Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:45, доклад

Краткое описание

В XX веке качественно изменились представления о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины мира, но прежде всего в рамках картины человеческого бытия в целом.

История этого века утвердила свою всемерность в тенденциях глобальных проблем: образование экономических систем мирового масштаба (мировой рынок, международные банки, трансконтинентальные монополии); образование глобальной информационной сети, позволяющей приобщить к делам отдельных стран весь мир; возникновение экологических проблем, решение которых возможно только усилиями всего человечества; войны XX века становятся мировыми, они охватывают десятки народов и государств, при этом масштабы уничтожения человека достигают небывалых размахов.

Файлы: 1 файл

Массовая культура .doc

— 70.00 Кб (Скачать)

         -      разного рода игровые  комплексы от механических игр,  электронных приставок, компьютерных  игр и т.д. до систем виртуальной  реальности. 

     Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры: 

           -       кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

           -       мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

           -       арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

 

       Кич-культура – массовая культура  в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского. Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести: 

           -        упрощенную подачу проблематики;

           -        опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

    • ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.
 

     Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение  в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры. 

     Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мидкультура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. 

      Наиболее  высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую  образованную часть публики. Главной  задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к  нормам и стандартам традиционной культуры.

     Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно –

поп-культуру и рок-культуру.

     Анализируя  массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками являются: 

            -        ориентированность на гомогенную аудиторию;

            -        опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

            -        эскейпизм;

            -        быстродоступность;

            -        быстрозабываемость;

            -        традиционность и консерватизм;

            -        оперирование средней языковой семиотической нормой;

            -        занимательность.

Остановимся более  подробно на некоторых из вышеперечисленных характеристик.  

     Ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное. Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры.

     Для массовой культуры, как заметили культурологи, очень свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость  – это свойство мифа. Мифология, в свою очередь, фиксирует в концентрированном виде коллективное бессознательное. Следовательно, массовая культура тем или иным образом ориентируется на архетипы коллективного, бессознательного. Интересно подметил российский культуролог В.П. Руднев: «Актеры в сознании зрителей отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические боги». Вообще культурологи все чаще и чаще сближают массовую культуру с мифологией. Характерны даже названия монографий. Например – «Мифология XX века» (В.П. Шестаков).          

 Другая, не менее значимая характеристика  массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги «Философия художественной истории» Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.        

 Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, печатные издания, теле и радиопрограммы, прибавились мобильные системы связи и Internet.         

 Массовая  культура является неотъемлемой  частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.        

 Говоря  о недолговечности продукции  массовой культуры, следует выделить  особую категорию ее так называемых  «культовых» произведений. Их главная  особенность заключается в том,  что они очень глубоко проникают  в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости.    

     Например, книга «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров) – культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка группы «Beatles» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой поп-культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем».        

 Массовая  культура, порождая огромное количество  своих произведений-однодневок, вместе  с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи,  оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации, контакт с аудиторией теряется.        

 Как  самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.        

 В  целом существующие точки зрения  можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную  оценку этого феномена. По их  мнению, массовая культура формирует  у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция  аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.        

 К  этой группе можно отнести  и авторов Учения Живой Этики  (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной (т.е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

     Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что: 

        -         она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время;

        -         создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;

        -   дает возможность широкой  аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры.         

 И  все же, вероятно, противопоставление  определенно позитивной и определенно  негативной оценок массовой культуры  будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры  на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.         

 Попытаемся  теперь выявить причины популярности  мас-культуры и прокомментировать  их. Здесь кроме объективной причины необходимости усредненного языка общения можно выделить и другие, которые непосредственно связаны с особенностями человеческого сознания. Они выглядят следующим образом: 

         -        Нежелание индивида активно участвовать в социальных явлениях и процессах духовно или интеллектуально. Другими словами, изначальная пассивность сознания большинства членов общества.

         -        Желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины.

         -        Желание понимания и сопереживания своим проблемам со стороны другого человека и общества. 

     Кроме того, известный английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности как: узнаваемость и доступность. «Общество нуждается в постоянном подтверждении великих истин, - весьма справедливо замечает он, - хотя делает это массовая культура на низком уровне и безвкусно».

     Массовая  культура, учитывая все эти особенности  сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

     В связи с широким распространением массовой культуры появляется вопрос и о ее географическом статусе. Большинство  теоретиков и историков культуры склоняются к тому, что массовая культура – явление общечеловеческое, никак не связанное с социальной структурой общества. Массовая культура – космополитична.

Информация о работе Массовая культура