Массовая
культура — это часть общей культуры,
отделенная от элитарной лишь большим
количеством потребителей и социальной
востребованностью. Эта определенность
не строга, более того, объекты переходят
через эту условную границу довольно часто.
Все остальные признаки подобного отделения
только следуют из количественного фактора.
Музыка Моцарта в зале филармонии остается
явлением элитарной культуры, а та же мелодия
в упрощенном варианте, звучащая как сигнал
вызова мобильного телефона,— явление
культуры массовой.
Итак, в отношении субъекта творчества
- восприятия можно выделить народную культуру,
элитарную и массовую (см.: массовая культура). При
этом народная культура находится
практически в стадии музеефикации - консервации
или превращается в сувенирный бизнес.
Элитарность и массовость имеют
равное отношение как к феноменам Культуры.
В самой массовой культуре можно выделить,
например, стихийно складывающуюся культуру
под воздействием массы внешних факторов:
культуру тоталитарную, навязанную массам
тем или иным тоталитарным режимом (советским
в СССР, нацистским в Германии) и всячески
поддерживаемую им. Искусство социалистического
реализма является одной из главных разновидностей
такого искусства.
Возможна также фиксация внимания на функционировании
и модификации традиционных видов искусства
и появлении новых. К последним относятся
фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные
виды электронных искусств, компьютерное искусство и
их всевозможные взаимо-соединения и комбинации.
Массовая
культура
Специфической чертой ХХ в. было распространение
массовой культуры, в основном благодаря
развивающимся средствам массовой коммуникации.
В этом смысле массовой культуры в ХIХ
в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк,
балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот
все, чем располагали город и деревня.
Цель массовой
культуры
Для чего
нужна массовая культура? Для того,
чтобы осуществлять принцип дополнительности
, когда нехватка информации в одном канале
связи заменяется избытком ее в другом.
Массовая культура,
будучи одним из самых ярких проявлений
социокультурного бытия современных развитых
сообществ, остается сравнительно малоосмысленным
феноменом с точки зрения общей теории
культуры.
Основные черты массовой
культуры
- ориентируется на коммерческие цели, связана с появлением человека- потребителя, массового потребителя, человека, который сидит перед телевизором. Художественная ценность подменена рыночной стоимостью. Предполагает ее пассивное потребление. Это скорее не культура, а вид бизнеса, культурная индустрия;
- оперирует предельной простотой, обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории, ее признаки – доступность, понятность, популярность.
- продукт массовой культуры – однодневка, чтобы появлялось новое, нужно, чтобы старое быстро умирало;
- массовая культура по преимущество аудиовизуальная, предназначена не для диалога и общения, а для снятия стресса от избыточных социальных перегрузок; это культура веселья, бездумных развлечений;
- массовая культура способна выступать средством манипулирования сознания, это средство внедрения в сознание желательных для определенных групп стереотипов поведения.
Основные проявления
и направления массовой культуры
нашего времени
(Источник: А.Я.Флиер
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ)
Среди основных проявлений и направлений
массовой культуры нашего времени можно
выделить следующие:
- индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
- массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
- средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");
- система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;
- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;
- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
- индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той же "субкультуры детства", только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство "высокого" искусства для предачи упрощенного, инфантилизированного смылового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);
- индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
- индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов" посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствут еще сохраняющемуся в культуре западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";
- система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;
- разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях:
- всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания (3).
Элитарная культура как антипод
массовой культуры
В качестве антипода массовой
культуры многие культурологи рассматривают
элитарную культуру. Производителем
и потребителем элитарной культуры,
с точки зрения представителей этого
направления в культурологии, является
высший привилегированный слой общества
— элита (от франц. elite — лучшее, отборное,
избранное). Определение элиты в различных
социологических и культурологических
теориях неоднозначно. Итальянские социологи
Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту
по сравнению с массами характеризует
высокая степень деятельности, продуктивности,
активности. Однако в философии и культурологии
получило большое распространение понимание
элиты как особого слоя общества, наделенного
специфическими духовными способностями.
С точки зрения этого подхода, понятием
элита обозначается не просто высший слой
общества, правящая верхушка. Элита есть
в каждом общественном классе. Элита —
это часть общества, наиболее способная
к духовной деятельности, одаренная высокими
нравственными и эстетическими задатками.
Именно она обеспечивает общественный
прогресс, поэтому искусство должно быть
ориентировано на удовлетворение ее запросов
и потребностей.
Элитарная культура (от фр. –
лучшее, избранное)
Термин «элита» ввел в
1902 году В. Парето.
Черты элиты:
- люди, получившие высший индекс в области их деятельности
- люди, активные в политическом отношении
- люди, обладающий интеллектуальным и моральным превосходством над массами
- с наивысшим чувством ответственности
- творческое меньшинство
- ведущие позиции в культурной жизни общества.
Элитарная культура - культура,
ориентированная на особую группу людей
(элиту), обладающую особой восприимчивостью
к новому, оригинально-неожиданному
в искусстве, науке, философии. Элитарная
культура характеризуется замкнутостью,
закрытостью, малой доступностью. Истоками
и почвой элитарной культуры в
обществе является выделение особых
групп людей, занимающих высокое
социальное положение, обладающих знаниями,
что вызывало часто неприятие
со стороны широких масс. Элита
идет вразрез с официальными идеологическими
доктринами. Признаки элитарной культуры
являются новизна, оригинальность, нонконформизм,
интеллектуально-авангардная направленность,
тяготение к эксперименту в области
формы, сложность, эпатаж. Все эти
качества на определенный период делают
элитарную культуру культурой для
избранных. Но проблема ее доступности
– это проблема временная. Элитарная
культура словесно-смысловая. Она предназначена
человеку читающему.