Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Файлы: 1 файл

гусэ.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Для антропологов цивилизация - всего  лишь более сложный, или наивысший  тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи, в отличие от социологов, не проводили. "Цивилизация" - совокупность созданных человеком "средств", а "культура" - совокупность всех человеческих "целей".

 

12) морфология  культуры

Подходы к интерпретации понятия  культура:

1)просветительский ( культура мир разума)

2)аксеологический (мир ценностей)

3)антропологический (мир человека)

Информационно-симеотическая концепция культуры:

1)культура мир артефактов

2) мир смысла

3)мир знаков

Культура-мир артефактов

Артефакт- все, что создано человеком, анне природой. Культура это то, что создал человек благодаря своей творческой активности, эта искусственная среда, созданная руками и сознанием человека.

Артефакты:

1)материальные (созданные руками человека, являются  материализацией идеи)

2)нематериальные /духовные (все, что создано волей  человека) произведения искусства,  мысли, переживания

Духовность включает в себя разум, чувство, мораль, волю

Культура - мир смысла

Виды смысла:

1)знание (информация  о важных объектах)

2)ценности (характеризует отношение к объекту)

3)регулятивы / нормы (в соответствии с которыми  люди строят свою жизнь)

Ценности:

1)ценностная  ориентация ( ценности, принадлежащие определенному индивидуму)

2)объективная  ценность (одобряемая и признаваемая  обществом)

Ценности  могут быть духовными и материальными. Гармоничный человек это тот,  у которого личные ценности совпадают  и общепринятыми.

Культура – мир знаков

Знак - предмет, выступающий в качестве объективно носителя информации о другом предмете

Всякое  явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст, которые подлежит прочтению и  пониманию. То есть сталкиваясь с  культурным явлением человеку приходится решать две задачи: как его понять и как проверить правильность его понимания. Проблема заключается в том, что читательская интерпретация текста может не совпадать с авторской в принципе. Во-первых, читатель и автор разные и неповторимые личности. Во-вторых, когда читатель знакомится с текстом, у него возникает «избыточное видение», ведь он знает то, чего создатель произведения знать не мог.

13.  Функции культуры

Познавательная— достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике.

Информативная связана с накоплением и трансляцией социального опыта от одного поколения к другому внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому.

Аксиологическая (оценочная) соединена с ценностями в культурологическом измерении.

Сигнификативная (знаковая) связана с семантической эстетикой, а также с семиотическим изучением «языков» театра, кино и других видов искусства.

Праксиологическая (деятельностная) соединена с культурологической деятельностью.

Коммуникативная позволяет людям вступать в общение друг с другом.

Нормативная регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп.

Цивилизационная (гуманистическая) — главная систематизирующая функция культуры. Выполняет роль специфического селектора, выводящего за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное.

 

14. Культурогенез,  культурная динамика

Один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюц. теории осн. причиной К. является необходимость в адаптации человеч. сооб-в к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существ. роль в процессе К. играет также индивидуальный творч. поиск в интеллектуальной, техн., худож. и иных сферах. Вопросы истор. происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов 19 в. (Спенсер, Л. Морган, Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. В 20 в. проблемами истор. генезиса культуры и ее отд. специализир. областей занимались многие историки, социологи, этнографы, археологи, искусствоведы, религиоведы и пр., однако общая теория К. стала предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время. Структурно в К. можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеч. сооб-в (социальных, этнич., полит., конфессиональных и др.), а также межэтнич. культурных общностей и истор. типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций. Генезис культурных форм можно структурировать на фазы инициирования новаций ("социальный заказ", творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, "конкурса" их функциональной и технол. эффективности и внедрения отобранных в ходе "конкурса" форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Нек-рые формы, заимствуемые извне или "реактуализируемые" из культур прошлого, сразу включаются в фазу "конкурсного" отбора. Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при к-ром в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сооб-ве (институциональных - с императивной функцией, конвенциональных - с "разрешит." характером, статистических - с неопр. типом регуляции), а нек-рые формы входят новыми элементами в действующую систему образов идентичности воспринимающего их коллектива людей. Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия субъектов), проходит фазы вызревания "социального заказа" на новые виды деятельности, практич. формирования технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, а также выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики, рефлексии эффективности и выработки стандартизированных норм осуществления этой деятельности и обучения ей (становление профессий, специальностей и специализаций), сложения профессиональных констелляций субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) и постепенного объединения родственных по социальным интересам констелляций в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.п.) с развертыванием специфич. профессионально-культурных черт в комплексные социальные субкультуры. Генезис этнокультурных систем, к к-рым в конечном счете могут быть отнесены любые сооб-ва, формируемые по терр. принципу, включает фазы появления факторов, локализующих группы людей на опр. территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия, накопления истор. опыта их совместной жизнедеятельности, аккумуляции этого опыта в ценностных ориентациях, реализации доминирующих ценностей в социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и, наконец, рефлексии черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и преобразования их в системы образов идентичности данных сооб-в. Исследование генезиса межэтнич. культурных конфигураций - хозяйственно-культурных, историко-этногр. или культурно-истор. (цивилизационных) общностей, так же как и истор. типов культур с разными экзистенциальными ориентациями - эко-адаптивными (первобытными), историко-идеол. (раннеклассовыми), экономико-социальными (нововременными) - относится уже к области чисто теор. моделирования, в силу лишь частичной системности самих изучаемых объектов и выделения их порой только по признакам внешнего сходства.

Динамика Культуры (или Культурная Динамика)

- 1) изменения  внутри культуры и во взаимодействии  разных культур, для к-рых характерна  целостность, наличие упорядоченных  тенденций, а также направленный  характер; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются  процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. Понятие Д.к. тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием "культурные изменения", но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, к-рые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения. Широкое использование понятия Д.к. приходится на вт. пол. 20 в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамич. типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. К наст. времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-филос. интерпретацию Д.к. с разных познавательно-гносеологич. позиций - с т. зр. закономерностей эволюц. изменений, истор. развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамич. полей; в терминах филос. или информационно-кибернетич. анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творч. или управленч. деятельности.

В культурологии  культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовым или этапным; циклическим и инверсионным. Наиболее простая концепция культурного развития — традиционная теория линейного прогресса, то есть целеустремленного поступательного движения культурных форм, которое понимается в духе эволюционизма, как усовершенствования человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его, материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого является доминантный тип общественных отношений, то есть социальный, как таковой. Ядром его выступают классовые интересы в одной из своих ведущих разновидностей — имущественных преимуществ, а складываются они под воздействием факторов самого разнообразного уровня. Тип социальный складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, которые формируют массовое общество в постиндустриальном обществе.

 

15. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ  В КУЛЬТУРЕ. Модернизация культуры

Традиции (от лат. traditio – «передача ценностей  от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества.

Традиции  охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения  к поколению, а также процедуры  и способы наследования.

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может быть минимальным.

Традиции  есть «коллективная память» общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

Но каждое новое поколение людей не механически  осваивает традиции, на каждом новом  этапе эволюции люди осуществляют собственную  интерпретацию традиций, их выбор, наделяют их конкретным смыслом. Одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются, признаются пагубными и ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков перенимается, воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

Противоположностью  традиции являются новации – механизмы  формирования новых культурных моделей  самого разного уровня, которые создают  предпосылки для социокультурных изменений.

Способность к развитию, обновлению является важнейшим  свойством культуры.

Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

Когда сумма  позитивных последствий изменений  превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры.

О регрессе говорят в противном случае. Для  прогрессивного развития культуре в  равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной  из сторон ведет к негативным процессам. От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

Модернизация культуры

1. Важным  процессом динамики культуры  является культурная модернизация. Авторы теории модернизации считают,  что этот термин относится  только к современному этапу социального прогресса.Суть модернизации связывается с распространением ценностей и достижений капитализма: рационализма, расчетливости, урбанизации, индустриализации.Модернизация – это революционный переход от доиндуст-риального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.

2. Выделяют  два вида модернизации:

1) органическую модернизацию –  это момент собственного развития  страны, подготовленный всем ходом  предшествующей эволюции. Этот вид модернизации начинается с культуры и изменения общественного сознания, а затем затрагивает экономику. Пример – страны Западной Европы, где капитализм возник в результате естественных изменений в мировоззрении, укладе жизни, традиций людей;

2) неорганическую модернизацию  – это ответ какой-либо страны  на внешний вызов более развитых  стран, представляющую собой способ  «догоняющего» развития. Она предпринимается  правительственными органами, для  того чтобы преодолеть историческую  отсталость и избежать зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики, а не с культуры. В результате она не всегда получает социальную поддержку общества.

16. Ценности и нормы в системе культуры.

Норма выражает то, что  существует или должно существовать во всех без исключения случаях, в противоположность закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может быть и не выполнено. Социальная норма — предписания, требования и ожидания общественно одобряемого поведения; общие правила, которые регулируют социальную жизнь.

Социальная норма представляет из себя такие установки (идеальные  образцы, шаблоны, конструкции, схемы), которыми регулируется жизнь людей, очерчиваются границы допустимого  в обществе, предписывающая индивидам то, что они должны делать. Норма отвечает на вопрос: что делать? Она предписывает человеку, что можно, а что нельзя.

С одной стороны, нормативность  связана с высшими стремлениями и целями, представлениями о должном, об идеале-образце. С другой стороны, нормы — это некий предел, выход за который чреват серьёзными последствиями. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Культу́рные це́нности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения - синоним: нравственные ценности. есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость..

Информация о работе Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи