ или богом грозы. Суточный цикл
также отражается в мифологическом мотиве
исчезающего и возвращающегося солнечного
божества. Уход и приход могут быть перенесены
с суток на сезоны. Универсальный характер
имеет миф о дочери солнца.
- Мифы
близнечные - о чудесных существах, представляемых
в виде близнецов и часто выступающих
в качестве родоначальников племени или
культурных героев. Истоки близнечных
мифов прослеживаются в представлениях
о неестественности близнечного рождения,
которое у большинства народов мира считалось
уродливым. Наиболее ранний пласт близнечных
представлений наблюдается в зооморфных
близнечных мифах, предполагающих родство
между животными н близнецами. В мифах
о близнецах-братьях они, как правило,
выступали сначала соперниками, а позднее
становились союзниками. В некоторых дуалистических
мифах братья-близнецы не антагонистичны
друг другу, а являются воплощением разных
начал. Есть мифы о близнецах брате и сестре,
но встречаются и усложнённые варианты,
где в кровосмесительных браках брата
и сестры предпочитается наличие нескольких
братьев. Особенностью многих африканских
близнечных мифов является совмещение
обоих рядов мифологических противоположностей
в одном мифологическом образе (т. е. близнечные
существа - двуполые).
- Мифы
тотемические составляют непременную
часть комплекса тотемических верований
и обрядов родоплеменного общества; в
основе этих мифов лежат представления
о фантастическом сверхъестественном
родстве между определённой группой людей
(родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами
животных и растений. По содержанию тотемические
мифы очень просты. Основные персонажи
наделены в них чертами и человека, и животного.
В наиболее типичном виде тотемические
мифы известны у австралийцев и африканских
народов. Тотемические черты ясно видны
в образах богов и культурных героев в
мифологии народов Центральной и Южной
Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль,
Кукулькан). Остатки тотемизма сохранились
в египетской мифологии, и в греческих
мифах о племени мирмидонян, и в часто
встречающемся мотиве превращения людей
в животных или растения (например, миф
о Нарциссе).
- Календарные
мифы теснейшим образом связаны с циклом
календарных обрядов, как правило, с аграрной
магией, ориентированной на регулярную
смену времён года, в особенности на возрождение
растительности весной (сюда вплетаются
и солярные мотивы), на обеспечение урожая.
В древних средиземноморских земледельческих
культурах господствует миф, символизирующий
судьбу духа растительности, зерна, урожая.
Распространён календарный миф об уходящем
и возвращающемся или умирающем и воскресающем
герое (ср. мифы об Осирисе, Таммузе, Балу,
Адонисе, Дионисе и др.). В результате конфликта
с демоном, богиней-матерью или божественной
сестрой-женой герой исчезает или погибает
или терпит физический урон, но затем его
мать (сестра, жена, сын) ищет и находит,
воскрешает, и тот убивает своего демонического
противника. Структура календарных мифов
имеет много общего с композицией мифов,
связанных с ритуалами инициации или интронизации
царя-жреца. В свою очередь они оказали
влияние на некоторые героические мифы
и эпические предания, на мифы о сменяющих
друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические
- Мифы
героические фиксируют важнейшие моменты
жизненного цикла, строятся вокруг биографии
героя и могут включать его чудесное рождение,
испытания со стороны старших родичей
или враждебных демонов, поиски жены и
брачные испытания, борьбу с чудовищами
и другие подвиги, смерть героя. Биографическое
начало в героическом мифе в принципе
аналогично космическому началу в мифе
космогоническом; только здесь упорядочивание
хаоса отнесено к формированию личности
героя, способного в дальнейшем поддержать
своими силами космический порядок. Отражением
инициации в героическом мифе является
обязательный уход или изгнание героя
из своего социума и странствия в иных
мирах, где он приобретает духов-помощников
и побеждает демонических духов-противников,
где ему иногда приходится пройти через
временную смерть (проглатывание и выплёвывание
чудовищем; смерть и воскрешение-инициационные
символы). Инициатором испытаний (принимающих
иногда форму выполнения «трудной задачи»)
может быть отец, или дядя героя, или будущий
тесть, или племенной вождь, небесное божество,
например бог-Солнце, и т. п. Изгнание героя
иногда мотивируется его проступками,
нарушением табу, в частности, инцестом
(кровосмешением с сестрой или женой отца,
дяди), также угрозой для власти отца-вождя.
Герой как термин греческой мифологии
означает сына или потомка божества и
смертного человека. В Греции имел место
культ умерших героев. Героический миф
- важнейший источник формирования как
героического эпоса, так и сказки.
- Мифы
эсхатологические о «последних» вещах,
о конце мира возникают относительно поздно
и опираются на модели мифов календарных,
мифов о смене эпох, мифов космогонических.
В противоположность космогоническим
мифам, эсхатологические рассказывают
не о возникновении мира и его элементов,
а об их уничтожении - гибель суши во всемирном
потопе, хаотизация космоса и др. Трудно
отделить мифы о катастрофах, сопровождавших
смену эпох (о гибели великанов или старшего
поколения богов, живших до появления
человека, о периодических катастрофах
и обновлении мира), от мифов о конечной
гибели мира. Более или менее развитую
эсхатологию находим в мифах аборигенов
Америки, в мифологиях древнескандинавской,
индуистской, иранской, христианской (евангельский
«Апокалипсис»). Эсхатологическим катастрофам
часто предшествуют нарушение права и
морали, распри, преступления людей, требующие
возмездия богов. Мир погибает в огне,
потопе, в результате космических сражений
с демоническими силами, от голода, жары,
холода и т. п.
Необходимо
отметить, что многие известные мифы
- античные, библейские и некоторые
другие не умещаются в перечисленные
категории, а являются включёнными
в мифологический цикл легендами и
историческими
Заключение
Все сказанное позволяет выделить
основное отличие мифологических представлений
о мире от современного взгляда на него.
Мир древнего человека делится на качественно
различные сферы: верх — низ, правое - левое
и т.д. В противоположность этому, с точки
зрения современной науки, пространство
однородно, равно самому себе в каждой
его части. Совершенно несущественно, совершается
какое-то событие на севере или на юге,
справа или слева от нас. Везде действуют
одни и те же законы, открытые наукой. Современная
наука, собственно, начинается с идеи однородности
пространства, доказательства того, что
повсюду в мире действуют одни и те же
силы и в этом плане «небо» ничем не отличается
от земли.
Для мифологического сознания
нет ничего устойчивого, все способно превращаться
во все и все связано со всем. Представление
о связи всего со всем было основой магии,
колдовства, гадания, различных обрядов.
Для мифологического сознания в мире нет
ничего безличного, неодушевленного, в
основе любого явления или события лежит
скрытая сила, воля. В конечном счете, воля
богов управляет миром. Ряд мифологических
представлений сохранился в мировоззрении
современного человека, и напоминает нам
о преемственности явлений культуры.
Мифологическое
сознание незримо присутствует в мировоззрении современного
человека: это суеверия – связь несвязанных
событий и действий, вера в талисманы,
гадание, колдовство. Безоглядная, безоговорочная
вера в могущество медицины или рекламы,
слепое следование стереотипам – все
это пережиток мифологического мировоззрения,
элемент становления человеческой культуры.
Главное значение
мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию
между миром и человеком, природой и обществом,
обществом и индивидом и таким образом обеспечивали
внутреннее согласие человеческой жизни.
Список использованной
литературы
- Кохановский
В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи
Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное
пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс",
2003. - 448 с.
- Голубинцев,
В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия
для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс,
2004.
- Спиркин
А.С. Философия. М., 2001
- Введение
в философию. 2 части. М. 1983.
- Философский
словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.
- Философия.
Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону.
1991.